Резолютивная часть решения оглашена "16" апреля 2024 г.
Решение изготовлено в полном объеме "18" апреля 2024 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<...> - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<...> - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
<...> - |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок. |
рассмотрев дело N 042/06/33-536/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - ГБУЗ "Кузбасский клинический фтизиопульмонологический медицинский центр имени И.Ф. Копыловой" требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона N 0139200000124004448 "Поставка медицинских изделий",
УСТАНОВИЛА:
09.04.2024 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Найс" (вх. N 4058-ЭП/24) на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический фтизиопульмонологический медицинский центр имени И.Ф. Копыловой" при проведении электронного аукциона N 0139200000124004448 "Поставка медицинских изделий".
По мнению заявителя, заказчиком извещение о закупке сформировано с нарушением ГОСТ Р55953-2018, кроме того, под характеристики, установленные в закупке, подходит товар единственного производителя.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
27.03.2024 в единой информационной системе в сфере закупок Департаментом контрактной системы Кузбасса было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000124004448 "Поставка медицинских изделий".
Начальная максимальная цена контракта - 5 329 000,00 рублей.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии.
Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством.
Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупности вышеуказанных правовых норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г", "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Как следует из пункта 5 Правил, заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Извещение электронного аукциона N 0139200000124004448 "Поставка медицинских изделий" содержит следующие требования и преимущества к участникам закупки:
Преимущества:
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15.0%
Требования к участникам:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Ограничения:
1. Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Примечание |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 878 от 10.07.2019: указание (декларирование) в составе заявки на участие в закупке номера реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции" |
Заявитель в своей жалобе указывает на то что, часть характеристик по сравнению с ГОСТом искажена, либо отсутствует обоснование применения этих характеристик.
Комиссией Кемеровсского УФАС России проанализировано извещение и установлено следующее:
- "Диапазон регулирования максимального давления на вдохе" значение характеристики, установленное заказчиком, 12 и
80.
Пункт 5.1.17 ГОСТ Р55953-2018: "Диапазон регулирования максимального давления на вдохе" - см.вод.ст., не уже.
Установленное заказчиком значение диапазона регулирования максимального давления на вдохе, а именно не уже 12 или равно 12 и не шире 80 или равно 80 не соответствует требованиям ГОСТ Р55953-2018, кроме того обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Трубка сброса отработанных газов" значение характеристики, установленное заказчиком, 1.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит (в ГОСТ Р55953-2018 имеется характеристика "Устройство отвода отработанных медицинских газов"), обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Водяная ловушка" значение характеристики, установленное заказчиком, 10.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит (в ГОСТ Р55953-2018 имеется характеристика "Водяная ловушка модуля"), обоснование установления дополнительной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Испаритель для севофлурана" значение характеристики, установленное заказчиком, 1.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит (в ГОСТ Р55953-2018 имеется характеристика "Способ контроля давления подачи медицинских газов", обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Шланг O2 со штекером DIN" значение характеристики, установленное заказчиком, 1.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит (в ГОСТ Р55953-2018 имеется характеристика "Число шлангов для подачи медицинских газов), обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Газовый модуль" значение характеристики, установленное заказчиком, 1.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит (в ГОСТ Р55953-2018 имеется характеристика "Модуль газоанализа"), обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Основной блок аппарата" значение характеристики, установленное заказчиком, 1.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит, обоснование установления данной характеристики в извещение отсутствует.
- "Комплектация: Датчик потока" значение характеристики установленное заказчиком 1.
Пункт 5.1.11 ГОСТ Р55953-2018: "Комплектация: Датчик потока" - наличие.
Установленное заказчиком значение датчика потока, не меньше одного не соответствует требованиям ГОСТ Р55953-2018, кроме того обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Шланг N2O со штекером DIN" значение характеристики, установленное заказчиком, 1.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит (в ГОСТ Р55953-2018 имеется характеристика "Число шлангов для подачи медицинских газов"), обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Шланг воздух со штекером DIN" значение характеристики, установленное заказчиком, 1.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит (в ГОСТ Р55953-2018 имеется характеристика "Число шлангов для подачи медицинских газов"), обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Линия возврата газа" значение характеристики, установленное заказчиком, 1.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит, обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Линия отбора проб" значение характеристики, установленное заказчиком, 20.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит, обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Комплектация: Многоразовая канистра абсорбера" значение характеристики, установленное заказчиком, 1.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит (в ГОСТ Р55953-2018 имеется характеристика "Емкость многоразовой канистры абсорбера углекислого газа), обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
- "Габаритные размеры, глубина" значение характеристики, установленное заказчиком, 750.
ГОСТ Р55953-2018 данной характеристики не содержит, обоснование установления данной характеристики в извещении отсутствует.
Таким образом, при формировании описания объекта закупки Заказчиком неправомерно установлены дополнительные характеристики, не предусмотренные ГОСТ Р55953-2018 и не содержащие обоснования установления, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, заказчиком нарушены требования части 1 статьи 33 ФЗ N 44- ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно письменным пояснениям заказчика требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, отвечают два зарегистрированных в установленном порядке медицинских изделия, удовлетворяющих потребности заказчика в определенных характеристиках товара.
А именно, под описание характеристик объекта закупки подходит продукция двух производителей:
- Анестезиологическая рабочая станция Atlant, производства "Дргерверк АГ унд Ко.КгаА (РУ N РЗН 2021/14776 от 17.06.2022);
- Анестезиологические системы Carestation 620/650/650c/750/750c А1(РУ N РЗН 2017/5617 от 12.10.2023).
Комиссией Кемеровского УФАС России на сайте Роздравнадзора были проанализированы характеристики "Анестезиологическая рабочая станция Atlant", производства "Дргерверк АГ унд Ко.КгаА и "Анестезиологические системы Carestation" 620/650/650c/750/750c А1, сведения о которых были представлены заказчиком, и установлено, что характеристикам проводников, закрепленным заказчиком в извещении о закупке N 0139200000124004448 , соответствуют товары двух производителей.
Таким образом, довод заявителя о том, что под описание объекта закупки подходит товар единственного производителя является необоснованным.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Найс" на действия заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический фтизиопульмонологический медицинский центр имени И.Ф. Копыловой" при проведении электронного аукциона 0139200000124004448 "Поставка медицинских изделий" обоснованной частично.
2. Признать заказчика - ГБУЗ "Кузбасский клинический фтизиопульмонологический медицинский центр имени И.Ф. Копыловой" нарушившим требования части 1 статьи 33 N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/33-536/2024 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
Исп.Князева Е.В.
тел.(3842)36-27-53
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 18 апреля 2024 г. N 042/06/33-536/2024 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - гост - изделия медицинского назначения - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024