Резолютивная часть решения оглашена 16 апреля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 19 апреля 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строительно-Отделочная Фирма БаРо" (далее - ООО "СОФ БаРо", Заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона Закупка N 126-2024 на поставку расходных материалов для Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (извещение N 0369100040224000162) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Учреждение, Заказчик): Султановой Э.М., действующей на основании доверенности N 111 от 28.12.2023; Ахламовой Е.Г., действующей на основании доверенности N 108 от 28.12.2023;
- представителя Заявителя: Мухадиева Х.Б., действующего на основании доверенности N 03/22 от 17.11.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "Строительно-Отделочная Фирма БаРо" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона Закупка N 126-2024 на поставку расходных материалов для Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (извещение N 0369100040224000162) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 02.04.2024 в 21:21.
Начальная (максимальная) цена контракта на поставку расходных материалов для Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России составляет 885 700,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 10.04.2024 09:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0369100040224000162 от 11.04.2024 в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, а также в связи с тем, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о несоответствии заявки требованиям извещения об осуществлении закупки, на основании пункта 1 и пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы Заявителя заключаются в следующем.
1. Заявитель считает обоснование дополнительных характеристик объекта закупки, не предусмотренные кодом КТРУ, формальным по причине несоответствия включенных дополнительных характеристик потребностям Заказчика, поскольку заявленная потребность в "обеспечении безопасности медицинского персонала и предупреждении травматизма" на практике, по мнению Заявителя, не обеспечивается.
Заявитель считает, что обоснование, предусмотренное заказчиком, направлено исключительно на товар производителей ООО "Группа СТК" по регистрационному удостоверению N 2020/11665 от 13.08.2020 и ООО "Снабполимер Медицина" 5 (ИНН 9705047244) по регистрационному удостоверению N2022/16912 от 19.10.2022. Фактически, в связи с наличием антиконкурентного соглашения между указанными производителями, это один товар, поэтому далее будет указываться как шприц производства ООО "Группа СТК".
Подобный вывод, по мнению Заявителя, следует из анализа открытых сведений Росздравнадзора, согласно которым у других производителей (кроме ООО "Группа СТК") отсутствуют шприцы с "механизмом сцепления поршня с иглодержателем". Данный механизм в шприцах производства ООО "Группа СТК" реализован "для самоблокирования и втягивания иглы внутрь цилиндра шприца".
2. По мнению Заявителя, по позициям 10-12 Технического задания, Заказчиком предусмотрен код КТРУ, не соответствующий фактической потребности, наряду с указанием по этому же коду КТРУ, дополнительных характеристик в Описание объекта закупки при том обстоятельстве, что есть другой - полностью соответствующий потребности Заказчика код КТРУ.
При этом, как указывает Заявитель, описание дополнительных характеристик по оспариваемым позициям носит справочный характер (НКМИ), и не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Закона о контрактной системе и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком".
Заказчик представил письменные возражения, в которых указал следующее.
Требованиям извещения об осуществлении закупки соответствует как минимум пять производителей, в подтверждение чего представлена сравнительная таблица характеристик следующих товаров, представленных на товарном рынке данного сегмента:
- Шприцы стерильные инъекционные однократного применения с иглами и без игл регистрационное удостоверение ФСЗ 2009/05672 от 01.03.2024. Наименование организации - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия - "ОРИПЛАСТ ГмбХ" (выписка из Государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий прилагается);
- Шприц безопасный одноразовый, в комплекте с иглой регистрационное удостоверение РЗН 2018/7131 от 10.05.2018. Наименование организации - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия - "Тяньцзинь Медик Медикал Эквипмент Ко., Лтд." (выписка из Государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий - прилагается);
- Шприцы инъекционные однократного применения стерильные, саморазрушающиеся, самоблокирующиеся двухдетальные и трехдетальные с иглами по ТУ 32.50.13-002-47603734-2020 регистрационное удостоверение РЗН 2022/16912 от 19.10.2022. Наименование организации - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия - ООО "Снабполимер Медицина" (выписка из Государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий - прилагается);
- Шприцы инъекционные однократного применения, стерильные, самоблокирующиеся по ТУ 32.50.13-002-93599774-2019 регистрационное удостоверение РЗН 2020/11665 от 13.08.2020. Наименование организации - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия - ООО "Группа СТК" (выписка из Государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий - прилагается);
- Шприцы медицинские одноразовые "Эксимед" регистрационное удостоверение ФСЗ 2010/07421 от 30.07.2010. Наименование организации - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия - "Шаньдун Вейгао Груп Медикал Полимер Продактс Ко, ЛТД" (выписка из Государственного реестра медицинских изделий и организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий - прилагается).
