Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Медицинские изделия" на действия ГБУЗ "Усть-Лабинская центральная районная больница" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Закупка расходных материалов (зеркало Куско)" (извещение N 0318300170424000161) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что медицинское изделие зеркало "с индикатором оценки pH среды влагалища стерильное" выпускает единственный производитель - ЗАО "Медицинское предприятие Симург", Республика Беларусь.
Заказчиком представлены письменные пояснения, в которых с доводами жалобы не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
03.04.2024 г. Заказчиком - ГБУЗ "Усть-Лабинская центральная районная больница" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Закупка расходных материалов (зеркало Куско)" (извещение N 0318300170424000161).
Начальная (максимальная) цена контракта - 252 000,00 руб.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе гласит, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Файл "Описание объекта закупки.xlsx" содержит требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие).
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/ Код позиции КТРУ** |
Характеристики товара, работы, услуги |
||||
Наименование характеристик |
Значение характеристик |
Единица измерения характеристики |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 |
Инструкция по заполнению характеристик в заявке |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
|
Код позиции КТРУ |
"Ручной инструмент, предназначенный для расширения влагалища после введения, как правило для визуального осмотра влагалищного канала и шейки матки и/или для проведения гинекологической процедуры. Он обычно состоит из двух длинных створок, один конец которых присоединяется к ручке; их вводят во влагалище в горизонтальном положении, а затем раскрывают под углом. Или он представляет собой приспособление из мягкого материала, накачиваемое после введения. Оно дает возможность осмотра и доступа через центральный канал. Оно обычно изготавливается из полностью пластмассовых материалов или имеет съемные створки, изготовленные из пластмассы. Это устройство для одноразового использования." |
соответствие |
|
В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара, работ, услуг Заказчиком в силу пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые не предусмотрены в позиции каталога. Данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности Заказника с учетом специфики деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств. Дополнительные характеристики обусловлены узкоспециализированной деятельностью заказчика, накопленным опытом использования медицинских изделий с заданными параметрами в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи с обеспечением безопасности пациентов, медицинского персонала и достижения максимальной результативности проведённых процедур. |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Зеркало гинекологическое |
наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Размер S |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Материал прозрачный пластик повышенной прочности |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Фиксатор поворотного, типа "гребенка" |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
с индикатором оценки pH среды влагалища стерильное |
наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
На фиксаторе зубцы |
|
шт |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Расстояние между зубцами различное с возрастающим шагом |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Высота зеркала от верхнего края верхней створки до нижнего края нижней ручки |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Длина зеркала от переднего края верхней створки до заднего края верхней ручки |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Ширина рабочей части зеркала (створок) |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Ширина зеркала |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Диаметр смотрового окна в наибольшем измерении |
|
см |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Полное раскрытие створок |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
В сомкнутом положении поперечное смещение створок зеркала друг относительно друга не превышает |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Кромки створок закругленные |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Длина |
|
см |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
2 |
|
Код позиции КТРУ |
"Ручной инструмент, предназначенный для расширения влагалища после введения, как правило для визуального осмотра влагалищного канала и шейки матки и/или для проведения гинекологической процедуры. Он обычно состоит из двух длинных створок, один конец которых присоединяется к ручке; их вводят во влагалище в горизонтальном положении, а затем раскрывают под углом. Или он представляет собой приспособление из мягкого материала, накачиваемое после введения. Оно дает возможность осмотра и доступа через центральный канал. Оно обычно изготавливается из полностью пластмассовых материалов или имеет съемные створки, изготовленные из пластмассы. Это устройство для одноразового использования." |
соответствие |
|
В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара, работ, услуг Заказчиком в силу пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые не предусмотрены в позиции каталога. Данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности Заказника с учетом специфики деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств. Дополнительные характеристики обусловлены узкоспециализированной деятельностью заказчика, накопленным опытом использования медицинских изделий с заданными параметрами в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи с обеспечением безопасности пациентов, медицинского персонала и достижения максимальной результативности проведённых процедур. |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Размер М |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Материал прозрачный пластик повышенной прочности |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Фиксатор поворотного, типа "гребенка" |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
с индикатором оценки pH среды влагалища стерильное |
наличие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
На фиксаторе зубцы |
|
шт |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Расстояние между зубцами различное с возрастающим шагом |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Высота зеркала от верхнего края верхней створки до нижнего края нижней ручки |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Длина зеркала от переднего края верхней створки до заднего края верхней ручки |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Ширина рабочей части зеркала (створок) |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Ширина зеркала |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Диаметр смотрового окна в наибольшем измерении |
|
см |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Полное раскрытие створок |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
В сомкнутом положении поперечное смещение створок зеркала друг относительно друга не превышает |
|
мм |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
Кромки створок закругленные |
соответствие |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||
Длина |
|
см |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||
При закрытом зеркале расстояние между створками у основания |
1 |
мм |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Заявитель в жалобе указывает, что медицинское изделие по поз. 1-2 зеркало вагинальное, одноразового использования "с индикатором оценки pH среды влагалища стерильное" выпускает единственный производитель - ЗАО "Медицинское предприятие Симург", Республика Беларусь.
Заказчиком представлены пояснения, согласно которым в требованиях технического задания описан товар, необходимый Заказчику для выполнения поставленных задач в лечебной работе.
Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 20.09.2021 г. N ПИ/79427/21, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены документы и сведения, свидетельствующие о наличии на рынке товаров нескольких производителей, соответствующих установленным по поз.1-2 требованиям.
Указанное выше требование искусственно ограничивает конкуренцию, препятствуя возможности поставки товара других производителей.
Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что из буквального толкования п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом указание особых характеристик товара допускается, если на рынке есть несколько производителей соответствующего товара (п. 1 Обзора).
Включение Заказчиком в "Описание объекта закупки" требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (п. 2 Обзора).
Таким образом, Заказчик при составлении "Описание объекта закупки" установил характеристику к закупаемому товару, подходящую под конкретного производителя, что приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
Доказательства, свидетельствующие о наличии товара с указанной характеристикой нескольких производителей, Заказчиком на заседании Комиссии не представлены.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы о нарушении Заказчиком положений п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Комиссия на основании ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медицинские изделия" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Усть-Лабинская центральная районная больница" МЗ КК нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Усть-Лабинская центральная районная больница" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 16 апреля 2024 г. N 362/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024