рассмотрев жалобу ООО "Профэксперт" на действия ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок" при проведении электронного аукциона: "Изготовление и поставка мебели" (извещение N 0318100047924000056) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик неправомерно и необоснованно объединил в одну позицию деревянную и металлическую мебель.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым формирование лота не противоречит Закону о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
28.03.2024 г. Заказчиком - ФГБОУ ВДЦ "Орлёнок" размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Изготовление и поставка мебели" (извещение N 0318100047924000056).
Начальная (максимальная) цена контракта - 22 982 153,16 руб.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1), п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение содержит файл "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования к поставляемому товару, технические и качественные характеристики, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым Заказчик сформировал описание объекта закупки, исходя из своей потребности получить мебель со всей совокупностью характеристик, которые указаны в описании объекта закупки и обусловлены спецификой использования товара.
Заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Заказчиком указаны характеристики товаров, обеспечивающие эргономичное, комфортное и безопасное оснащение мест проживания сотрудников, с одновременным длительным размещением до 4 четырех человек в одной комнате, что соответствует его потребностям с учетом специфики деятельности и обязанностью Заказчика как работодателя, указанной в коллективном договоре.
Согласно предмету контракта, заказчику требуются товары, применяемые в едином комплекте для оснащения мест (комнат) проживания сотрудников, их использование для других целей не предусмотрено.
Довод Заявителя о неверном применении Заказчиком единицы измерения закупаемого товара несостоятелен по следующим основаниям. Объектом настоящей закупки являются, в том числе, комплекты мебели для спальни. Так в графе "Наименование товара, работы, услуги" раздела извещения "Объект закупки" указано наименование товара: "Комплект мебели для спальни". При этом, каждый комплект включает в себя определенный, однотипный (одинаковый) набор различных изделий мебели. То есть, именно каждый комплект является самостоятельной товарной единицей из всего количества приобретаемых комплектов, в связи с чем количество приобретаемых комплектов мебели не может исчисляться единицей измерения "комплект". Таким образом, количество приобретаемых комплектов мебели исчислено в штуках, что не противоречит положениям Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Довод Заявителя о том, что кровать двухъярусная, входящая в состав комплекта мебели, выполнена полностью из металла, не соответствует действительности.
Согласно "Описанию объекта закупки" оба ложа кровати (верхнее и нижнее), а также выдвижные ящики, которые являются неотъемлемой частью кровати, должны быть выполнены из ЛДСП, т.е. древесных материалов. Таким образом, только каркас кровати выполнен из металлических деталей. Вместе с тем, ГОСТ 20400-2013 "Межгосударственный стандарт. Продукция мебельного производства. Термины и определения", и иная нормативная документация, регламентирующая производство мебельной продукции, не устанавливает критерии, по которым можно четко определить: является изделие мебели металлическим или деревянным, если оно изготовлено одновременно с применением, как металлических, так и деревянных деталей.
Более того, изделие мебели, изготовленное одновременно и из металлических и деревянных деталей, следует отнести к деревянным изделиям по следующим основаниям:
- металлические и деревянные детали обладают различными эксплуатационными и качественными характеристиками, например, такими как прочность, устойчивость к деформации и износу, твердость, огнестойкость и др., что непосредственно влияет на эксплуатационные характеристики мебели и на срок ее службы. Так срок службы полностью металлической мебели устанавливается изготовителями от 20 и более лет, тогда как срок службы полностью деревянной мебели - не более 10 лет. В этом случае изделие, выполненное из различных видов материалов (металл, дерево), рассматривается, как некоторая техническая система, представляющая собой совокупность функциональных модулей, объединенных в определенную конструкцию, и обладающая необходимыми потребительскими, качественными и эксплуатационными свойствами, которые устанавливаются для изделия в целом исходя из худших показателей, которыми обладают материалы изготовления изделия. Деревянные детали обладают худшими свойствами по вышеперечисленным характеристикам чем металлические и, в связи с вышеизложенным изделие, изготовленное одновременно из металла и дерева должно быть отнесено к деревянным изделиям.
Таким образом, отнесение кровати двухъярусной к разделу ОКПД 2 - 31.09.12.129 правомерно.
Закон о контрактной системе не содержит требований, регламентирующих какой-либо порядок определения кода товара, работ, услуг согласно общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД2) при формировании извещения о закупке. Определение кода ОКПД2 осуществляется Заказчиком путем отнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки. При этом, Заказчик самостоятельно определяет код ОКПД2, как наиболее подходящий объекту закупки, исходя из собственных потребностей, области применения закупаемого товара, а также его характеристик и особенностей эксплуатации.
Заказчик не согласен с доводом Заявителя о неправильном формировании предмета закупки в части комплекта мебели, в том числе по следующим основаниям.
Каждый комплект включает в себя набор изделий мебели различного функционального назначения и предназначен для обустройства (обстановки) определенной функциональной зоны (отдельной комнаты), в том числе для обеспечения, в пределах одной комнаты, возможности комфортного и длительного одновременного проживания двух и более человек, а также хранения вещей и предметов, выполнения домашней работы, различных занятий, приема пищи и отдыха. Приобретение комплекта прежде всего обусловлено эргономикой, необходимостью предотвращения расхождений в цветовом, архитектурно-художественном решениях и технологической сборке комплектующих между собой, а также существующими физическими параметрами помещений (комнат).
В соответствии с определениями раздела 2 ГОСТ 20400-2013 "Межгосударственный стандарт. Продукция мебельного производства. Термины и определения": "Комплект мебели: набор изделий мебели, полностью отвечающий определенному заданному назначению лишь в своей совокупности." В свою очередь: "Набор мебели: группа изделий мебели различного функционального назначения, выполненных с использованием единого архитектурно-художественного (стилевого) решения и согласованных между собой по размерам, конструкции, облицовке и отделке".
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) обязывают заказчика описывать объект закупки, применяя код его позиции, наименование и характеристики.
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Из содержания пункта 5 Правил следует, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 7 Правил, установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд отсутствует товар, закупаемый Заказчиком, а именно: комплект (набор). Следовательно, у Заказчика отсутствовала обязанность применять Правила. Довод Заявителя о неправомерности установления характеристик товаров, не включенных в КТРУ противоречит пункту 7 Правил использования КТРУ, в котором установлен порядок осуществления закупки товаров, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции.
Таким образом, в связи с отсутствием обязанности установления характеристик в соответствии с позициями КТРУ, описание объекта закупки Заказчиком осуществлялось в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Заказчик, формируя требования к характеристикам товара, руководствовался существующей потребностью с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки комплектов мебели с учетом собственных нужд.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в описании объекта закупки требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Доказательства, подтверждающие невозможность подачи заявки, Заявителем не предоставлены.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профэксперт" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100047924000056).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 апреля 2024 г. N 345/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024