Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2024
В полном объеме решение изготовлено 17.04.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего обращения гражданина, содержащего признаки нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0869200000224001320 на выполнение работы "Исследование влияния рыбохозяйственной деятельности на состояние памятника природы Челябинской области Аргазинское водохранилище":
- представителя Министерства экологии Челябинской области Казанкиной М.Н., действующего на основании доверенности от 19.03.2024,
- представителя Министерства экологии Челябинской области Митенковой А.В., действующего на основании доверенности от 19.04.2024,
- представителя Министерства экологии Челябинской области Соколовой Н.А., действующего на основании доверенности от 19.04.2024,
- представителя Министерства сельского хозяйства Челябинской области Екимова А.Ю., действующего на основании доверенности от 29.03.2024,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Захарченко К.Е., действующей на основании доверенности от 10.10.2023,
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Обвинцевой Н.С., действующей на основании доверенности от 19.01.2024;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Трофименко Е.С., действующей на основании Приказа N 10-п от 05.04.2023;
- представителя ФГБНУ ВНИРО Чечулиной Н.В., действующего на основании доверенности от 20.04.2023;
- председателя Общественной организации рыбаков России "Рыбацкий комитет" Акатьева М.С., личность удостоверена на основании паспорта, удостоверения общественной организации,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 29.02.2024 поступило обращение председателя Общественной организации рыбаков России "Рыбацкий комитет" на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Согласно представленным документам 26.02.2024 ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Министерство экологии Челябинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 2 800 000,00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 06.03.2024.
На момент рассмотрения обращения контракт N 34-2024/ЭА от 18.03.2024 заключен с ООО "УРАЛСТРОЙЛАБ".
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы обращения, пояснив, что заказчик не вправе размещать закупки на осуществление ихтиологических исследований, так как водохранилище находится в федеральной собственности, а также вопросы по сохранению водных биологических ресурсов относятся к компетенции Федерального агентства по рыболовству и Министерства сельского хозяйства РФ. В описании технического задания не предусмотрены исследования в части влияния любительского рыболовства на ихтиофауну водного объекта, что не позволит объективно оценить на состояние ихтиофауны Аргазинского водохранилища. Кроме того, при проведении закупки не установлено обязательное требование о наличии разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, что является обязательным условием для осуществления рыболовства в научно-исследовательских целях.
Представители заказчика с доводами обращения и не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что закупка осуществлена правомерно заказчиком в целях реализации полномочий по охране Аргазинского водохранилища как памятника природы регионального значения, который в том числе включает в себя ихтиофауну водного объекта. При проведении закупки исследование влияния любительского рыболовства не предусмотрено, так как изучение влияния любительского рыболовство не отвечает целям закупки, разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов не установлено в целях недопущения ограничения количества участников закупки, кроме того ихтиологические исследования можно проводить с помощью методик без изъятия рыбы из водоема.
Представители ФГБНУ ВНИРО "УралНИРО" представили письменные пояснения, а также указали, что проведение ихтиологических исследований возможно только научными организациями, к числу которых относится учреждение, имеющее право использования водных биологических ресурсов и разрешение на рыболовство в научно-исследовательских целях. Кроме того, исследования, указанные в техническом задании, возможны только в рамках научно-исследовательского рыболовства при наличии соответствующего разрешения. Для оценки состояния ихтиофауны водохранилища необходимо изучение влияния в том числе любительского рыболовства.
Представитель Министерства сельского хозяйства Челябинской области представил письменные пояснения указал, что проведение закупки на выполнение ихтиологических исследований не представляется возможным ввиду ограниченного финансирования указанных работ, в связи с чем заказчиком размещена закупка указанных работ в рамках его полномочий.
Челябинским УФАС России также получен ответ Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, в соответствии с которым управление указывает на необходимость наличия разрешения на рыболовство при научно-исследовательском лове.