Наличие товаров, указанных производителей на рынке подтверждается коммерческими предложениями хозяйствующих субъектов, представленными в ответ на запрос информации о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупке, направленный Заказчиком в порядке части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе, а также заявкой участника с приложенным регистрационным удостоверением.
При этом, как указывает Заказчик, в заявке участником представлен не тот товар, о котором пишет заявитель.
Также Заказчик в пояснениях отмечает, что Заявитель не является производителем анализируемого товара. Необходимые Заказчику медицинские изделия находятся в свободном обороте, а предметом закупки является поставка медицинских изделий, а не их производство.
По мнению Заказчика, указанное свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции при проведении данной закупки.
2. В извещение о проведении электронного аукциона Заказчиком, помимо обязательных к применению характеристик, предусмотренных КТРУ, установлен ряд дополнительных характеристик товара и приведено обоснование включения дополнительных характеристик в Приложении N1 к извещению об осуществлении закупки.
При этом, ни Законом о контрактной системе, ни положениями Правил N145 не предусмотрены какие-либо требования, критерии (количественные, качественные, содержательные) или формы обоснования необходимости.
Заказчик поясняет, что в соответствии с "Предложениями (практическими рекомендациями) об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации" (стационаре), вторая версия, утвержденными 01.03.2022 г. ФГБУ "Национальный институт качества) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения раздел "Эпидемиологическая безопасность (профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи ИСМП)" является основным и самым объемным разделом в обеспечении безопасности медицинской помощи.
В пункте 4.10 Практических рекомендаций определена обязанность медицинских организаций обеспечивать эпидемиологическую безопасность инвазивных вмешательств, в т.ч. внутривенных, внутримышечных, внутрикожных; в пункте 4.13 - обеспечивать безопасность работников во время оказания медицинской помощи, в том числе защита медицинских работников от повреждений (порезов и уколов иглами).
По результатам аналитических данных Федерального научно- методического центра по профилактике и борьбе со СПИДОМ (ФБУН НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора) наиболее опасным в части инфицирования гемоконтактными инфекциями (вирусными гепатитами В и С, ВИЧ-инфекцией) являются повреждения полой иглой после проведения инъекции, в процессе отсечения иглы от шприца, транспортировании колющих отходов.
По данным Заказчика, по результатам анализа аварийных ситуаций за период 2020 - 1 квартал 2 024 гг. в подразделениях Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России укол полой иглой после использования составил 71,4%, что требует принятия комплексных мероприятий без гарантированного результата.
В связи с указанным, заказчиком принято решение в части описания шприцев дополнить функцию самоблокирования, с механизмом втягивания для -инфицированной категории пациентов.
3. По оспариваемым позициям N10-12 Заказчиком был выбран КТРУ 32.50.13.110-0000457 6 Шприц общего назначения, поскольку закупаемые изделия медицинского назначения (шприцы) предполагается использовать в различных медицинских целях.
Сравнительный анализ медицинских изделий, представленный в материалы дела, по мнению Заказчика, подтверждает тот факт, что при регистрации медицинских изделий большинство производителей регистрируют данные изделия под кодом НКМИ 260600 - Шприцы общего назначения.
При этом, согласно пункту 2 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. ОКПД2 в рамках данной закупки у всех позиций идентичен 32.50.13.110: Шприцы.
Доводы жалобы Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
По смыслу пунктов 5 и 6 Правил использования N 145, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии наличия в извещении об осуществлении закупки обоснования необходимости использования данных характеристик.
