Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Камакиной Т.Н. - заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Аква", в присутствии представителей государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области Смагулова Руслана Гариполлаевича (доверенность N13 от 16.04.2024 года), в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" Даниловой Юлии Равильевны (доверенность N01-06-56 от 23.05.2023 года) и Ходжаевой Динары Халиловны (доверенность N01-06-5 от 09.02.2024 года), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Аква" на действия государственного заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ручной или автоматической установки для дезинфекции эндоскопов (реестровый номер извещения 0825500000724001165), на основании ст. 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.04.2024 года поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Аква" (далее также - ООО "Аква", Заявитель) на действия заказчика - Министерства здравоохранения Астраханской области (далее также - Заказчик) и уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" (далее - ГКУ АО "РЦОЗ", Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ручной или автоматической установки для дезинфекции эндоскопов (реестровый номер извещения 0825500000724001165) (далее - аукцион).
По мнению Заявителя, Заказчиком и Уполномоченным органом допущено нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено Управлением на 16.04.2024 года в 14 часов 30 минут по местному времени контролирующего органа по адресу: 414000, г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, каб. 505.
Заявитель участие представителей не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции представители не подключились.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа приняли личное участие в рассмотрении жалобы.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
03.04.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ручной или автоматической установки для дезинфекции эндоскопов (реестровый номер извещения 0825500000724001165) (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 13 099 999,98 рублей.
Комиссией ранее была рассмотрена жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Гелиос" (далее - ООО "Гелиос") на действия Министерства здравоохранения Астраханской области и ГКУ АО "РЦОЗ" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ручной или автоматической установки для дезинфекции эндоскопов (реестровый номер извещения 0825500000724001165) а также проведена внеплановая проверка и принято соответствующее решение N030/06/106-392/2024 от 16.04.2024 года, в котором указано следующее:
"Из жалобы Заявителя следует, что определенной Заказчиком совокупности характеристик объекта закупки соответствует товар только производителя "Детро Хелскеа Кимья Санайи А.Ш.", Турция.
Комиссия считает довод Заявителя обоснованным по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе регламентировано, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из совокупного толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в извещении о проведении закупки заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
В файле "Описание объекта закупки" извещения Заказчиком установлены характеристики для требуемых к поставке товаров.
Заявитель считает, что совокупности характеристик требуемого к поставке товара по позициям "Оснащение системами дозирования" и "Емкость резервуара для дезинфицирующего средства концентрата", "Установка максимального количества циклов и/или дней для используемого дезинфицирующего средства", "Ограничение к доступу управления кодом" и техническому заданию отвечает только установка для дезинфекции эндоскопов только производства "Детро Хелскеа Кимья Санайи А.Ш.", Турция.
При этом, Заказчик не представил Комиссии Управления доказательств того, что предъявляемым к товару вышеуказанным требованиям отвечает товар иных производителей.
Согласно правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 20.09.2021 NПИ/79427/21, законодательству и судебной практике, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товара соответствовало как минимум два производителя.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 33, часть 3 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Решением N030/06/106-392/2024 от 16.04.2024 года жалоба ООО "Гелиос" признана обоснованной, а Министерство здравоохранения Астраханской области и ГКУ АО "РЦОЗ" признаны нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ручной или автоматической установки для дезинфекции эндоскопов (реестровый номер извещения 0825500000724001165), им выдано предписание об устранении допущенных нарушений.
Таким образом, необходимость выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства отсутствует в связи с предписанием, выданным Комиссией ранее.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аква" на действия Министерства здравоохранения Астраханской области и ГКУ АО "РЦОЗ" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ручной или автоматической установки для дезинфекции эндоскопов (реестровый номер извещения 0825500000724001165) обоснованной.
2. Предписание не выдавать, поскольку ранее Комиссией было выдано предписание Заказчику при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ручной или автоматической установки для дезинфекции эндоскопов (реестровый номер извещения 0825500000724001165).
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н. Камакина
Члены комиссии: И.В. Русскина
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 апреля 2024 г. N 030/06/106-393/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024