Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в отсутствие представителей Заказчика - ГБУЗ "Ейская центральная районная больница" МЗ КК, в отсутствие представителей ООО "Сорго", рассмотрев жалобу ООО "Сорго" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "Ейская центральная районная больница" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка шовного материала для операционного блока" (извещение N0318300299424000248) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что позиция 3 Описания объекта закупки содержит требования, не соответствующие ст.33 Закона о контрактной системе, а именно: установленные характеристики соответствуют единственному производителю.
Заказчиком предоставлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Ейская центральная районная больница" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка шовного материала для операционного блока" (извещение N0318300299424000248).
Начальная (максимальная) цена контракта - 599 427,60 рублей.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчику по позиции 3 требуется к поставке следующее:
3 |
Нить хирургическая рассасывающаяся 21.20.24.120 |
Код позиции КТРУ: отсутствует |
Структура шовного материала |
мононить |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с потребностью заказчика |
Способность шовного материала рассасываться в тканях организма |
рассасывающаяся |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с потребностью заказчика |
|||
Цвет нити |
окрашеный в контрастный цвет либо неокрашенный |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
обусловлено необходимостью визуализации во время ореративного вмешательства |
|||
Состав нити |
100% е-капралактон либо низкомолекулярный гликонат |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
В соответствии с Гостом 31620-2012 |
|||
Потеря первоначальной прочности нити после имплантации на 50% |
После имплантации сохраняет достаточную прочность в организме от 6 до 8 дней |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Установлено заказчиком с целью приобретения шовных материалов для сшивания тканей с соответствующим периодом образования первоначального рубца оперируемого органа |
|||
Срок полного рассасывания, в период |
Полное рассасывание происходит в период от 42 до 56 дней |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Установлено заказчиком с целью приобретения шовных материалов для сшивания тканей с соответствующим периодом заживления оперируемого органа |
|||
Размер шовного материала условный (метрический) |
3/0 (2) |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
п.5.4 и Приложение А ГОСТ 31620-2012 |
|||
Длина нити, см |
не менее 70 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Согласно площади операционной раны |
|||
Прокалывающая способность иглы |
колющая |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
установлено заказчиком с целью приобретения шовного материала с игой позволяющей наиболее эффективно пенетрировать ткани опер. Поля (органа) |
|||
Количество игл на нити, шт. |
1 |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
п.1.3. ГОСТ 26641-85 |
|||
Иглы |
атравматическая игла из антикоррозийной высокопрочной аустенитной стали |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Установлено заказчиком с целью приобретения шовных материалов с иглами для повышения пружинящих характеристик иглы при ушивании операционной раны и для возможности максимальных манипуляционных действий в труднодоступных местах оперполя |
|||
Окружность иглы |
1/2 окружности |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
обусловлено потребностью заказчика и спецификой органа, с которым проводятся опер. Манипуляции |
|||
Длина иглы |
Длина не менее 17 мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Установлено заказчиком для обеспечения наиболее эффективного прокалывания на определенном этапе ушивания тканей и спецификой органа, с которым проводятся опер. Манипуляции |
|||
Отверстие в игле для нити |
Выполнено методом лазерного сверления |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
для минимизации повреждений ткани иглой |
|||
Запрессовка нити в игле |
Выполнена объемно-цилиндрическим способом |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Установлено заказчиком с целью повышения герметичности шва и достижения наилучшего гемостаза. Место сочленения нити и иглы должно иметь минимально допустимое расширение для того, чтобы в местах прохождения иглы последующая нить и стенка полого органа плотно прилегали друг к другу, без зазоров. |
|||
Покрытие иглы |
силикон |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Установлено заказчиком с целью приобретения шовных материалов с иглами сохраняющими максимально гладкую, обтекаемую, скользящую форму, пенетрирующие свойства при множественных проколах |
|||
Внешняя упаковка |
Информация о хирургическом шовном материале полностью отражена на этикетке и заводской упаковке. Данная информация дублируетья штриховым или матричным кодом со всеми характеристиками хирургического шовного материала и данными производителя для предотвращения поставки фальсифицированной продукции и контроля за расходом нити в операционной. Игла изображена на этикетке в натуральную величину. Наличие инструкции о хирургическом шовном материале на русском языке. |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Штриховой и матричный код предотвращает поставку фальсифицированной продукции и обеспечивает контроль за расходом в операционной, также позволяет идентифицировать и учитывать упаковки методом сканирования.Инструкция на русском языке в каждой коробке обеспечивает корректное использование шовного материала. |
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 27.03.2023) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, в соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из Описания объекта закупки следует, что в связи с отсутствием необходимой позиции КТРУ по позиции 3 Описания объекта закупки, Заказчиком установлен код ОКПД 2 - 21.20.24.120 Кетгут и аналогичные материалы - "Нить хирургическая рассасывающаяся". Описание объекта закупки по позиции 3 составлено с учетом пункта 7 Правил в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, указаны характеристики, отвечающие потребностям Заказчика.
