Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 09.04.2024 N 102/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" (ИНН 6165227300)", (далее - Комиссия), в составе:
, при участии представителей заказчика - ГУП "Белоблводоканал" (по доверенности от 09.01.2024), (по доверенности от 17.05.2023), (по доверенности от 16.01.2024), представителя ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" (по доверенности от 20.03.2024), (по доверенности от 09.01.2024 N 15/1), рассмотрев информацию ГУП "Белоблводоканал" о расторжении контракта в одностороннем порядке с ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" (ИНН 6165227300), заключенного по результатам проведения закупки с единственным поставщиком "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт 1-ой и 2-ой линии водовода с. Береговое - п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области"" (ИКЗ 222312346047631230100100740014221000),
УСТАНОВИЛА:
ГУП "Белоблводоканал" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" (ИНН 6165227300) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
ГУП "Белоблводоканал" 29.12.2022 заключен контракт N 579 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт 1-ой и 2-ой линии водовода с. Береговое - п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области" с ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП", цена которого составила 46 806 900 рублей 00 копеек, в том числе НДС (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется принять на себя обязательства по выполнению строительно-монтажных работ по объекту: "Капитальный ремонт 1-ой и 2-ой линии водовода с. Береговое - п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области" (далее - Объект) в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N 1 к контракту и его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 3.1. Контракта сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Работы выполняются в один этап, согласно графику выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2 к Контракту).
Сроки выполнения работ по Контракту:
Начало выполнения работ: "01" марта 2023 г.
Окончание выполнения работ: "31" августа 2023 г.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 14.2. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 14.2. Контракта Заказчиком 15.02.2024 принято решение N ОБ-445 об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" условий Контракта.
В соответствии с частью 12.2. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Как следует из материалов дела, уведомление о расторжении Контракта в одностороннем порядке Заказчиком направлено в адрес ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" почтовой связью 19.02.2024.
Заказчиком в ходе проведения мониторинга официального сайта www.pochta.ru 27.03.2024 получена информация о возврате направленного решения об одностороннем отказе отправителю из-за истечения срока хранения, следовательно, датой надлежащего уведомления Заказчик считает 27.03.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу 08.04.2024, что соответствует требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Информация об одностороннем расторжении Контракта для включения сведений об ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" (ИНН 6165227300) в реестр недобросовестных поставщиков направлена Заказчиком в Белгородское УФАС России 08.04.2024, что согласуется с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 579 от 29.12.2022 года (далее - Решение) принято в связи с нарушением условий Контракта со стороны Подрядчика.
Из содержания Решения Заказчика об одностороннем расторжении контракта следует, что по состоянию на 15 февраля 2024 ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" не исполнены принятые на себя обязательства, работы не выполнены в полном объеме и в сроки, установленные графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к Контракту).
Из пояснений Заказчика следует, что согласно пункту 7.1 Контракта Подрядчику был выплачен аванс в размере 16 850 484,00 рублей платежным поручением N 30878 от 03.02.2023.
Письмами NN ОБ-3433 от 05.10.2023, ОБ-3690 от 24.10.2023, 64 от 03.11.2023, ОБ-491 от 19.02.2024 Заказчик выставил в адрес Подрядчика претензии, в которых просил в кратчайшие сроки выполнить работы в соответствии с условиями Контракта.
Подрядчик представил в Белгородское УФАС России письменные возражения на обращение о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков от 11.04.2024.
Из письменного пояснения ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" следует, что в ходе выполнения строительно-монтажных работ на объекте: "Капитальный ремонт 1-ой и 2-ой линии водовода с. Береговое - п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области" были выявлены несоответствия в проекте и техническом задании, что не позволяло производить работы на объекте в рамках Контракта до внесения изменений в проект и проведения экспертизы достоверности сметной стоимости измененного проекта.
24 апреля 2023 ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" письмом N 64/1 направило в адрес ГУП "Белоблводоканал" для согласования скорректированные сметы и дефектные акты по объекту "Капитальный ремонт 1-ой и 2-ой линии водовода с. Береговое - п. Прохоровка Прохоровского района Белгородской области" с приложением локально-сметного расчета и ведомости объемов работ (копия письма представлена в материалы дела).
По согласованию с Заказчиком в техническом задании и смете ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" были внесены изменения, непосредственно в выборе трассы водовода, в перечне оборудования, конструктивные изменения в устройстве трассы в целом, включая участки прохождения с применением ГНБ (горизонтальное бурение), вследствие чего Заказчику потребовалось вновь пройти экспертизу сметной стоимости Контракта.
Письмом N 85 от 18.07.2023 Подрядчик проинформировал Заказчика об устранении замечаний, выданных экспертизой.
Повторная государственная экспертиза достоверности сметной стоимости работ проходила в период с апреля по август 2023.
В соответствии с пунктом 4.9. Контракта Подрядчик гарантирует выполнение работ с надлежащим качеством в соответствии с проектной документацией и условиями Контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного контрактом.
Пунктом 4.10. Контракта установлено, что Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от проектной документации и рабочей документации.
Учитывая вышеизложенное, Подрядчик не имел возможности продолжить и завершить работы в сроки, предусмотренные Контрактом, о чем заказчик был уведомлен письмом N 149 от 01.12.2023 (копия письма представлена в материалы дела).
Письмом N 115 от 01.09.2023 ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" предоставило Заказчику график выполнения работ с отчетом о выполненных объемах.
27.11.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо N 143/1 с информацией о фактически выполненных объемах строительно-монтажных работ на 21.11.2023, а именно общество сообщило, что строительство осуществляется бригадой 10 человек, на объекте работает следующая техника: экскаваторы, автокран, длинномер, самосвал-вездеход, манипулятор-вездеход; выполнено земляных работ (разработка траншеи) 2700 м3 - 28%; земляные работы (котлованы, рабочие колодцы) 314 м3 - 100%; прокладка трубопровода 1200 м - 21%; футляр под дорогой 50-м - 17%; разборка трубопроводов водоснабжения из чугунных труб диаметром 200 мм 2100-м - 74%. Итого общая готовность строительства объекта составила 27% (копия письма представлена в материалы дела).
В связи с окончанием срока выполнения работ по Контракту на момент получения положительного заключения экспертизы N 31-1-1-2-048292-2023 от 17.08.2023, Заказчику было предложено заключить дополнительное соглашение к Контракту о продлении срока выполнения работ и утверждения нового графика выполнения работ.
Заказчик письмом N ОБ-94 от 17.01.2024 уведомил Подрядчика о невозможности заключения дополнительного соглашения ввиду того, что контракт заключался на основании распоряжения Губернатора Белгородской области как с единственным поставщиком. Продление контракта возможно только в рамках внесения изменений в ранее подписанное распоряжение, что технически не возможно.
Кроме того Подрядчик в доказательство добросовестности представил в материалы дела счета-фактуры N 7 от 21.02.2023, N 8 от 22.02.2023, N 4 от 22.02.2023, N 1 от 27.02.2023, N 3 от 01.03.2023 на приобретение материалов необходимых для выполнения обязательств по Контракту на сумму свыше 8 млн. руб.
Комиссия отмечает, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Основанием для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение лица, свидетельствующее о его намерениях не исполнить обязательства по государственному Контракту.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Подрядчика направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время в рассматриваемой ситуации такая вина не установлена.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ЭС ЭР СИ ГРУПП" (ИНН 6165227300) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 15 апреля 2024 г. N 031/10/104-188/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024