рассмотрев материалы дела N7-3/237 по обращению заказчика - КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Гигиена Мед" (ИНН 7728700441 / КПП 772801001), а также генеральном директоре общества - Хардикова Наталья Дмитриевна (ИНН 463000141528), учредителе общества - Бухарин Дмитрий Петрович (ИНН 774333778616) в связи с односторонним отказом от контракта от 11.10.2023 N0322300001723000553 на поставку средства дезинфицирующего (извещение N0322300001723000553) и факта ненадлежащего исполнения условий контракта участника осуществления закупки ООО "Гигиена Мед",
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила Постановления N1078) принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Контракт от 11.10.2023 N0322300001723000553 на поставку средства дезинфицирующего между КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края и ООО "Гигиена Мед" заключен по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N0322300001723000553 (далее - контракт).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 354 434,50 рублей.
В соответствии с п. 1.1 контракта предметом контракта является поставка средств дезинфицирующих. Поставщик обязуется поставить Товар в соответствии со Спецификацией (Приложение 1 к контракту) (далее - Товар) и с Технической частью (Приложение 2 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 1.2 контракта при исполнении контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка Товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками Товара, указанными в настоящем контракте. При этом не допускается замена Товара или страны (стран) происхождения Товара, или производителя Товара, в отношении которого нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, иначе как в порядке, предусмотренном такими нормативными правовыми актами.
Пунктом 2.1 контракта установлено, что цена контракта составляет 141 970,00 рублей (сто сорок одна тысяча девятьсот семьдесят рублей 00 копеек), НДС не облагается. Цена отдельных этапов указана в графике поставки товара (Приложение 3). Сумма, подлежащая уплате Заказчиком Поставщику - юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
Заказчик вправе требовать от Поставщика, надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта (п. 4.1.1 контракта).
Поставщик обязан своевременно и надлежащим образом поставить Товар в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта; обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим контрактом (п. 4.4.1, 4.4.2 контракта).
Срок поставки Товара: В соответствии с графиком поставки товара. Дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта. Дата окончания исполнения контракта: 09.05.2024 (п. 5.1, 5.1.1 контракта)
В соответствии с п. 6.1- 6.3 контракта приемка Товара включает в себя проверку Товара на соответствие требованиям настоящего контракта. При поставке Товара Поставщик передает Заказчику все документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта. Для проверки поставленного Поставщиком Товара, предусмотренного контрактом, в части его соответствия условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза Товара, предусмотренного контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно п. 9.1, 9.2 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
-в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (п. 13.1 контракта).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
- в случае просрочки поставки Товара более чем на 30 дней;
- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 13.2 контракта).
Приложением N1 к контракту стороны согласовали спецификацию поставляемого товара:
N п/п |
Наименование, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения Товара |
Номер реестровой записи и совокупное количество баллов (при наличии) * |
Ед. изм. |
Количество |
Цена за ед. товара (руб.) |
Сумма (руб.) |
1 |
Средство дезинфицирующее в комплекте с индикаторными полосками, Российская Федерация |
781\27\2023 |
кг |
349 |
405,63 |
141 564,87 |
1 |
405,13 |
405,13 |
||||
Итого: |
|
350 |
|
141 970,00 |
Приложением N2 к контракту стороны согласовали Техническую часть (Наименование товара, его показателей (характеристик), потребительских свойств, Значение показателя (характеристики)).
