На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" - Баранова Ю.А., в присутствии представителей ООО "НОВАКИТ" - Касаткиной Н.В., Кобзаревой Е. проведена внеплановая проверка по обращению ООО "НОВАКИТ" на действия ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" при проведении электронных аукционов: "Продажа электрической энергии (мощности) и оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности), а также оказание услуг, являющихся неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии для нужд Петровско-Анастасиевского филиала ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз"", "Продажа электрической энергии (мощности) и оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности), а также оказание услуг, являющихся неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии для нужд Калининского филиала ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз"" (извещения N 0318100043323000342, 0318100043323000346) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России 29.03.2024 г. из ФАС России поступило обращение ООО ""НОВАКИТ" о проведении внеплановой проверки ( N11848-ЭП/24 от 29.03.2024 г.) о наличии признаков нарушения Закона о контрактной системе в отношении действий Заказчика.
Представителем Заказчика были предоставлены письменные пояснения по существу доводов обращения. С доводами не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" проводились электронные аукционы: "Продажа электрической энергии (мощности) и оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности), а также оказание услуг, являющихся неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии для нужд Петровско-Анастасиевского филиала ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз", ""Продажа электрической энергии (мощности) и оказание услуг по передаче электрической энергии (мощности), а также оказание услуг, являющихся неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии для нужд Калининского филиала ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз"" (извещение N0318100043323000342, 0318100043323000346).
Начальная (максимальная) цена контрактов- 178 640 253,62 руб., 142 924 500,00 руб.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п.1) ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующую информацию: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч 1 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Заказчиком в составе извещений установлены следующие условия обеспечения:
Обеспечение заявки
Требуется обеспечение заявки
Размер обеспечения заявки
1786402.54 Российский рубль
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии
Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе осуществляется в порядке, установленном статьей 44 Закона N 44-ФЗ. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником электронного аукциона в виде денежных средств или независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе осуществляется участником электронного аукциона. Независимая гарантия, выданная участнику электронного аукциона банком для целей обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок
|
Требуется обеспечение заявки
Размер обеспечения заявки
1429245.00 Российский рубль
Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии
Внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе осуществляется в порядке, установленном статьей 44 Закона N 44-ФЗ. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе может предоставляться участником электронного аукциона в виде денежных средств или независимой гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в электронном аукционе осуществляется участником электронного аукциона. Независимая гарантия, выданная участнику электронного аукциона банком для целей обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ. Срок действия независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок. |
Согласно попд. м) п.1) ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
В силу ч. 4 ст.44.Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
Согласно полученной информации ООО "НОВАКИТ" в качестве обеспечения заявок N2019904, 2019903 предоставило независимую (банковскую) гарантию ПАО "БАНК УРАЛСИБ" на суммы, соответствующие требованиям извещений - 1 786 402, 54 рублей, 1 429 245, 00 рублей.
Ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.12.2023 NИЭА1 заявки (N2019904, 2019903) ООО "НОВАКИТ" признаны несоответствующими на основании п.3) ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, а именно: "Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки согласно ч. 2.1 (универсальная предквалификация) статьи 31 Закона N44-ФЗ. Отклонение по п.3 ч.12 ст. 48 Закона N44-ФЗ. Несоответствие требованиям, установленным в соответствии c пунктом 4 ПП РФ от 29.12.2021 N"О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации". А именно: предоставленный договор в качестве подтверждения на соответствие доп. требованиям исполнен не в полном объеме, договор на стадии исполнения."
Из пояснений Заказчика следует, что заявки N2019904, 2019903 ООО "НОВАКИТ" являются третьими отклоненными заявками участника в течении одного квартала на ЭТП Заказ РФ.
В соответствии с ч.13 ст. 44 Закона о контрактной системе в случае, если при проведении электронных процедур в течение одного квартала календарного года на одной электронной площадке в отношении трех и более заявок одного участника закупки комиссиями по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки, по основаниям, установленным пунктами 1 - 3, 5 - 9 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, осуществляется перечисление в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств в размере обеспечения каждой третьей такой заявки или в порядке, предусмотренном частью 15 настоящей статьи, предъявляется требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения каждой третьей такой заявки.