Заслушав пояснения сторон, привлеченных органов власти и учреждений, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в требованиях к составу и содержанию заявки в силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно пунктам 3.1-3.5 технического задания следует, что в объем работ включены следующие мероприятия:
- изучение гидрохимического режима водного объекта путем проведения наблюдений и отбора проб на 5 контрольных станциях, расположенных на акватории Аргазинского водохранилища. Периодичность проведения наблюдений - не реже одного раза в месяц;
- определение гидробиологических показателей на 5 контрольных станциях, расположенных на акватории Аргазинского водохранилища, с периодичностью - не реже одного раза в месяц;
- проведение ихтиологических исследований на акватории Аргазинского водохранилища - не реже одного раза в месяц.
- определение влияния изменения уровня воды Аргазинского водохранилища на состояние ихтиофауны и её кормовой базы с учетом данных об уровне воды Аргазинского водохранилища в 2024 году, по данным уполномоченного органа - филиала по эксплуатации водохранилищ Челябинской области ФГБВУ "Центррегионводхоз";
- подготовка итогового отчета по результатам выполнения работы "Исследование влияния рыбохозяйственной деятельности на состояние памятника природы Челябинской области Аргазинское водохранилище" (далее именуется - итоговый отчет) содержащего выводы о современном состоянии ихтиофауны Аргазинского водохранилища с учетом продукционных возможностей водного объекта, а также о влиянии промышленного рыболовства и товарного рыбоводства (аквакультуры) на ихтиофауну Аргазинского водохранилища и в целом на состояние памятника природы.
При этом, в пункте 3.3 технического задания предусмотрено проведение ихтиологических исследований, которые включают в себя:
- определение видового состава рыб Аргазинского водохранилища и встречаемости видов рыб на акватории Аргазинского водохранилища, соотношения хищных и не хищных видов рыб.
- определение массы, длины, численности, возрастных групп видов рыб, обитающих в Аргазинском водохранилище, доминирующих возрастных групп и видов рыб по биомассе и численности;
- определение средней биомассы и численности рыб по видам на единицу площади водного объекта (в кг/га), в том числе биомассы и численности доминирующих возрастных групп и видов рыб на единицу площади водного объекта (в кг/га), а также в пересчете на все Аргазинское водохранилище;
- определение влияния промышленного рыболовства на состояние ихтиофауны Аргазинского водохранилища, в том числе на встречаемость ценных видов рыб с учетом данных по вылову рыб в Аргазинском водохранилище, по данным Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству и Министерства сельского хозяйства Челябинской области.
Подпунктом 7 пункта 4 технического задания предусмотрено, что проведение ихтиологических исследований осуществляется подрядчиком либо третьими лицами в соответствии с методиками, позволяющими оценить видовую и возрастную структуру ихтиофауны Аргазинского водохранилища, распространение видов рыб на акватории водного объекта.
Таким образом, описание объекта закупки включает в себя исследования Аргазинского водохранилища как водного объекта, так и водных биологических ресурсов (далее - ВБР) акватории Аргазинского водохранилища.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве") для изучения и сохранения водных биоресурсов, а также среды их обитания осуществляется рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.
Частью 2 статьи 21 Закона о рыболовстве предусмотрено, что рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется научными организациями на основании ежегодных планов проведения морских ресурсных исследований водных биоресурсов, решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование, а также выданных указанным организациям в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов и разрешений на проведение морских ресурсных исследований водных биоресурсов.
Из части 4 статьи 21 Закона о рыболовстве следует, что порядок рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения об осуществлении рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.11.2009 N 921 (далее - Положение N 921) рыболовство осуществляется для изучения водных биологических ресурсов и среды их обитания, в том числе для проведения государственного мониторинга водных биологических ресурсов, поиска новых районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов и видов водных биологических ресурсов, которые ранее не были отнесены к объектам рыболовства, определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, оценки запасов видов водных биологических ресурсов, общие допустимые уловы для которых не определяются, а также для разработки мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (за исключением видов водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации).
Пунктом 4 Положения N 921 предусмотрено, что рыболовство осуществляется по разрешениям на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, выдаваемым в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 года N 775.
