Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в отсутствии представителей: ИП Бондаренко И.Н., КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края (о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом),
В ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России 10.04.2024 объявлен перерыв до 12.04.2024.
рассмотрев жалобу - ИП Бондаренко И.Н. и материалы дела N027/06/106-566/2024, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Бондаренко И.Н. на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного запроса котировок на поставку медицинских изделий для краевого центра сердечно-сосудистой хирургии (извещение N 0322200001224000435).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушение заказчиком требований Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при описании объекта закупки, а именно в указании требований к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, которым соответствует только один товар. По мнению Заявителя, установление данных требований, ограничивает количество участников закупки.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0322200001224000435 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 29.03.2024.
Объект закупки: поставка медицинских изделий: Поставка медицинских изделий для краевого центра сердечно-сосудистой хирургии.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 500000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 08.04.2024 в 00:00.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0322200001224000435 от 10.04.2024 на участие в закупке подано 2 заявки, все заявки признаны закупочной комиссией соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Заказчиком в материалы дела представлен мотивированный отзыв, согласно которому считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 027/06/106-566/2024, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с выводами Верховного суда РФ в определении от 24.01.2022 N 308-ЭС21-26790 по делу N А61-4140/2020 требования к предлагаемому к поставке товару сформированы заказчиком исходя из его потребности, что не может само по себе рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников данной закупки.
Описание объекта закупки содержится в извещении об осуществлении закупки и в Технической части документации "Описание объекта закупки".
В своей жалобе заявитель полагает, что в указанные в документации требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара соответствуют только одному товару.
Из пояснений представителя заказчика следует, что для определения характеристик товара, заказчиком проведен запрос цен, размещенный на сайте ЕИС, согласно которому заказчиком получено пять коммерческих предложений, из которых следует, что совокупности технических характеристик к медицинскому изделию - Катетер ангиографический, одноразового использования, перечисленных в технической части, соответствует как минимум характеристикам двух медицинских изделий разных производителей.
Кроме того, согласно Определению Верховного суда N 309-КГ18-14017 от 17.09.2018 г. (дело NА60-38386/2017) "... Характеристики товара, указанные производителями товара на официальных сайтах на момент рассмотрения заявки, могут быть уже не актуальны, и изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей вследствие изменившейся потребности рынка в отношении данного товара либо производственной необходимости".
Таким образом, заявителем не представлено доказательств, что заказчиком в документации указаны требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, которым соответствует только один товар.
Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчик является медицинским учреждением, целью которого является охрана здоровья населения на основании Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
При этом, нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
Заявителем не представлены доказательства невозможности подачи заявки другими участниками, в том числе и невозможность поставки изделий, с указанными в Технической части характеристиками, широким кругом лиц, что могло бы привести к ограничению конкуренции.
Требуемый к поставке товар свободно обращается на рынке и может быть поставлен любым физическим или юридическим лицом. Заказчик не устанавливает ограничивающих конкуренцию требований, в том числе, к наличию товара на складе потенциального поставщика при проведении торгов - товар может быть приобретен в свободном порядке после признания конкретного лица победителем.
Комиссией учтено, что на участие в закупке подано 2 заявки.
Таким образом, действия заказчика не ограничили количества участников закупки.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Бондаренко И.Н. на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного запроса котировок на поставку медицинских изделий для краевого центра сердечно-сосудистой хирургии (извещение N 0322200001224000435) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 12 апреля 2024 г. N 7-1/88
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024