В пункте 31 Обзора судебной практики применения законодательства Российский Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 года, указано, что при оценке систематичности нарушений в части подачи заявок на участие в электронном аукционе, необходимо учитывать характер допущенных нарушений, их аналогичность, которая, несмотря на подачу нескольких заявок, может свидетельствовать о наличии одного нарушения, а также исследовать отсутствие у участника возможности восполнить недостатки уже поданных заявок ввиду признания их одновременно несоответствующими требованиям аукционной документации. Заблаговременное ознакомление участника аукциона с аукционной документацией , в том числе касающейся содержания и подачи заявок на участие в аукционах, само по себе не свидетельствует о том, что участник имеет возможность не допустить ошибок при подготовке, направлении заявок, несет все риски, связанные с участие в торгах и возможность наступления для него неблагоприятных последствий.
Таким образом, принимая во внимание тождественность поданных заявок, их одновременную подачу и одновременное отклонение аукционной комиссией, невозможность в связи с этим устранить имеющиеся в них недостатки, суды пришли к выводу, что в допущенных нарушениях отсутствует систематичность.
Данная позиция подтверждается в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.08.2020 N308-ЭС20-10901 по делу NА32-22607/2019, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2019 г. N302-ЭС19-25774 по делу NА58-8785/2018, постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 16.10.2020 г. по делу NА84-3831/2019, постановлении Восьмого Арбитражного апелляционного суда от 16.09.2020 г. по делу NА70-6778/2020.
Ч.15 ст.44 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, предусмотренном частью 13 настоящей статьи, обеспечение заявки на участие в закупке, являющейся третьей заявкой, предоставлено в виде независимой гарантии:
1) оператор электронной площадки через пятнадцать рабочих дней со дня, следующего за днем размещения на электронной площадке в отношении такой заявки протокола, указанного в части 17 статьи 48, пункте 2 части 5 статьи 49, пункте 2 части 3 статьи 50 настоящего Федерального закона, направляет (за исключением случая получения оператором электронной площадки решения суда, контрольного органа в сфере закупок о признании решения, принятого в отношении такой заявки, не соответствующим требованиям настоящего Федерального закона) заказчику, разместившему такой соответствующий протокол, информацию о наступлении случая, предусмотренного частью 13 настоящей статьи, и об участнике закупки, подавшем такую заявку;
2) заказчик не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей части, предъявляет требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной таким участником закупки.
Заявитель указал, что 19 января 2024 года электронной площадкой Заказ РФ было направлено уведомление о том, что заявки ООО "НОВАКИТ" N2019904,2019903 являются третьими отклоненными заявками в течение одного квартала на ЭТП Заказ РФ. В связи с чем, Заказчику - ФГБУ "Управление "Кубаньмелиоводхоз" было направлено уведомление о необходимости не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения уведомления предъявить требование об уплате денежной суммы по независимой гарантии, представленной участником закупки.
С учетом изложенного, регламентированный срок предъявления требований Заказчиком в соответствии с п.2) ч.15 ст.44 Закона о контрактной системе - 24.01.2024 г.
Согласно предоставленной Заявителем информации требования N603,602 об уплате денежной суммы по независимым гарантиям N991-4R1/1429749, N991-4R1/1429736 от 12.12.2023 г. были направлены Заказчиком в адрес банка ПАО "Банк Уралсиб" - 22.02.2024 г, приняты почтовым отделением - 26.02.2024 г. , получены банком - 04.03.2024 г.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения п.2) ч.15 ст.44 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подп. 1.6) Приказа Федеральной антимонопольной службы от 15.12.2023 N 1010/23 "О внесении изменений в приказ ФАС России от 13 октября 2015 г. N 955/15 "О координации деятельности центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России при осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также при осуществлении полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" контроль в отношении банков осуществляется центральным аппаратом ФАС России.
19.03.2024 г. ПАО "Банк Уралсиб" была произведена оплата денежной суммы в адрес Заказчика по независимым гарантиям в соответствии с предъявленными требованиями (платежное поручение N961361 от 19.03.2024 г. на сумму 1786402.54 рублей, платежное поручение N631433 от 19.03.2024 г. на сумму 1 429 245, 00 рублей).
Комиссия, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика - ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по КК" нарушение п.2) ч.15 ст.44 Закона о контрактной системе.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 апреля 2024 г. N 023/06/44-1756/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024