При этом взамен Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 года N 775 принято действующее на сегодняшний день Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2022 г. N 2066 "Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений" (далее - Правила N 2066).
Из подпункта "в" пункта 2 Правил N 2066 следует, что рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях допускается на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Следует отметить, что техническим заданием не определены конкретные методики проведения ихтиологических исследований, тогда как пункты 6-10 Положения N 921 предусматривают необходимость вылова и дальнейшего возврата водных биологических ресурсов в среду обитания (при наличии возможности) для целей научных исследований.
Следует отметить, что Челябинским УФАС России сделан запрос в ФГБНУ ВНИРО "УралНИРО" (письмо от 26.03.2024 исх. ВЛ/4374/24), в ответе на который (от 27.03.2024 исх. 337) указано, что для проведения исследований, указанных в техническом задании (определение видового, возрастного состава, определение массы, длины, численности рыб и другие исследования) могут быть проведены в полном объеме только при научно-исследовательском лове. При этом УралНИРО указало ссылки на методически указания и научные руководства, в которых предусмотрено, что для расчетов и оценки состояния популяции ихтиофауны требуется определенный объем ихтиоматериала.
Согласно пункту 45 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1845 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) (далее - Положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности в указанной сфере.
Согласно подпункту "л" пункта 2 Приложения к Положению деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает следующие работы (услуги): проведение наблюдений за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.
Таким образом, для выполнения работ, являющихся объектом закупки требуется наличие как лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
В ходе проведения внеплановой проверки Челябинским УФАС России направлен запрос в Нижнеобское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству (письмо от 26.03.2024 вх. ВЛ/4375/24), в ответе (письмо от 10.04.2024 исх. 05-06/3377) на который Управление подтвердило необходимость наличия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для проведения работ, являющихся объектом закупки. При этом в ответе Управления также указано, что наличие лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии не предусматривает научную деятельность в области рыболовства и аквакультуры (рыбоводство), ввиду чего осуществление рыболовства без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов является правонарушением, влекущим за собой административную и уголовную ответственность.
Таким образом, для проведения ихтиологических исследований, являющихся объектом закупки, требуется подтверждение наличия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в связи с чем неустановление такого требования к участнику закупки и к составу заявки, предусмотренного действующим законодательством в области о рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, нарушает пункт 12 части 1, пункт 3 части 2 статьи 42, подпункт "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункт 1 части 1, часть 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Исходя из совокупного толкования указанных положений законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства, преследующих единые цели и задачи, следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупок.
Как установлено при проведении внеплановой проверки изучение состояния водных объектов и водных биологических ресурсов являются самостоятельными видами исследований, для проведения которых требуются различные разрешительные документы: лицензия на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов соответственно.
Кроме того, с учетом статьи 21 Закона о рыболовстве, Положения N 921 рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях осуществляется исключительно научными организациями.
При этом, одной из таких организаций является ФГБНУ "ВНИРО", которое создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Федерального агентства по рыболовству (далее - ФАР) в сфере научных исследований в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и развития аквакультуры (рыбоводства) (пункт 1.2 Устава ФГБНУ "ВНИРО", утвержденного Приказом Федерального агентства по рыболовству от 24.06.2021 N 388).
Пунктом 1.6 Устава предусмотрено, что ФГБНУ ВНИРО "УралНИРО" является филиалом, осуществляющим функций и полномочий учреждения на территории: Уральский федеральный округ, Свердловская, Курганская и Челябинская область. (http://ural.vniro.ru/ru/napravlenie-deyatelnosti).
Как следует из ответа ФГБНУ ВНИРО "УралНИРО" (письмо от 09.04.2024 исх. 391) указанная организация на сегодняшний день является единственной специализированной научной рыбохозяйственной организацией, имеющей согласованные с ФАР объемы ВБР, предоставленных в пользование для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях в 2024 в Челябинской области на основании Приказа ФАР N 754 от 22.12.2023, а также на основании программ выполнения научно-исследовательских работ, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 14.09.2020 N 542. При этом получение разрешение на рыболовство на Аргазинском водохранилище в 2024 году возможно в пределах 0,554 т.
