Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Камакиной Т.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя ООО "Хатман Групп" (правопреемник АО "Хатман Групп"), в присутствии представителя муниципального заказчика МКУ "Центр социально-культурного развития Наримановского района" Сливина С.С. (доверенность от 01.04.2024 N178), рассмотрев заявление муниципального заказчика МКУ "Центр социально-культурного развития Наримановского района" о внесении информации об ООО "Хатман Групп" (ИНН 5012081170, юридический адрес: 141402, Московская область, г.Химки, ул.Ленинградская,д.1, пом.27) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 03.04.2024 поступило заявление муниципального заказчика МКУ "Центр социально-культурного развития Наримановского района" (далее также - Заказчик) о включении информации об ООО "Хатман Групп" (далее также - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта от 27.03.2023 N08253000052230000030001 на строительство Центра культурного развития по адресу: Россия, Астраханская область, Наримановский район, город Нариманов, улица Астраханская, земельный участок 11б, в том числе ПИР. (ИКЗ 233300801054230230100100050014120414) (номер извещения 0825300005223000003) (реестровый номер извещения: 2025500000122000005, ИКЗ: 222302300943930150100100050054211244).
Рассмотрение указанного заявления назначено уведомлением от 04.04.2024 NТК/2285/24 на 08.04.2024 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.505.
В назначенное время рассмотрение заявления началось в составе:
председателя Комиссии:
Камакиной Т.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя ООО "Хатман Групп" (АО "Хатман Групп"), в присутствии представителя муниципального заказчика МКУ "Центр социально-культурного развития Наримановского района" Сливина С.С. (доверенность от 01.04.2024 N178).
В ходе рассмотрения заявления Комиссией Управления объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 10.04.2024.
После объявленного перерыва Комиссия Управления продолжила рассмотрение заявления Заказчика в составе:
председателя Комиссии:
Камакиной Т.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления (далее также - Управление)
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
в отсутствие представителя ООО "Хатман Групп" (АО "Хатман Групп"), в присутствии представителя муниципального заказчика МКУ "Центр социально-культурного развития Наримановского района" Сливина С.С. (доверенность от 01.04.2024 N178).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
03.03.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на строительство Центра культурного развития по адресу: Россия, Астраханская область, Наримановский район, город Нариманов, улица Астраханская, земельный участок 11б, в том числе ПИР. (ИКЗ 233300801054230230100100050014120414) (номер извещения 0825300005223000003) (далее -открытый аукцион).
По результатам электронного аукциона победителем было признано Общество, о чем свидетельствует протокол подведения итогов определения поставщика от 13.03.2023 NИЭА1, размещенный в тот же день на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru.
27.03.2023 между Заказчиком и Обществом был заключен Контракт, по условиям которого:
Согласно п. 1.1 предметом Контракта является выполнение по заданию Заказчика работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию (далее - Работы) объекта капитального строительства: "Строительство Центра культурного развития по адресу: Россия, Астраханская область, Наримановский район, г. Нариманов, улица Астраханская, земельный участок 11б, в т.ч. ПИР" (далее - Объект), включая архитектурно-строительное проектирование и выполнение инженерных изысканий с получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в том числе в части достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, разработки и согласования Ведомости объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ, Сметы контракта в соответствии с Приказом Минстроя России от 30.03.2020 N 175/пр, разработки и согласования с Заказчиком сопоставительной ведомости объемов работ и сопоставительной ведомости изменения сметной стоимости в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом Минстроя России от 30.03.2020 N 175/пр, строительно-монтажные работы, иные действия Подрядчика, необходимые для выполнения работ по Контракту, в соответствии с Описанием объекта закупки, которое состоит из Задания на проектирование объекта капитального строительства и Описания объекта закупки на выполнение строительно-монтажных работ (далее - Описание объекта закупки) (приложение N 1 к Контракту), на условиях, предусмотренных Контрактом, в обусловленные Контрактом сроки, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненной работы по Контракту в порядке и в соответствии с условиями, предусмотренными Контрактом.
В соответствии с п. 1.4. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта капитального строительства, поставить оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией, разработанными в ходе исполнения Контракта в соответствии с пунктом 1.2 Контракта (далее - работы по строительству, поставке оборудования), в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, (далее - График выполнения строительно-монтажных работ, приложение N6 к Контракту соответственно). Объем и содержание работ по строительству, подлежащих выполнению, требования к качеству, а также требования к порядку и способу их выполнения Подрядчиком, поставке оборудования, определяются проектной документацией, рабочей документацией и Контрактом, в том числе Техническими требованиями.
