Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ИП Назмутдинова Ф.Ф. на действия комиссии по осуществлению закупок Администрации Тобольского муниципального района при проведении электронного аукциона на поставку оргтехники (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300028824000014),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку оргтехники.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
По мнению заявителя его права и законные интересы были нарушены неправомерными действиями комиссии администрации района, принявшей решение об отклонении его заявки на участие в закупке (порядковый номер N 31) в отсутствие надлежащих оснований, предусмотренных законом. В обоснование доводов жалобы предприниматель указал, что в силу положений пункта 3(1) Постановления Правительства N 878 заказчик отклоняет все заявки при условии, что на участие в закупке поступила одна (или более) заявка, которая одновременно удовлетворяет следующим условиям: содержит предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции (РЭП) только первого уровня; не содержит предложений о поставке прочей РЭП, происходящей из иностранных государств, в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена иная радиоэлектронная продукция. В этой связи частник закупки обязан указать реестровые номера предлагаемого к поставке товара, подтверждающие нахождение товара в перечне РЭП. Заявитель не был уведомлен о том, что среди заявок поданных на участие в закупке имеется заявка, содержащая товар из перечня РЭП.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, факт нарушения законодательства о контрактной системе не признал, указал, что победителем закупки к поставке предложен системный блок российского происхождения.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 878).
Согласно п 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного п. 3(1) Постановления N 878 случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Законом N44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
В соответствии с п. 3(2) Постановления Правительства N 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза.
Согласно п. 3(3) Постановления N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным п. 3(2) Постановления Правительства РФ N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
При этом из пункта 1 Постановления N 878 следует, что под реестром в рамках Постановления N 878 понимается единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 данного закона.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено таким законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 данного закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если данным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке заявка подлежит отклонению, в том числе, в случае предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (п. 4 части 12 статьи 48 ФЗ N 44).
Согласно пунктам 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1(при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Из материалов дела усматривается, что администрация Тобольского муниципального района являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения электронного аукциона в интересах заказчика - отдела образования администрации Тобольского муниципального района на поставку оргтехники с начальной (максимальной) ценой контракта 318 161,49 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 22.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300028824000014.
Согласно описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) заказчику к поставке требуется следующий товар:
1.Принтер HP Color LaserJet Professional CP5225n (CE711A)(или эквивалент) (1 шт) ОКПД 2 26.20.16.120;
2.Многофункциональное устройство (МФУ) Kyocera ECOSYS M2040dn (или эквивалент) (1 шт) ОКПД2 26.20.18.120;
3. Системный блок (1шт) ОКПД2 26.20.15.120.
В извещении о проведении закупки установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 г. N 878 поскольку все закупаемые товары включены в соответствующий перечень радиоэлектронной продукции: ОКПД2 26.20.15.120, ОКПД 2 26.20.16.120, ОКПД2 26.20.18.120 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона 167300028824000014 определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.04.2024 г. на участи в закупке поступило 4 (четыре) заявки N 30, N 31, N 32, N 33. При этом, заявки участников N 31,32,33 комиссией отклонены в связи с несоответствием требованиям нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона N 44 ФЗ; победителем признан участник закупки N 30.
Комиссия Тюменского УФАС России, проанализировав содержание заявок участников аукциона N 0167300028824000014, представленным оператором электронной площадки установила следующее.
Участником закупки с идентификационным номером 30 (ИП Белевский А. А., победитель) к поставке предложен товар: Многофункциональное устройство (МФУ) Kyocera ECOSYS M2040dn, Китайская Народная Республика; Системный блок Гравитон, Россия (Выписка из реестра российской промышленной продукции N 3366\2\2023 ООО "Новый Ай Ти Проект"); Принтер НР Color Laser Jet Professional CP525g (CE711A) Китайская Народная Республика;
Участником закупки с идентификационным номером 31 (заявитель) к поставке предложен товар: Многофункциональное устройство (МФУ) Kyocera ECOSYS M2040dn, Китайская Народная Республика; Системный блок Китайская Народная Республика, Социалистическая Республика Вьетнам; Принтер НР Color Laser Jet Professional CP525g (CE711A) Китайская Народная Республика;
Участником закупки с идентификационным номером 32 к поставке предложен товар: Многофункциональное устройство (МФУ), Системный блок, Принтер Китайской Народной Республики.
Участником закупки с идентификационным номером 33 к поставке предложен товар: Многофункциональное устройство (МФУ), Системный блок, Принтер Китайской Народной Республики.
В силу пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
С учетом отсутствия в заявке участника закупки с идентификационным номером 30 в отношении предлагаемого к поставке многофункционального устройства (МФУ) Kyocera ECOSYS M2040dn, принтера НР Color Laser Jet Professional CP525g (CE711A) сведений, подтверждающих соответствие указанных товаров требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) Постановления N 878 (номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции), равно как и отсутствие указанных сведений в заявках остальных участников закупки, заявка N 30 (ИП Белевский А. А.), а также заявки участников закупки приравниваются к заявкам, содержащим предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.
При указанных обстоятельствах Постановление N 878 в рассматриваемом случае не подлежало применению, поскольку отсутствует совокупность условий, предусмотренных пунктом 3 указанного постановления. Следовательно, у комиссии по осуществлению закупок отсутствуют основания для отклонения заявок участников закупки с идентификационными номерами 31,32,33.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что действия комиссии по осуществлению закупок администрации Тобольского муниципального района связанные с неправомерным отклонением участников закупки с идентификационными номерами 31,32,33 и признанием соответствующей требованиям постановления N 878 участника закупки с идентификационным номером 30 нарушают положения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 4 части 12 статьи 48, части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в части, что в свою очередь образует в действиях членов комиссии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает необходимым выдать в адрес уполномоченного органа и его комиссии по осуществлению закупок, заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении указанного нарушения путем аннулирования процедуры заключения контракта с ИП Белевским А. А., отмены протокола подведения итогов электронного аукциона N 0167300028824000014 от 29.03.2024 г. и повторного осуществления процедуры рассмотрения заявок участников аукциона в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом выводов, содержащихся в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Назмутдинова Ф.Ф. на действия комиссии по осуществлению закупок Администрации Тобольского муниципального района при проведении электронного аукциона на поставку оргтехники (0167300028824000014) обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию Администрации Тобольского муниципального района нарушившей подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 4 части 12 статьи 48, часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. По факту выявленного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 апреля 2024 г. N 072/06/44/54/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024