Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей сторон:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Медпроф" .. А.В. по доверенности N МП-23/08 от 27.11.2023 г.,
от заказчика - отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Беккиевой Е.Б по доверенности от 12.04.2024 г_. З.А. по доверенности от 12.04.2024 г.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме N0204100000224000072 "Поставка технических средств реабилитации - сигнализаторы звука для обеспечения получателей в 2024 году (в рамках соц.программ)", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Медпроф" на действия заказчика при проведении электронного запроса котировок "Поставка технических средств реабилитации - сигнализаторы звука для обеспечения получателей в 2024 году (в рамках соц.программ)".
Согласно доводам жалобы, заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки, что ограничивает участие заявителя в запросе котировок. По мнению заявителя извещение об осуществлении закупки содержит избыточные требования к характеристикам объекта закупки, не содержит обоснование необходимости установления дополнительных характеристик. Совокупности установленных заказчиком характеристик соответствует продукция только одного производителя. Кроме того, заказчиком неверно указан срок исполнения контракта.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 03 апреля 2024 года было размещено извещение N0204100000224000072 о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка технических средств реабилитации - сигнализаторы звука для обеспечения получателей в 2024 году (в рамках соц.программ)" с начальной (максимальной) ценой контракта - 3 778 733,38 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного запроса котировок, дата и время окончания срока подачи заявок - 10.04.2024 09:00; дата подведения итогов определения поставщика - 12.04.2024.
I. В силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
При этом, согласно статье 10 Закона о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно извещению об осуществлении закупи объектом закупки является поставка технических средств реабилитации, перечень которых состоит из 3 позиций:
- Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией с указанием позиции Каталога 27.90.20.120-00000001,
- Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией с указанием позиции Каталога 27.90.20.120-00000002,
- Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией с указанием позиции Каталога 27.90.20.120-00000003.
Между тем позиции Каталога 27.90.20.120-00000001, 27.90.20.120-00000002 и 27.90.20.120-00000003 не содержат описание товара.
Таким образом, требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара установлены заказчиком в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
При описании объекта закупки указано, что товар должен соответствовать требованиям национальных стандартов, в том числе ГОСТ Р 70185-2022.
ГОСТ Р 70185-2022 "Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" был утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.06.2022 N 526-ст "Об утверждении национального стандарта" и введен в действие с 01.12.2022 г.
Согласно ГОСТ Р 70185-2022, настоящий стандарт распространяется на сигнализаторы звука световые и вибрационные для людей с инвалидностью по слуху и устанавливает общие технические требования к сигнализаторам и методы их испытаний. Обязательные требования к качеству сигнализаторов, обеспечивающие реабилитационный эффект, электромагнитную совместимость и безопасность для жизни и здоровья людей, изложены в 5.5.2, 5.4 и разделе 6.
И как верно указывает заявитель, ГОСТ Р 70185-2022 устанавливает императивную норму для исполнения только относительно вышеперечисленных пунктов. Остальные положения национального стандарта могут учитываться при формировании описания объекта закупки, а могут и не учитываться.
Заявитель отмечает, что при описании объекта закупки установлено требование о наличии универсального передатчика, который должен служить для передачи информации о входящем сигнале домофона и телефона. При этом, ГОСТом не предусмотрено такое требование, и описание объекта закупки не содержит обоснование необходимости использования такого требования.
