Резолютивная часть решения оглашена "11" апреля 2024 г.
Решение изготовлено в полном объеме "16" апреля 2024 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
*** |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
*** - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
Т*** |
главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
рассмотрев дело N 042/06/33-516/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - МБОУ "Новоромановская ООШ" законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0339300140024000002 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при капитальном ремонте здания МБОУ "Новоромановская ООШ", благоустройстве прилегающей территории",
установила:
08.04.2024 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО СК "Зенит" (вх. N 3985-ЭП/24) на действия
заказчика - МБОУ "Новоромановская ООШ" при проведении электронного аукциона N 0339300140024000002 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при капитальном ремонте здания МБОУ "Новоромановская ООШ", благоустройстве прилегающей территории".
По мнению заявителя установленное заказчиком в извещении требование к уровню ответственности членов СРО ограничивает количество потенциальных участников Закупки.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
03.04.2024 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком МБОУ "Новоромановская ООШ" было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0339300140024000002 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при капитальном ремонте здания МБОУ "Новоромановская ООШ", благоустройстве прилегающей территории".
09.04.2024 по решению заказчика в извещение и проект контракта закупки были внесены изменения.
Начальная максимальная цена контракта - 3 389 120,00 рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки является оказание услуг по осуществлению строительного контроля при капитальном ремонте здания МБОУ "Новоромановская ООШ", благоустройстве прилегающей территории.
В соответствии с абзацем 3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12 февраля 2021 г. N 5265-ТБ/02 установлено, что членство в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Установлено, что цена договора подряда, в отношении которого должен осуществляться строительный контроль, составляет - 159 000 000,00 руб.
Согласно частям 12 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ члены СРО в области строительства могут иметь следующие уровни ответственности:
|
|
||
Уровень ответственности СРО |
Максимальная стоимость работ по одному договору (ч. 12 ст. 55.16 Градостороительного кодекса РФ) |
Максимальная сумма обязательств по договорам с использованием конкурентных способов в сфере строительства (ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ) |
|
1 |
90 млн руб. |
90 млн руб. |
|
2 |
500 млн руб. |
500 млн руб. |
|
3 |
3 млрд руб. |
3 млрд руб. |
|
4 |
10 млрд руб. |
10 млрд руб. |
|
5 |
10 млрд руб. и более |
10 млрд руб. и более |
В извещении о проведении электронного аукциона установлено следующее требование к участникам: " Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 52, частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ (далее - ГрК РФ). При этом в соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ необходимо соблюдение в совокупности следующих условий: 1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является участник, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ; 2) совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом части 3 статьи 55.8 ГрК РФ договорам не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ и соответствовать третьему уровню ответственности члена саморегулируемой организации. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ и соответствовать третьему уровню ответственности члена саморегулируемой организации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть определен исходя из стоимости работ по капитальному ремонту здания МБОУ "Новоромановская ООШ" и благоустройство прилегающей территории по муниципальному контракту N 1/КАП от 20.03.2024 (извещение N 0339300140024000001), а именно в размере 159 000 000,00 рублей (сто пятьдесят девять миллионов рублей 00 копеек).
Комиссия приходит к выводу о том, что с учетом размера НМЦК закупки N0339300140024000001 для оказания услуг строительного контроля, в рамках обжалуемой закупки, достаточно обладать вторым уровнем ответственности.
Таким образом заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст.31, п. 12 ч.1 ст.42 ФЗ N44-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Заявитель указывает на то, что в извещении заказчик установил противоречивые сведения в части указания размера обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 42 ФЗ N 44-ФЗ извещение об электронном аукционе должно содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В извещении о проведении закупки заказчиком установлены преимущества в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 6.2 ст. 96 ФЗ N 44-ФЗ установлено, что в случае если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
В извещении заказчиком установлены требования к размеру обеспечения исполнения контракта, а именно: размер обеспечения составляет 5% от цены, по которой заключается контракт, а также указан размер обеспечения в виде конкретной суммы 169 456,00 рублей.
Таким образом заказчиком нарушены требования ч.6.2 ст.96 ФЗ N 44-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Заявитель указывает на то, что заказчиком нарушены требования ч.1 ст.34 ФЗ N44 ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 ФЗ N44 ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 ФЗ N44 ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о наименовании объекта закупки.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 ФЗ N44 ФЗ установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В соответствии с извещением N 0339300140024000002 объектом закупки является оказание услуг по осуществлению строительного контроля при капитальном ремонте здания МБОУ "Новоромановская ООШ", благоустройстве прилегающей территории.
При этом в соответствии с пунктом 2.3.1 проекта контракта объектом закупки указаны работы по капитальному ремонту здания МБОУ "Новоромановская ООШ" и благоустройство прилегающей территории.
Таким образом, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика, установившего противоречивые сведения относительно объекта закупки, нарушают часть 1 статьи 34 ФЗ N 44-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем установлено, что 09.04.2024 заказчиком в извещение и проект контракта были внесены изменения, которыми нарушения п.1 ч.1 ст. 31, п. 12 ч.1 ст. 42, ч.6.2 ст. 96, ч.1 ст. 34 ФЗ N 44-ФЗ были устранены.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СК "Зенит" на действия заказчика - МБОУ "Новоромановская ООШ" при проведении электронного аукциона N 0339300140024000002 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля при капитальном ремонте здания МБОУ "Новоромановская ООШ", благоустройстве прилегающей территории" обоснованной.
2. Признать заказчика - МБОУ "Новоромановская ООШ" нарушившим требования п.1 ч.1 ст.31, п. 12 ч.1 ст.42, ч.6.2 ст.96, ч.1 ст.34 ФЗ N 44-ФЗ.
3.Обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно путем внесения изменений в извещение и проект контракта.
4.Передать материалы дела N 042/06/33-516/2024 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
***
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 16 апреля 2024 г. N 042/06/33-516/2024 (ключевые темы: строительный контроль - капитальный ремонт здания - прилегающая территория - саморегулируемые организации - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024