Заявитель указывает, что совокупность характеристик Описания объекта закупки по позиции 3, соответствует единственному производителю - Десмосин (монофиламент) ООО НПО "БИОПОЛИМЕР" РУ NФСЗ 2008/01348 от 16.09.2015 г., Украина, Ближнее зарубежье, г. Полтава, поскольку иные производители требуемого к поставке товара не соответствуют требованиям Заказчика по характеристикам - "Срок полного рассасывания"- от 42 до 56 дней , "Потеря первоначальной прочности нити после имплантации на 50%"- После имплантации сохраняет достаточную прочность в организме от 6 до 8 дней, "Состав":
- Моносин квик (Monosyn Quick) , Германия, РУ NФСЗ 2010/06563 от 05.09.2016 г. - срок полного рассасывания 42 дня;
- ООО "ВОЛОТЬ" , нить ПЛКЛ, РУ NФСР 2008/03992 от 12.07.2021 г., срок полного рассасывания - 175 суток;
- ООО "Балумед", нить ПОЛИГЛИКОЛИД-КАПРОЛАКТОН , РУ NРЗН 2016/4649 от 02.09.2016 г., срок полного рассасывания - 90-120 дней;
- ООО "Политехмед" , РУ РЗН 2019/8479 , ПОЛИГЛЕКАПРОН - нить хирургическая рассасывающаясмя синтетическая монофиламентная из сополимера гликолида и капролактона ( в соотношении 75:25), неокрашенная или фиолетовая . потеря прочности 50% - 7-9 суток, срок полного рассасывания - 90-120 суток;
- Safol Quick+Б.брайн , РУ ФСЗ 20210/06563 - после 7 дней после имплантации сохраняется около 50%т первоначальной прочности и через 14 дней после имплантанции происходит полная потеря прочности, срок рассасывания - 42 дня.
Таким образом, Заявитель, проанализировав рынок шовного хирургического материала, по составу нитей, срокам рассасывания, а также потере прочности указал, что требуемый к поставке товар по позиции 3 производится исключительно - ООО НПО "БИОПОЛИМЕР".
Заказчиком предоставлены письменные пояснения по существу доводов жалобы, согласно которым позиции 3 Описания объекта закупки, соответствует не менее 2-х производителей требуемого к поставке товара: материал шовный синтетический Десмосин (монофиламент) с иглой атравматической и без иглы ООО НПО "БИОПОЛМЕР" РУ NФСЗ 2008/01348 от 16.09.2015 г., Украина; Материал шовный хирургический стерильный рассасывающийся в наборах и отдельных упаковках по РУ N ФСЗ 2010/06563 от 05.09.2016 г. (производитель "Б.Браун Сурджикал С.А.", Германия).
B.Braun производит нить Monosyn Quick , подходящую под параметры описания технического задания, что подтверждается представленным Заказчиком информационным письмом (исх. N74/24 ББМ от 19.01.2024 г.) производителя ООО "Б.Браун Медикал", являющегося дочерним предприятием и официальным представителем компании B.Braun Melsungen AG (заводы - изготовители: Aesculap AG, Германия, Aт Aesculap Platz, Germany, и "Б.Браун Суржикал С.А.", Испания, B.Braun Surgical S.A., Carretera de Terrasa ,121,08191 (Barselona, Spain) на территории Российский Федерации, подтверждающее выпуск и поставку запрашиваемого товара.
Кроме того, Заказчиком в Описании объекта закупки обоснована необходимость приобретения товара с установленными характеристиками. При этом, параметры определены Заказчиком в пределах значений, допускаемыми нормами действующего законодательства (нить Моносин квик (Monosyn Quick) по РУ NФСЗ 2010/06563 теряет около 50 % первоначальной силы натяжения после 7 дней, что соответствует требуемому диапазону 6-8 дней позиции 3 Описания объекта закупки, полное рассасывание в течение 56 дней - является верхней границей диапазона сроков 42-56 дней.
С учетом изложенного, возможность закупить и поставить указанный товар имеется у любого участника закупки.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчиком не использованы указания на технологию производства, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, позволяющие идентифицировать товар конкретного производителя
Кроме того, Заявитель в составе жалобы указывает на необходимость представить Заказчику регистрационные удостоверения "не менее 2-х производителей и с наименованием шовного хирургического материала: по позиции 8".
Заказчик пояснил, что не имеет возможности представить данную информацию, ввиду осуществления закупки по 6 позициям, указанным в структурированном извещении и приложенном файле "Описание объекта закупки".
Также Заявитель указывает, что страной производства медицинских изделий производителя ООО НПО "БИОПОЛИМЕР" РУ NФСЗ 2008/01348 от 16.09.2015 г. является Украина, в связи с чем, во исполнение распоряжения Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р (ред. от 29.10.2022) "Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц" поставка товара указанного производителя не представляется возможным.
При этом, согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 г. N1716-83 " О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 г. N592" во исполнение подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 22.10.2018 N592 "применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет: "Ввести запрет на ввоз в Российскую Федерацию товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, по перечню согласно приложению N1."
Требуемый к поставке товар по позиции 3 "Нить хирургическая рассасывающаяся 21.20.24.120" в вышеуказанный перечень не входит.
При формировании объекта закупки и технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Указанные требования к характеристикам объекта закупки Заказчик установил руководствуясь своей потребностью с учетом специфики деятельности, а также необходимостью обеспечить результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. При этом, Заказчик детализировал объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для его последующего использования
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сорго" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300299424000248).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 апреля 2024 г. N 350/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024