Между тем, согласно п. 5.6.27 ГОСТ Р 70185-2022 в составе системы могут быть следующие датчики и передатчики сигнала от датчиков к приемникам:
- датчик дыма;
- датчик утечки воды;
- датчик срабатывания сигнализации (с возможностью регулирования уровня чувствительности микрофона во избежание ложных срабатываний);
- датчик дверного звонка или передатчик дверного звонка со встроенной кнопкой звонка;
- датчик срабатывания сигнала домофона с регулированием уровня чувствительности во избежание пропуска сигнала и ложных срабатываний;
- датчик звонка или входящего сообщения на сотовый телефон инвалида по слуху;
- для инвалидов по слуху, имеющих маленьких детей - датчик плача ребенка с возможностью регулирования уровня чувствительности микрофона во избежание пропуска сигнала и ложных срабатываний;
- для реализации ситуационных потребностей инвалидов по слуху в составе комплекта сигнализаторов звука могут быть датчики движения, датчики открытия окон, дверей (герконы), датчики утечки газа, и пр.;
- для обеспечения потребностей инвалидов по слуху в состав комплекта сигнализаторов звука могут быть включены передатчики сигнала на личные мобильные телефоны (смартфоны, планшеты).
Согласно п. 5.6.29 указанного ГОСТ все датчики и (или) передатчики сигнала (как комбинированные в едином корпусе вместе сдатчиками, так и отдельные) должны иметь кнопку проверки работоспособности, нажатие на которую вызывает передачу тестового сигнала на приемники.
Таким образом, ГОСТ предусматривает возможность наличия комбинированных передатчиков сигнала. Соответственно требование о наличии универсального передатчика соответствует положениям ГОСТ Р 70185-2022.
На основании пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, предусматривающего, что заказчик устанавливает при составлении описания объекта закупки показатели, требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, заказчик описал объект закупки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 70185-2022.
Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
При формировании объекта закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как и не вправе определять и государственные нужды.
Согласно пункту 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в материалы об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
Согласно пояснениям заказчика, помимо производителя, указанного заявителем в жалобе - группа компаний "Исток", описанию объекта закупки соответствует продукция ООО "Элита Групп" (сигнализатор звука "Энеджи") и ООО КБ "Контур" (сигнализатор звука "Вибролайн").
В подтверждение изложенных возражений заказчиком в материалы дела представлено письмо генерального директора ООО "Элита Групп" от 10.04.2024 г., в котором сообщается, что сигнализатор звука с вибрационной и световой индикацией "Энеджи" соответствует всем техническим характеристикам, указанным в описании объекта закупки извещения N0204100000224000072.
Также заказчиком представлена ссылка на контракты, где по аналогичным закупкам к поставке предложен сигнализатор звука "Вибролайн" (ООО КБ "Контур").
Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика при установлении требований к описанию объекта закупки не противоречат положениям Закона о контрактной системе, доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.
II. В жалобе заявитель указывает, что в структурированной форме извещения указан срок исполнения контракта - 30.08.2024 года. При этом, в пункте 2.1. проекта контракта период по 30.08.2024 г. является сроком для поставки товара получателям, а не сроком исполнения контракта. Заказчиком ошибочно трактуется срок поставки сроком исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.
Проект контракта содержит условия о порядке и сроках оплаты товара, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств.
В п. 2.1. проекта контракта извещения об осуществлении закупки указано, что срок поставки товара: с даты получения от заказчика реестра получателей Товара (приложение N4 к Контракту) по 30 августа 2024 года включительно.
Пунктом 2.2. проекта контракта определено, что контракт вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует по 31 октября 2024 года включительно.
В структурированной форме извещения указано: Дата начала исполнения контракта - с даты заключения контракта; Дата окончания исполнения контракта - 30.08.2024.
Согласно пояснениям заказчика, срок окончания исполнения контракта и является сроком для поставки товара поставщиком. А те действия, которые находятся за рамками срока поставки товара поставщиком осуществляются не в рамках срока исполнения контракта, а в рамках срока действия контракта, который определен в п. 2.2. проекта контракта как 31 октября 2024 г. А контракт должен быть исполнен поставщиком (то есть товар должен быть поставлен) именно по 30 августа 2024 г., что и было указано в структурированной форме извещения.
Комиссия приходит к выводу, что извещение об осуществлении закупки содержит информацию, предусмотренную частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в отношении поставки и приемке товара, являющегося объектом рассматриваемой закупки, и действия заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "Медпроф" не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 15 апреля 2024 г. N 007/06/42-334/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024