Приложением N3 к контракту стороны согласовали график поставки товара:
Номер этапа |
Сроки поставки |
Срок исполнения этапа |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Количество товара |
Места доставки товара |
Цена этапа, руб. |
1 |
В течение 21 дня с момента заключения контракта |
с 12.10.2023 по 17.12.2023 |
Средство дезинфицирующее |
кг |
100.00 |
Хабаровский край, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 213, аптека |
40562,50 (405,63 за 99 кг; 405,13 за 1 кг) |
2 |
с 10.01.2024 по 25.01.2024 |
с 10.01.2024 по 10.03.2024 |
Средство дезинфицирующее |
кг |
100.00 |
Хабаровский край, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 213, аптека |
40563,00 |
3 |
с 05.03.2024 по 25.03.2024 |
с 05.03.2024 по 09.05.2024 |
Средство дезинфицирующее |
кг |
150.00 |
Хабаровский край, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 213, аптека |
60844,50 |
Как следует из обращения Заказчика, в соответствии с условиями Контракта поставщик принял на себя обязательства по своевременной поставке средства дезинфицирующего, фактическая поставка товара осуществлена 22.02.2024, что не соответствует графику поставки по контракту приложение 3 Контракта (1 этап - в течение 21 дня с момента заключения контракта, второй этап с 10.01.2024 по 25.01.2024). Далее, при приемке товара выявлено несоответствие поставленного товара требованиям технической части по Контракту. В связи с несоответствием требованием технической части поставленного товара ООО "ГИГИЕНА-МЕД", Заказчику Товара, в адрес Поставщика были направлены претензионные письма с требованием исполнения обязательств по Контракту. Однако на 25.03.2024 поставщик свои обязательства по Контракту не исполнил: поставку Товара не произвел, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.03.2024.
В результате изучения материалов дела N7-3/237, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из ч.14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что контракт на поставку средства дезинфицирующего заключен на сумму 141 970,00 руб.
Стоимость исполненных обязательств ООО "Гигиена Мед" составляет - 0 руб.
15.11.2023 заказчиком в адрес общества направлена претензия из которой следует, что в соответствии с условиями контракта срок исполнения контракта в течение 21 дня с момента заключения контракта (12.10.2023-01.11.2023). Поставка не осуществлена, количество просрочки - 11 дней.
27.02.2024 заказчиком в адрес общества направлен мотивированный отказ от приемки товара, поскольку заказчиком выявлено несоответствие поставленного товара требованиям технической части по контракту. Также при проверке комплектности заказчиком установлено, что обществом не поставлены индикаторные полоски. Также просят устранить недостатки в течение 10 дней.
12.03.2024 КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края в адрес ООО "Гигиена Мед" направлена претензия из которой следует, что в соответствии с условиями контракта срок исполнения контракта в течение 21 дня с момента заключения контракта (12.10.2023-01.11.2023). Поставка не осуществлена, количество просрочки - 130 дней.
12.03.2024 заказчиком в адрес общества направлена претензия из которой следует, что срок поставки товара по второму этапу контракта - с 10.01.2024-25.01.2024. Поставка не осуществлена, количество просрочки - 45 дней.
27.03.2024 обществом в адрес заказчика направлено письмо из которого следует, что 29.01.2024 обществом направлен товар 350 шт. в адрес заказчика. Заказчик 22.02.2024 отказывает в приемке товара в соответствии с несоответствие технической документации контракта. Общество просит рассмотреть поставку и приемку следующего товара: дезинфицирующее средство "Забота Хлор", изг. ООО "Чистота" (Россия) в количестве 350 шт.
Решение об одностороннем отказе от исполнения договора принято заказчиком 27.03.2024 в связи с тем, что обществом допущено существенное нарушение условий контракта.
27.03.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения договора опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Дата по истечению десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта - 06.03.2024.
В десятидневный срок, предусмотренный ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
09.04.2024 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, контракт расторгнут.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения дела обстоятельств, указанных в п. 15 Правил не установлено, таким образом основания для принятия решения об отказе во включении ООО "Гигиена Мед" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО "Гигиена Мед" осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО "Гигиена Мед", обязанный соблюдать действующее законодательство, отказался (уклонился) от надлежащего исполнения контракта, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
В ходе проведения проверки от ООО "Гигиена Мед" в адрес Хабаровского УФАС России пояснений о нарушении условий контракта от 11.10.2023 N0322300001723000553 на поставку средства дезинфицирующего (извещение N0322300001723000553), послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, не поступало.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные КГБУЗ "Городская клиническая больница" имени профессора А.М. Войно-Ясенецкого Министерства здравоохранения Хабаровского края, в отношении ООО "Гигиена Мед" (ИНН 7728700441 / КПП 772801001), а также генеральном директоре общества - Хардикова Наталья Дмитриевна (ИНН 463000141528), учредителе общества - Бухарин Дмитрий Петрович (ИНН 774333778616) в связи с односторонним отказом от контракта от 11.10.2023 N0322300001723000553 на поставку средства дезинфицирующего сроком на два года.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 апреля 2024 г. N РНП-27-186
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024