Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Канаева И.С. |
- |
заместитель председателя комиссии, заместитель руководителя управления; |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок; |
- Ражев С.В. |
- |
член комиссии, старший специалист 1 разряда отдела контроля государственных и муниципальных закупок; |
при участии посредством видеоконференцсвязи: | ||
- Царева Р.С. |
|
генерального директора ООО "И.Консалтинг", |
осуществив проверку по факту одностороннего отказа Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Нижегородской области "Гагинская центральная районная больница" (далее также - ГБУЗ НО "Гагинская ЦРБ", заказчик) от исполнения контракта, заключенного с Обществом с ограниченной ответственностью "И.Консалтинг" (далее также - ООО "И.Консалтинг", общество) по результатам определения поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Капитальный ремонт помещений 1 этажа здания ГБУЗ НО "Гагинская центральная районная больница", расположенной по адресу: 607870, Нижегородская область, с. Гагино, ул. Южная, д.29 (электроснабжение)", номер извещения 0332200067923000005.
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту.
Представители Заказчика на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали.
Заслушав представителя общества и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 03.10.2023 в единой информационной системе и на электронной торговой площадке "Фабрикант" размещено извещение по объекту закупки: "Капитальный ремонт помещений 1 этажа здания ГБУЗ НО "Гагинская центральная районная больница", расположенной по адресу: 607870, Нижегородская область, с. Гагино, ул. Южная, д.29 (электроснабжение)", номер извещения 0332200067923000005.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 424 932,32 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.10.2023 NИЭА1 ООО "И.Консалтинг" и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом комиссия приняла решение заключить контракт с ООО "И.Консалтинг", итоговая цена контракта составляет 1 382 184,36 рублей.
3) 31.10.2023 по результатам рассмотренного электронного аукциона между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Согласно разделу 1 Контракта определен его предмет:
"По настоящему контракту Подрядчик обязуется в установленные настоящим контрактом сроки выполнить по заданию Заказчика работы по капитальному ремонту помещений 1 этажа здания ГБУЗ НО "Гагинская центральная районная больница", расположенной по адресу: 607870, Нижегородская область, с. Гагино, ул. Южная, д.29 (электроснабжение), в соответствии со сметной документацией, ЛСР, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (далее - работы) и сдать результаты работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы при условии,что они выполнены надлежащим образом и в установленный срок.
Место выполнения работ: РФ, Нижегородская область, Гагинский район, с. Гагино,ул. Южная, д. 29.
1.2. Подрядчик выполняет работы из своих материалов, средств и своим оборудованием. Подрядчик несет ответственность за надлежащее качество предоставленных им материалов, а также за предоставление материалов, обремененных правами третьих лиц.
1.3. Работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями действующей нормативной документации: ГОСТ, ТУ, СНиП, СП, СанПиН, ВСН, НПБ, ППБ
и иными действующими нормативными документами по предмету объекта закупки.
1.4. Работы осуществляются из материалов Подрядчика. Материалы, используемые при выполнении работ, должны быть сертифицированы, в случае, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Материалы и оборудование должны быть новыми, оригинальными, не бывшими в эксплуатации, не иметь дефектов, не восстановленными, не снятыми с производства.
Все товарные знаки (указание на конкретных производителей) в проектно-сметной документации необходимо считать сопровожденными словами "или эквивалент".
Проектная документация не содержит положений, запрещающих осуществлять замену предусмотренного оборудования (материалов), используемого при выполнении работ на аналогичное (эквивалентное).
В случае замены оборудования (материалов) Подрядчик должен самостоятельно за счет собственных средств внести изменения в проектную документацию без изменения сроков выполнения работ.
1.6. Работы проводятся в действующем лечебном учреждении без приостановления лечебных процессов".
Комиссией Нижегородского УФАС Установлено следующее:
Согласно пункту 2.1. Контракта, Сроки выполнения работ - с 01 марта 2024 г. в течении 30 календарных дней.
29.03.2024 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 от 29.03.2024.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта
N 1 от 29.03.2024 следует, что данное решение принято на основании следующего:
"В связи с неисполнением подрядчиком (ООО "И.КОНСАЛТИНГ") обязательств по контракту согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ, п. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 10.6 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта".
Из пояснений представителя Общества следует, что неисполнение обязательств по Контракту произошло ввиду следующих обстоятельств:
- несоответствие размера НМЦК в извещении и в обосновании НМЦК, что привело к заблуждению участников закупки и в дальнейшем препятствовало исполнению обязательств по Контракту;
- в извещении о проведении электронного аукциона опубликованы недостоверные сведения об объеме и стоимости работ;
- в нарушение требований Закона о контрактной системе, по результатам проведения электронного аукциона размещен проект контракта без приложений.
Вместе с тем проектом контракта установлено следующее:
"По настоящему контракту Подрядчик обязуется в установленные настоящим контрактом сроки выполнить по заданию Заказчика работы по капитальному ремонту помещений 1 этажа здания ГБУЗ НО "Гагинская центральная районная больница", расположенной по адресу: 607870, Нижегородская область, с. Гагино, ул. Южная,д.29 (электроснабжение), в соответствии со сметной документацией, ЛСР, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (далее - работы) и сдать результаты работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы при условии, что они выполнены надлежащим образом и в установленный срок".
Проект контракта содержит следующие приложения:
1. Приложение N 1 к контракту (Техническое задание на выполнение работ);
2. Приложение N 2 контракту (Локальный сметный расчет).
При этом заказчик не указал в размещенном контракте (реестровая запись N2521300286923000018), приложения, а именно: техническое задание на выполнение работ и локальный сметный расчет.
Кроме того, такие приложения не размещены отдельными электронными документами в карточке контракта в Единой информационной системе.
Также Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что извещение о проведении электронного аукциона содержит 2 локально-сметных расчета (далее также - ЛСР): ЛСР N02-01-01 (в архиве проектной документации ЛСР Гагино (ЭОМ) 1 этап) на сумму 1 215 634,40 рублей и ЛСР N02-01-02 (в архиве проектной документации ЛСР Гагино (ЭОМ) 2 этап) на сумму 1 498 656,90 рублей, а также расчет НМЦК, согласно которому размер НМЦК составляет - 1 469 224,36 рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок" органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с вышеизложенным Нижегородское УФАС России направило материалы дела в адрес Министерства финансов Нижегородской области для рассмотрения по существу в указанной части (исх. N ИК/6346/24 от 09.04.2024).
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика,и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.03.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств.
29.03.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 29.03.2024 (дата поступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес общества посредством Единой информационной системы).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно было вступить в силу и контракт должен быть расторгнут заказчиком - 09.04.2024.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере государственных и муниципальных закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков, а также бюджетных учреждений от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Из анализа положений действующего законодательства в сфере государственных закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участников закупок, выражающееся в неправомерном нарушении положений закона.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта,что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой,в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-Пи от 21.11.2002 N15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При изложенных обстоятельствах, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "И.Консалтинг" в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно.
Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные ГБУЗ НО "Гагинская ЦРБ" об ООО "И.Консалтинг", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии |
|
И.С. Канаева
|
Члены комиссии: |
|
М.В. Ветров
|
|
|
С.В. Ражев
|
Исп.Ражев С.В.
тел.+7(831)431-73-87 вн.052-703
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 16 апреля 2024 г. N РНП 52-87-24-СВ
по
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024