рассмотрев материалы дела N 7-3/244 по обращению заказчика - Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N34 о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "КОНТЕНТ ПЛЮС" (ИНН 6500007171), генеральном директоре и учредителе Общества Фуженковой Галине Леонидовне (ИНН 253202250373) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 16.02.2024 N 26/2024/П-Д (реестровый номер контракта 32703003785 24 000014) на поставку продуктов питания (масло сливочное) для МОУ СОШ N 34, заключенного по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0122300003724000017 от 24.01.2024), и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "КОНТЕНТ ПЛЮС",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 16.02.2024 N 26/2024/П-Д на поставку продуктов питания (масло сливочное) для МОУ СОШ N 34 между Муниципальным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N34 и ООО "КОНТЕНТ ПЛЮС" (далее - Поставщик) заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0122300003724000017 (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта предмет контракта: Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Наименование и количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту). Функциональные, технические и качественные характеристики Товара установлены в Техническом задании (Приложение N 2 к настоящему Контракту) (п. 1.2 контракта).
В соответствии с п. 2.1 контракта цена контракта составляет 746 120 (Семьсот сорок шесть тысяч сто двадцать) рублей 40 копеек, НДС не облагается в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 контракта товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара.
Заявка направляется Заказчиком в течение 2 (Двух) календарных дней до предполагаемой поставки Товара.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 2 календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком.
Заявка направляется Заказчиком в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта, но не ранее 01.03.2024 г.
Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Согласно п. 3.2 контракта поставка Товара по Заявке осуществляется Поставщиком по адресу: 681035, г. Комсомольск-на-Амуре, Магистральное шоссе, д.33, корпус 4а.
Пунктом 4.1 контракта установлены обязанности Поставщика:
- Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (4.1.1).
- Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим Контрактом (4.1.2).
Согласно п. 4.4 контракта заказчик вправе:
- Требовать от Поставщика, надлежащего исполнения обязательств по настоящему Контракту (4.4.1).
- Требовать от Поставщика своевременного устранения нарушений, выявленных как в ходе приемки, так и в течение срока годности (4.4.2).
- Проверять ход и качество выполнения Поставщиком условий настоящего Контракта (4.4.3).
- Требовать возмещения убытков в соответствии с разделом VII настоящего Контракта, причиненных по вине Поставщика (4.4.4).
- Отказаться от приемки и оплаты Товара, не соответствующего условиям настоящего Контракта (4.4.5).
- Принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (4.4.6).
Из п. 4.3.3 контракта следует, что в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта, такое решение направляется Поставщику в соответствии с требованиями статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 5.1 контракта товар должен передаваться Заказчику в упаковке, соответствующей установленным обязательным требованиям к безопасности и характеру груза, предохраняющей его от всякого рода повреждения или порчи и обеспечивающей сохранность в течение всего срока годности Товара.
В силу п. 7.1 контракта стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение настоящего Контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Контракта.
Согласно п. 11.1 контракта Настоящий Контракт вступает в силу с 01.03.2024 г и действует по 31.01.2025 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту.
Согласно приложению N1 к контракту "Спецификация" к поставке необходим следующий товар:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения Товара |
Единицы измерения |
Количество в единицах измерения |
Остаточный срок годности |
Цена за единицу измерения, руб. (включая НДС) (если облагается НДС) |
Стоимость, руб. (включая НДС) (если облагается НДС) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
11 |
Масло сливочное |
Кг |
1 294,00 |
Не менее 6мес. |
576,60 |
746 120,40 |
Поставка товара по заявке N3 от 26.03.2024 не осуществлена, что явилось основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 16.02.2024 N 26/2024/П-Д на поставку продуктов питания (масло сливочное) для МОУ СОШ N 34 (решение от 29.03.2024 N 1).
В результате изучения материалов дела 7-3/244, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
07.03.2024 Поставщиком осуществлена поставка товара по первой заявке, на сумму 23 064, 00 рублей в количестве 40,00 кг. (счет - фактура NТЮ-416 от 07.03.2024).
11.03.2024 Заказчиком произведена оплата поставленного товара по счет - фактуре NТЮ-416 от 07.03.2024 на сумму 23 064,00 рублей (платежное поручение N 41833 от 11.03.2024).
26.03.2024 Заказчиком направлена заявка N3 на поставку товара в количестве 50,00 кг. по электронной почте Поставщика dmitriyzinchenko0894@gmail.com.
29.03.2024 Заказчиком составлен Акт, согласно которому товар по заявке N3 от 26.03.2024 не поставлен, тем самым Поставщиком нарушен п. 4.1.1 контракта.
По состоянию на 29.03.2024 Подрядчиком частично исполнены обязательства по контракту на сумму 23 064, 00 рублей, что подтверждается счет - фактурой NТЮ-416 от 07.03.2024, в остальной части обязательства по контракту остались не исполненными на сумму 723 056, 40 рублей.
29.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с тем, что Поставщиком допущено существенное нарушение условий контракта.
29.03.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
29.03.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу. Контракт расторгнут 09.04.2024.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства N1078 не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "КОНТЕНТ ПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "КОНТЕНТ ПЛЮС" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "КОНТЕНТ ПЛЮС", отсутствие обстоятельств, являющихся основанием для отказа в удовлетворении заявления заказчика, приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об ООО "КОНТЕНТ ПЛЮС" в реестр недобросовестных поставщиков.
При вынесении решения Комиссия Хабаровского УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, пояснений не представило, мер необходимых по соблюдению норм Закона о контрактной системе не приняло, необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обстоятельств и условиям гражданского оборота не проявило и принимает решение на основании представленных заказчиком документов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Муниципальным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа N34 об ООО "КОНТЕНТ ПЛЮС" (ИНН 6500007171), генеральном директоре и учредителе Общества Фуженковой Галине Леонидовне (ИНН 253202250373) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 16.02.2024 N 26/2024/П-Д (реестровый номер контракта 32703003785 24 000014) на поставку продуктов питания (масло сливочное) для МОУ СОШ N 34, заключенного по результатам аукциона в электронной форме (извещение N 0122300003724000017 от 24.01.2024), сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 апреля 2024 г. N РНП-27-174
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024