Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16.04.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: * И.И. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: * О.В. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; * И.Э. - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России;
при участии представителя ИП * (далее - Заявитель) * С.Н. (доверенность от 08.04.2024 г.),
в отсутствии надлежащим образом уведомлённых о времени и месте рассмотрения жалобы представителей Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - Заказчик) (ходатайство о рассмотрении отсутствии Заказчика от 12.04.2024 г.);
рассмотрев в формате веб-конференции c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf жалобу Заявителя на положения извещения о проведении Запроса котировок в электронной форме "Поставка портативных колонок для награждения участников заключительного тура областного фестиваля детского и юношеского творчества "Байкальская звезда"", извещение N 0134200002124000009, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 09 апреля 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении Запроса котировок в электронной форме.
Заявитель указывает, что в заполненном заказчиком контракте, размещенном в ЕИС отсутствует номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии) указанный победителем закупки в своей заявке, что свидетельствует о том, что победитель не указывал в заявке номер реестровой записи.
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 27 марта 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Запроса котировок в электронной форме N 0134200002124000009 "Поставка портативных колонок для награждения участников заключительного тура областного фестиваля детского и юношеского творчества "Байкальская звезда"",
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 119 970,00 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок 03.04.2024 09:00 (МСК+5).
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2024 NИЗК1 на участие в закупке подано 4 заявк, 3 заявки признаны не соответствующими требованиям извещения. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем электронного запроса котировок признается участник закупки идентификационный N 116283857 (Общество с ограниченной ответственностью "ПОСТАВЩИК"), с ценовым предложением 109 000,00 руб. Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 9,14%.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении о проведении Запроса котировок в электронной форме, извещение N 0134200002124000009 объектом закупки является "Поставка портативных колонок для награждения участников заключительного тура областного фестиваля детского и юношеского творчества "Байкальская звезда"", с установлением кода ОКПД2 - 26.40.31.190 "Аппаратура для воспроизведения звука прочая".
В извещении Заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление 617), постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление 878), условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1 Постановления N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Код ОКПД2 - 26.40.31.190 "Аппаратура для воспроизведения звука прочая" в указанный перечень не входит.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 878).
Министерство Финансов Российской Федерации в своем письме N 24-06-06/47217 от 24.05.2023 разъясняет порядок установления ограничений на допуск иностранных товаров при закупках радиоэлектронной продукции с кодами ОКПД 2 26.40.42.110, 26.40.43.120 и 26.40.31.190.
Согласно указанному письму Министерства Финансов Российской Федерации, ограничения допуска, предусмотренные Постановлением N 617, устанавливаются только при закупке товаров, включенных в Перечень N 617.
Учитывая, что позиции товара с кодами ОКПД 2 26.40.42.110, 26.40.43.120, 26.40.31.190 не включены в Перечень N 617, в отношении указанных товаров ограничения допуска в соответствии с Постановлением N 617 не устанавливаются.
Необходимо отметить, что звуковое оборудование с кодами ОКПД 2 26.40.42.110, 26.40.43.120 и 26.40.31.190 содержится в перечне производственных групп музыкальных инструментов и звукового оборудования, являющемся приложением к Постановлению N 617.
Согласно пункту 6 Постановления N 617 музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню согласно приложению к данному постановлению, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота).
Таким образом, указанные производственные группы сформированы в целях формирования предмета контракта (лота).
На основании изложенного, Комиссия Иркутского УФАС России, принимая во внимание, позицию Министерства Финансов Российской Федерации, изложенную в письме N 24-06-06/47217 от 24.05.2023, с учетом определенного заказчиком объекта закупки (работы), приходит к выводу, что в извещении и документах приложенных к извещению о проведении Запроса котировок в электронной форме, извещение N 0134200002124000009 ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров согласно Постановлению N 617 установлены неправомерно.
Следовательно, в действиях заказчика - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области установлены нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, в части неправомерного установления в документах, приложенных к извещению о проведении Запроса котировок в электронной форме, извещение N 0134200002124000009 ограничения допуска отдельных товаров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617.
Указанные действия должностного лица заказчика - Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области содержат состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в частности, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В извещении Заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства N878, содержащие аналогичные Постановлению 617 требования к составу заявки.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2024 NИЗК1 на участие в закупке подано 4 заявок, 3 заявки признаны не соответствующими требованиям извещения.
Комиссией Иркутского УФАС исследованы заявки участники на предмет наличия в своем составе номеров реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров.
Так, участники с идентификационными номерами заявок N116286099 и 116249622 декларировали страну происхождения товара КНР.
Заявитель с идентификационным номером заявки N116283514 декларировал страну происхождения товара Россия, однако заявка не содержала в своем составе номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров.
Участник с идентификационным номером заявки N116283857 (победитель) представил в составе заявки номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров 4041\1\2023.
Таким образом, Согласно п. 3 Постановления N878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Таким образом, у Комиссии Иркутского УФАС России основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе отсутствуют.
Довод заявителя о необходимости включения заказчиком в проект контракт, при направлении его победителю, номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров признается Комиссией Иркутского УФАС необоснованным по следующим основаниям.
Согласно п. 9 Постановления Правительства N617 Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Однако, аналогичного требования Постановление Правительства N878 не содержит, а с учетом объекта закупки и установленного заказчиком кода ОКПД2, положения Постановления Правительства N617 не подлежали применению. Таким образом, необходимость включения заказчиком в проект контракт, при направлении его победителю, номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных Постановлением Правительства N878 не регламентирована.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП * А.А. необоснованной
2. Признать Заказчика нарушившим части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Направить копии решения сторонам по жалобе;
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 апреля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024