Таким образом, объединение в один лот работ по изучению показателей Аргазинского водохранилища как водного объема и работ по проведению ихтиологических исследований на данном водохранилище фактически приводит к невозможности принять участие в такой закупке научным организациям, которые имеют возможность получить разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для комплексного проведения исследований, указанных в техническом задании, но не имеют соответствующей лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
При этом, участники закупки, которые имеют лицензию на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, также ограничены в выполнении комплексных ихтиологических исследований без наличия соответствующего разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Как следует из протокола подведения итогов от 06.03.2024 на участие в закупке подано две заявки: ООО "УРАЛСТРОЙЛАБ", ООО НПП "ЭКСОРБ", при этом в составе заявок участников закупки приложены только выписки из реестра лицензий на деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях и аттестаты аккредитации в качестве испытательной лаборатории.
Таким образом, формирование объекта закупки указанным способом может привести к ограничению количества участников закупки, что нарушает нарушения часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.
Частью 1 статьи 7 Закона о рыболовстве предусмотрено, что участниками отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Из пункта 6 части 1 статьи 16 Закона о рыболовстве любительское рыболовство является одним из видов рыболовства, которые вправе осуществлять граждане и юридические лица.
Из части 1 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2018 N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о любительском рыболовстве) любительское рыболовство осуществляется гражданами Российской Федерации свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 25.12.2018 N 475-ФЗ "О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление любительского рыболовства может быть запрещено или ограничено на водных объектах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
Статьей 1 Закона Челябинской области от 14 мая 2002 года N 81-ЗО "Об особо охраняемых природных территориях Челябинской области" под режимом особой охраны особо охраняемой природной территории понимается перечень запрещенных (ограниченных) и допустимых видов хозяйственной и иной деятельности в границах особо охраняемой природной территории.
Таким образом, любительское рыболовство является самостоятельным видом рыболовства, которое осуществляется на водных объектах общего пользования, за исключением если установлен режим особой охраны особо охраняемой природной территории, который запрещает осуществлять указанный вид деятельности.
Постановлением Правительства Челябинской области от 18 декабря 2008 г. N 414-П утверждено Положение о памятнике природы Челябинской области Аргазинском водохранилище (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения Аргазинское водохранилище отнесено к памятникам природы областного значения решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от 21 января 1969 года N 29 "Об охране памятников природы в области".
В разделе 5 Положения закреплен режим особой охраны памятника природы Аргазинского водохранилища, при этом рыболовство всех видов не запрещается осуществлять на указанном водном объекте.
Пунктом 3 технического задания установлено, что в рамках ихтиологических исследований требуется определить влияние промышленного рыболовства на состояние ихтиофауны Аргазинского водохранилища, в том числе на встречаемость ценных видов рыб с учетом данных по вылову рыб в Аргазинском водохранилище, по данным Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству и Министерства сельского хозяйства Челябинской области.
В пункте 6.1 технического задания предусмотрены требования к итоговому отчету, в котором должны содержаться следующие сведения:
- оценка влияния промышленного рыболовства на состояние ихтиофауны Аргазинского водохранилища, в том числе на встречаемость ценных видов рыб с учетом сведений по вылову рыб, и в целом на состояние памятника природы;
- влияние товарного рыбоводства (аквакультуры) на ихтиофауну Аргазинского водохранилища и в целом на состояние памятника природы;
- выводы, содержащие рекомендации по внесению (не внесению) в режим особой охраны памятника природы запрета на осуществление промышленного рыболовства, товарного рыбоводства (аквакультуры).
Вместе с тем, заказчиком не обосновано не включено в рамках мероприятий по проведению ихтиологических исследований определение влияния любительского рыболовства на ихтиофауну Аргазинского водохранилища, что не позволит в последующем сделать вывод о необходимости изменения режима особой охраны водохранилища с точки зрения запрета на осуществление любительского рыболовства.