Согласно п. 3.1. и п.3.2 Контракта датой начала исполнения обязательств Сторон по Контракту является дата заключения Контракта. Начальный и конечный сроки выполнения работ по проектированию, работ по строительству, поставки оборудования и оказания услуг, а также промежуточные сроки выполнения работ по проектированию, работ по строительству, поставки оборудования и оказания услуг (если они предусмотрены контрактом), указаны в Графике выполнения работ (приложение N 2):
N |
Наименование этапа исполнения контракта |
Срок исполнения этапа |
|
1 этап исполнения контракта |
|
||
1. |
Выполнение проектно-изыскательских работ, прохождение государственной экспертизы |
С момента заключения контракта до 31.08.2023 |
|
2 |
Начало подготовительных работ, получение разрешения на строительство |
|
|
2 этап исполнения контракта |
|
||
3. |
Строительно-монтажные работы, благоустройство территории, поставка оборудования, монтаж оборудования, техническое присоединение готового объекта к сетям. |
с 01.09.2023 по 01.11.2024 |
|
4. |
Получение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом |
|
Цена контракта составляет 210 378 816, 00 руб.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика было пояснено, что по состоянию на 22.03.2024 Подрядчик не исполнил обязательства по Контракту.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 8.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
22.03.2024 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), в связи с неисполнением Обществом обязательств по контракту.
Согласно пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте.
В силу пункта 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение размещено в Единой информационной системе 22.03.2024.
В соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с настоящей частью считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчика о принятом Решении Заказчика является 22.03.2024, о чем свидетельствуют данные с официального сайта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком Поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления Подрядчика о Решении является 22.03.2024, Решение вступило в силу с 02.04.2024.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Исполнителю и размещения в ЕИС не установлены.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 5.2.13. Контракта, Заказчик обязан передать Подрядчику исходные данные, необходимые для выполнения Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом. Перечень, порядок и сроки передачи таких данных установлены Контрактом.
П. 5.2.11. Контракта установлено, что Заказчика обязан представлять Подрядчику разъяснения и уточнения относительно исполнения обязательств в рамках Контракта в течение 2 (двух) рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
В соответствии с п. 10 задания на проектирование (Описание объекта закупки), являющемуся приложением N1 к Контракту к исходным данным, предоставляемым Заказчиком относятся:
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
- градостроительный план земельного участка.
Сбор иных необходимых исходных данных, в том числе технических условий на подключение объекта к инженерным сетям, а также технические условия на вынос инженерных сетей, проходящих по земельному участку, осуществляется Подрядчиком самостоятельно, при необходимости по доверенности, выданной Заказчиком. Оплата получения исходных данных в случае необходимости, в том числе технических условий осуществляется за счет средств Подрядчика.
Письмом от 22.05.2023 N05/2202 Общество запросило у Заказчика документы (данные, информацию) предусмотренную п.10 задания на проектирование (Описание объекта закупки), являющемуся приложением N1 к Контракту.
Письмом от 30.06.2023 N262 Заказчик направил в адрес Общества градостроительный план земельного участка.
Между тем, представителем Заказчика в ходе заседания не было представлено документов о передаче Подрядчику правоустанавливающих документов на земельный участок.
Кроме того, Общество письмом от 28.02.2024 N02/2803 просило Заказчика продлить срок приемки сметной документации для проведения государственной экспертизы объекта капитального строительства на 50 дней в связи с необходимостью устранения замечаний, что в свою очередь свидетельствует об уже разработанной Подрядчиком ПСД.
Следует обратить внимание, что представителем Заказчика на заседании Комиссии также не представлены документы, свидетельствующие о направлении ответа на письмо подрядчика от 28.02.2024 N02/2803.
Комиссия отмечает, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Исходя из сложной специфики выполнения проектных и изыскательских работ в рассматриваемом случае, в связи со сжатыми сроками рассмотрения информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков и учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия, в силу своей компетенции, проверив действия сторон на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, и установив при этом соблюдение сторонами этой процедуры, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях не исполнить обязательства по государственному Контракту.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Комиссия не смогла устранить все сомнения в виновности Общества.
В силу пункта 15 Постановления Правительства РФ N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Доказательства того, что Общество намеренно желало уклониться от исполнения Контракта и предпринимало для этого какие-либо действия либо умышленно бездействовало, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от Общества, привело к нарушению сроков его исполнения, не представлены.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения Общества при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность Общества, объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Таким образом, между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения обязательств по контракту на строительство Центра культурного развития по адресу: Россия, Астраханская область, Наримановский район, город Нариманов, улица Астраханская, земельный участок 11б, в том числе ПИР. (ИКЗ 233300801054230230100100050014120414) (номер извещения 0825300005223000003).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
На отсутствие у антимонопольного органа полномочий по разрешению гражданско-правовых споров между хозяйствующими субъектами указал и Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.06.2008 N 30
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств, основания для включения сведений об ООО "Хатман Групп" (правопреемник АО "Хатман Групп") в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления муниципального заказчика МКУ "Центр социально-культурного развития Наримановского района" о внесении информации об ООО "Хатман Групп" (ИНН 5012081170, юридический адрес: 141402, Московская область, г.Химки, ул.Ленинградская,д.1, пом.27) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2. Нарушения МКУ "Центр социально-культурного развития Наримановского района" требований Закона о контрактной системе при направлении обращения о внесении информации об ООО "Хатман Групп" (ИНН 5012081170, юридический адрес: 141402, Московская область, г.Химки, ул.Ленинградская,д.1, пом.27) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Астраханское УФАС России отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии
И.В.Русскина
Е.М.Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 апреля 2024 г. N 030/10/104-357/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024