Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
_ - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_ - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): _ (представитель по доверенности),
от заказчика Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) Республиканский ресурсный центр "Юные якутяне" (далее также - ГАНОУ РС(Я) "РРЦ "ЮНЫЕ ЯКУТЯНЕ", заказчик): _ _ (представители по доверенностям);
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Солитон" (далее ООО "Солитон", заявитель): _.. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Солитон" на действия (бездействие) заказчика ГАНОУ РС(Я) "РРЦ "ЮНЫЕ ЯКУТЯНЕ" при проведении электронного аукциона на поставку беспилотных авиационных систем и комплектующих в целях реализации оснащения образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы, оборудованием для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", входящего в состав национального проекта "Беспилотные авиационные системы" (изв N 0816500000624005420), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Солитон" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Солитон" следует, что:
1. Заказчиком в отношении объекта закупки неправомерно использован ОКПД2.
2. В описании объекта закупки отсутствуют характеристики поставляемого товара.
3. Проект контракта не соответствует извещению об осуществлении закупки.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что с жалобой заявителя не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000624005420 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО РТС - тендер - 29.03.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 85 210 830,63 рублей;
4. На участие в закупке было подано 3 (три) заявки, 2 (две) заявки были признаны не соответствующими требованиям Извещения о проведении закупки;
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Солитон" частично обоснованной по следующим основаниям.
Довод жалобы в части того, что Заказчиком в отношении объекта закупки неправомерно использован ОКПД2 признан обоснованным на основании следующего:
Заявитель указывает, что на закупаемый товар предусмотрены в том числе следующие позиции КТРУ:
- 26.51.53.190-00000011 (Беспилотный летательный аппарат (дрон)),
- 26.51.53.190-00000010 Беспилотный летательный аппарат (дрон)
Таким образом, по мнению Заявителя, описание объекта закупки полностью соответствует описанию товарам, имеющихся в КТРУ, тогда как Заказчиком в извещении об осуществлении закупки такие позиции и информация, включенная в данные позиции не применяются, что указывает на неисполнение требований ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пп. "г" п. 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п. 13 Правил формирования КТРУ.
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки от 29.03.2024 N 0816500000624005420 предметом закупки является поставка беспилотных авиационных систем и комплектующих в целях реализации оснащения образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы, оборудованием для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", входящего в состав национального проекта "Беспилотные авиационные системы", для описания которого выбраны коды ОКПД2
30.30.32.132, Беспилотное воздушное судно (БВС) самолетного типа
30.30.32.150 БВС квадрокоптерного типа
30.30.32.150 БАС в составе с беспилотным воздушным судном мультироторного типа
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что Закон о контрактной системе, правила использования КТРУ не ставят выбор позиции КТРУ в зависимость от наполненности характеристиками той или иной позиции. Из смысла законодательства о контрактной системе заказчик вправе самостоятельно определить код КТРУ (ОКПД2), объективно описывающий объект закупки - учебные беспилотные авиационные системы.
Позиция классификатора определяется заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что выводы вправе самостоятельно определить код КТРУ (ОКПД2) не свидетельствуют о правомерности описания объекта закупки в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе при наличии в каталоге позиции закупаемого товара, соответствующего общим целям и назначению такого товара.
При этом пояснений, которые однозначно указывали бы на то, что по своим обязательным для применения характеристикам имеющиеся позиции КТРУ не могут быть использованы для применения, Заказчиком не представлено.
Вместе с тем, Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что в КТРУ описание указанного товара представлено следующими позициями: 26.51.53.190-00000011 (обязательно к применению с 17.03.2024), 26.51.53.190-00000010 (обязательно к применению с 17.03.2024) , 26.51.53.190-00000009 (обязательно к применению с 17.03.2024).
Поскольку на закупаемый заказчиком товар имеются соответствующие позиции в КТРУ, заказчик обязан был применять для описания объекта электронного аукциона характеристики, содержащиеся в КТРУ.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 33, части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе ввиду неприменения имеющихся в каталоге позиций КТРУ на необходимый к поставке товар, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод в части, что в описании объекта закупки отсутствуют характеристики поставляемого товара признан обоснованным на основании следующего:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно Письму Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944 при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют позиции, извещение об осуществлении которой размещено в ЕИС с 1 октября 2023 г.:
Описание объекта закупки в части характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, указывается в формируемом с использованием ЕИС извещении об осуществлении закупки на основании пункта 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ с учетом пункта 3 Положения;
Описание объекта закупки, включающее также характеристики, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе , прилагается к извещению в качестве документа, сформированного без использования ЕИС.
В соответствии с положениями закона описание товара при отсутствии данной позиции в КТРУ включает в себя описание, включенное в извещение, формируемое в ЕИС, а также описание, которое прилагается в качестве документа без использования ЕИС.
Комиссия Якутского УФАС России изучив размещенные документы в ЕИС, установила заказчиком к документации об аукционе приложен документ "Описание объекта закупки".
Однако Комиссия Якутского УФАС России установила, что данный документ описания объекта закупки не содержит.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод в части того, что проект контракта не соответствует извещению об осуществлении закупки признан необоснованным на основании следующего:
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы (далее - ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Также, согласно письму Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-07/43394 указываемый в извещении срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком контрагенту поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта).
Согласно вышеуказанному, срок выполнения работ - это одна из частей срока исполнения контракта, а срок исполнения контракта означает завершение процедуры закупки включая приемку выполненной работы (ее результатов), а также оплату заказчиком контрагенту выполненной работы (ее результатов), взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Учитывая изложенное, установленные в извещении и проекте контракта сроки не противоречат друг другу и требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия Якутского УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Солитон" на действия (бездействие) заказчика ГАНОУ РС(Я) "РРЦ "ЮНЫЕ ЯКУТЯНЕ" при проведении электронного аукциона на поставку беспилотных авиационных систем и комплектующих в целях реализации оснащения образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы, оборудованием для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", входящего в состав национального проекта "Беспилотные авиационные системы" (изв N 0816500000624005420) частично обоснованной.
Довод в части, что в описании объекта закупки отсутствуют характеристики поставляемого товара признан обоснованным.
Довод жалобы в части того, что Заказчиком в отношении объекта закупки неправомерно использован ОКПД2 признан обоснованным.
2. Признать заказчика ГАНОУ РС(Я) "РРЦ "ЮНЫЕ ЯКУТЯНЕ" при проведении электронного аукциона на поставку беспилотных авиационных систем и комплектующих в целях реализации оснащения образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, за исключением образовательных программ дошкольного образования, образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы, оборудованием для реализации образовательных процессов по разработке, производству и эксплуатации беспилотных авиационных систем, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы", входящего в состав национального проекта "Беспилотные авиационные системы" (изв N 0816500000624005420) части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 апреля 2024 г. N 014/06/49-579/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024