При этом, по мнению ФГБНУ ВНИРО "УралНИРО" (письмо 27.03.2024 исх. 337) любительское рыболовство - один из факторов, влияющих на состояние популяции ВБР, который следует учитывать наряду с другими условиями.
Более того, предмет закупки определен как исследование влияния рыбохозяйственной деятельности на состояние памятника природы Челябинской области Аргазинское водохранилище, при этом пунктом 20 части 1 статьи 1 Закона о рыболовстве рыбное хозяйство включает в себя виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной продукции.
Таким образом, из наименования предмета закупки следует, что предмет закупки предполагает исследование влияния всех видов деятельности по рыболовству на состояние Аргазинского водохранилища, тогда как описание объекта закупки включает в себя выполнение отдельных исследований по определению влияния промышленного рыболовства, товарного рыбоводства (аквакультуры) на водный объект, что свидетельствует о наличии противоречий между предметом закупки и содержанием работ, включенных в предмет закупки.
Следует отметить, что запрет на осуществление промышленного рыболовства, рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов, аквакультуры, акклиматизации, товарного рыбоводства, организации спортивного и любительского рыболовства установлен в рамках режима особой охраны памятника природы озера Большой Биляшкуль, озера Иткуль, озера Подборное в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 18 декабря 2008 г. N 414-П.
В связи с чем определение влияния в том числе любительского рыболовства на ихтиофауну Аргазинского водохранилища необходимо для решения вопроса об установлении режима особой охраны памятника природы в рамках указанного Постановления Правительства Челябинской области.
Таким образом, отсутствие учета любительского рыболовства при изучении влияния промышленного рыболовства на состояние ихтиофауны Аргазинского водохранилища свидетельствует о неполноте описания объекта закупки и не отражает фактическую потребность заказчика, которая объективно требует проведения указанных исследований для определения режима особой охраны памятника природы, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
4. Доводы обращения в части отсутствия у Министерства экологии Челябинской области полномочий по размещению закупки в части работ по ихтиологическому исследованию водного объекта не могут быть рассмотрены Комиссией Челябинского УФАС России по существу ввиду того, что указанные вопросы не относятся к предмету внеплановой проверки, включающему оценку правомерности действий субъектов контроля при осуществлении закупки.
Так, на заседании Комиссии представители заказчика указали, что потребность в размещении закупки на проведение исследований как водохранилища, так ихтиофауны обусловлена тем, что Аргазинское водохранилище является памятником природы регионального значения, при этом в силу пункта 28 раздела 3 Положения о Министерстве экологии Челябинской области, утвержденного Постановлением Губернатора Челябинской области от 20.07.2004 N 366, к полномочиям Министерства относится в том числе контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.
При этом, по мнению представителей Министерства особо охраняемая природная территория Аргазинского водохранилища в том числе включает в себя представителей ихтиофауны, сохранение которой входит в полномочия Министерства.
Вместе с тем представитель заявителя указывает на то, что водный объект имеет статус объекта федеральной собственности, регулируется специальным законодательством, в том числе Законом о рыболовстве, при этом полномочия по организации и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания осуществляются Федеральным агентством по рыболовству на основании Постановления Правительства РФ N 444 от 11.02.2008, в том числе при взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта РФ. По мнению заявителя, в полномочия Министерства сельского хозяйства Челябинской области входит в том числе осуществление охраны водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, при этом Министерство вправе привлекать научные и иные организации для проработки вопросов, отнесенных к сфере деятельности Министерства.
Представитель Министерства сельского хозяйства Челябинской области пояснил, что невозможность проведения исследований на Аргазинском водохранилище обусловлено недостаточностью финансирования, выделяемого для осуществления полномочий в указанной сфере.
С учетом указанных позиций сторон Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным направить обращение в указанной части в Прокуратуру Челябинской области для рассмотрения указанного вопроса в рамках полномочий надзорного органа.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 12 части 1, пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как на день проведения внеплановой проверки контракт заключен.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Передать обращение в части доводов, касающихся полномочий при осуществлении закупки, в Прокуратуру Челябинской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 17 апреля 2024 г. N 074/10/99-567/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024