При этом, согласно пункту 7 Правил использования N 145 в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком по позициям 10-12 Технического задания (Описания объекта закупки) размещена потребность в товаре "Шприц общего назначения" со следующей характеристикой "После введения инъекционных растворов путем втягивания поршня шприца игла с коннектором входит в цилиндр, шток поршня при этом обламывается по специальной насечке".
Данная характеристика не предусмотрена описанием товара по коду КТРУ, и данная характеристика, в соответствии с пунктами 5 и 6 Правил использования N 145, содержит обоснование ее применения, в соответствии с потребностью Заказчика: "Для безопасности медицинского персонала".
Из пояснений Заказчика следует, что данное требование установлено в соответствии с Предложениями (практическими рекомендациями) об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации" (стационаре), вторая версия, утвержденными 01.03.2022 г. ФГБУ "Национальный институт качества) Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения раздел "Эпидемиологическая безопасность (профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи ИСМП)", по результатам аналитических данных Федерального научно- методического центра по профилактике и борьбе со СПИДОМ, во избежание травмоопасных ситуаций при работе с шприцами общего назначения.
При этом, Комиссия отмечает, что законодательство о контрактной системе не предусматривает критериев установления обоснования, также, как и требований к содержанию такого обоснования дополнительных характеристик.
Заявителем доказательства объективного отсутствия у Заказчика потребности в приобретении шприцев с указанными в техническом задании характеристиками, ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии не представлены.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в силу положений законодательства о контрактной системе, бремя доказывания доводов жалобы лежит на Заявителе.
С учетом изложенного, поскольку описание объекта закупки по каждой позиции Технического задания, не предусмотренное кодом КТРУ, содержит обоснование установленных дополнительных характеристик, Комиссия не усматривает нарушений законодательства о контрактной системе в указанной части при описании объекта закупки.
Довод жалобы Заявителя в указанной части не находит своего подтверждения, не доказан.
2. Статьей 8 Закона о контрактной системе Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По мнению заявителя, заказчиком в описании объекта закупки, в отношении закупаемого товара по позициям 10-12 Технического задания установлены следующие блокирующие требования: "Механизм сцепления поршня с иглодержателем"; "После введения инъекционных растворов путем втягивания поршня шприца игла с коннектором входит в цилиндр, шток поршня при этом обламывается по специальной насечке"; "Указание устройства дезактивации на упаковке".
По мнению Заявителя, совокупность указанных характеристик позволяет предложить к поставке исключительно шприц производства ООО "Группа СТК".
При этом, доказательства отсутствия данной характеристики у шприцев всех иных производителей, представленных на территории Российской Федерации, доказательства произведенного анализа, с документами и сведениями, подтверждающими данный довод, Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии, не представлены, в связи с чем данный довод Заявителя носит исключительно предположительный характер.
К доводам об отсутствии совокупности указанных характеристик у шприцев производителя ООО "Кострома-Медико" Комиссия относится критически, поскольку указанное не доказывает, что данные функции реализованы исключительно в шприцах производства ООО "Группа СТК".
Вместе с тем, Заказчиком представлен сравнительный анализ, подтверждающий наличие совокупности оспариваемых характеристик в шприцах, как минимум, пяти различных производителей.
Кроме того, из содержания коммерческих предложений, направленных в ответ на запрос цен при формировании НМЦК, следует, что участниками рынка предложены товары различных производителей, таких как: СФЛ Медикал, Германия; Группа СТК Россия, ООО "Снабполимер Медицина", Россия (только в одном из ответов на запрос цен); "Фогт Медикал", Германия, "Чангджоу Джинлонг Медикал Пластик Эпплиансе Ко., Лтд.", КНР.
Более того, из содержания заявки единственного участника закупки следует, что предложен товар производителей "Чангджоу Джинлонг Медикал Пластик Эпплиансе Ко., Лтд.", КНР, "Тяньцзинь Медик Медикал Эквипмент Ко., Лтд.", КНР, "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ", Германия.
С учетом изложенного, довод жалобы Заявителя, что описание объекта закупки соответствует товару исключительно производства ООО "Группы СТК", не находят своего подтверждения, не доказаны.
3. Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждена Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н.
Код вида медицинского изделия присваивается в соответствии с НКМИ по видам, утверждённой приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н.
При этом, вид представляет собой совокупность медицинских изделий, имеющих одинаковое или аналогичное назначение и общее устройство (конструкцию), с одинаковыми классификационными признаками, такими как область применения, инвазивность, стерильность, частота использования (однократного или многократного применения), эксплуатационные и конструктивные особенности.
Медицинские изделия, отнесенные к одному виду НКМИ, соответствуют характеристикам, указанным в описании вида номенклатурной классификации, и являются эквивалентными в части функционального назначения, а также схожими по клиническому применению.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки по позициям 10-12 выбран код позиции по КТРУ 32.50.13.110-00004576 "Шприц общего назначения".
В справочной информации по данному коду предусмотрено, что соответствующими данному коду КТРУ НКМИ являются:
- 349160: Шприц общего назначения/в комплекте с иглой, описание по классификатору: "Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования";
- 260600: Шприц общего назначения, одноразового использования, описание по классификатору: ""Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело, или извлечения жидкостей/газов из медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); игла не прилагается. Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально для перорального введения лекарственных средств. На дистальном конце цилиндра расположен штыревой коннектор (как правило, типа Луер-лок/Луер-слип) для подсоединения иглы для подкожных инъекций или набора для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования";
- 32.50.13.110: Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты, описание по классификатору: Сведения отсутствуют.
Следует отметить, что исходя из сравнительного анализа, представленного Заказчиком, а также сведений из Государственного реестра медицинских изделий Росздравнадзора, следует, что товары производителей, которые подвергнуты сравнению, и характеристики которых соответствуют совокупности характеристик, указанных в Техническом задании, зарегистрированы, в том числе, под кодами НКМИ 349160 и 260600, предусмотренными кодом КТРУ 32.50.13.110-00004576.
Однозначных доказательств того, что товар, необходимый Заказчику, соответствует коду КТРУ 32.50.13.110-00018 "Шприц-дозатор для подкожных инъекций/убираемая игла", и полностью не соответствуют коду КТРУ, выбранному Заказчиком, Заявителем ни в составе жалобы, ни на заседании Комиссии, не представлены.
Согласно пункту 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, далее - Обзор) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов; заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки; включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Следовательно, законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей, и при описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Обзора, указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Следовательно, заказчик при формировании технического задания вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
При наличии действительной потребности лечебного учреждения в приобретении товара с определенными характеристиками, приведенные доводы являются субъективным мнением поставщика медицинских изделий о возможной потребности заказчика, сформированным без учета особенностей деятельности медицинской организации, и в отсутствие у поставщика объективной информации о реальной потребности заказчика в медицинских изделиях.
При этом, необходимые заказчику медицинские изделия находятся в свободном обороте, доказательств обратного Заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с действующим законодательством о закупках участниками закупок могут выступать любые юридические или физические лица, а также индивидуальные предприниматели, имеющие возможность поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Действующим законодательством, также, как и извещением об осуществлении закупки, в отношении медицинских изделий не налагаются ограничения на поставку товаров лицами, не являющимися производителями.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, само по себе не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
С учетом изложенного, доводы жалобы Заявителя в указанной части не находят своего подтверждения, не доказаны.
По доводу жалобы о наличии признаков сговора между ООО "Группа СТК" и ООО "Снабполимер Медицина", на которые указывает Заявитель в составе жалобы, Комиссия отмечает следующее.
Данные вопросы находятся в сфере регулирования антимонопольного законодательства, разрешение вопросов по которому не отнесены к компетенции Комиссии по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области.
По данному вопросу Заявитель вправе обратиться в Комиссию антимонопольного органа по рассмотрению нарушений антимонопольного законодательства, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьей 44 данного Федерального закона.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строительно-Отделочная Фирма БаРо" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона Закупка N 126-2024 на поставку расходных материалов для Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (извещение N 0369100040224000162) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 апреля 2024 г. N 074/06/106-848/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024