Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
заказчика Администрации муниципального образования "город Нерюнгри" (далее также - АМО "город Нерюнгри", заказчик): ..., ... (представители по доверенностям);
заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Проект-групп" (далее также - ООО "Проект-групп", заинтересованное лицо, исполнитель): ... (генеральный директор);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи обращение, представленное заказчиком Администрацией муниципального образования "город Нерюнгри" об участнике закупки индивидуальном предпринимателе обществе с ограниченной ответственностью "Проект-групп", для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по проектированию дорожной сети и освещению автомобильных дорог и внутриквартальных проездов в квартале "Р" на территории МО "Город Нерюнгри" (изв. 0116300000323000043), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком АМО "город Нерюнгри" об участнике закупки индивидуальном предпринимателе ООО "Проект-групп", для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по проектированию дорожной сети и освещению автомобильных дорог и внутриквартальных проездов в квартале "Р" на территории МО "Город Нерюнгри" (изв. 0116300000323000043).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось неисполнение заинтересованным лицом обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) 01.08.2023 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0116300000323000043 на оказание услуг по проектированию дорожной сети и освещению автомобильных дорог и внутриквартальных проездов в квартале "Р" на территории МО "Город Нерюнгри".
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 3 925 000,00 рублей;
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2023 г. N 0116300000323000043 заявка участника закупки ООО "Проект-групп" признана победителем и соответствующей требованиям извещения об электронном аукционе.
4) 21.08.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт (реестровый номер контракта N 3143403148323000049).
5) 28.03.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6) 09.04.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "Проект-групп" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаца 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
21.08.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет и цена контракта" контракта установлено следующее:
"1.1. В сроки, установленные настоящим Контрактом Исполнитель обязуется оказать услуги по проектированию дорожной сети и освещению автомобильных дорог и внутриквартальных проездов в квартале "Р" на территории МО "Город Нерюнгри" (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги.
1.2. Состав и объем Услуг, иные данные об Услуге определяются приложением N1 к Контракту.
1.3. Место оказания Услуг: 678960, Республика Саха (Якутия) г. Нерюнгри.
1.3.1. Результаты Услуг по контракту, должны быть предоставлены по месту нахождения Заказчика по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, пр. Дружбы Народов, 21.
1.4. Цена Контракта составляет 2 911 250,00 (два миллиона девятьсот одиннадцать тысяч двести пятьдесят) рублей 00 копеек (НДС не облагается в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения).
Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Контрактом, Законом о контрактной системе 44-ФЗ или законодательством Российской Федерации. Цена контракта включает в себя: все затраты, накладные расходы, налоги, пошлины, таможенные платежи, страхование и прочие сборы и другие обязательные платежи, которые Исполнитель должен выплатить в связи с выполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством РФ. В случае если контракт заключается с Исполнителем, не являющимся в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается.
Источник финансирования Контракта:
- Средства местного бюджета МО "Город Нерюнгри".
1.5. Сроки оказания Услуг: С момента заключения контракта до 30 ноября 2023 г. _"
Из пояснений заказчика следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось нарушение заинтересованным лицом условий контракта, выразившееся в том, что до настоящего времени проектная документация не разработана и не направлена на прохождение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной стоимости, государственной экспертизы.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 9 "Порядок расторжения Контракта" контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"9.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ и положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
По соглашению Сторон допускается расторжение Контракта, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.
9.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. При осуществлении нарушений условий Контракта Исполнителем:
- в случае просрочки начала или окончания выполнения Услуг более чем на 10 дней;
- в случае неоднократного нарушения условий Контракта;
- в случае отступления Исполнителя в Услуге от условий Контракта или иные недостатки результата Услуги, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми;
- в случае, если Исполнитель не приступил к выполнению Услуг в установленные сроки или выполняет Услугу настолько медленно, что окончание ее к установленному Контрактом сроку становится явно невозможным;
- в случае наличия однократного и (или) более факта нарушения Исполнителем сроков выполнения Услуг в соответствии с графиком производства Услуг.
- в случае отступления Исполнителя при выполнении Услуг от условий Контракта или при наличии иных недостатков результата Услуг, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
_
9.7. В случае принятия Заказчиком, предусмотренного пунктом 9.3. настоящего раздела решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
а) Заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает такое решение в ЕИС.
б) решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее 1 (одного) часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта автоматически с использованием ЕИС направляется Исполнителю. Датой поступления Исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим подпунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Исполнитель;
в) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.8. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.9. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с пунктом 9.4. настоящего раздела. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Исполнителем условий Контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
9.10. В случае отмены Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системы не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, размещенного в ЕИС в соответствии с пунктом 9.7. настоящего раздела, Заказчик не позднее 1 (одного) дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием ЕИС извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает такое извещение в ЕИС.
9.11. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, направляет в соответствии с Порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей).
..
9.18. При расторжении Контракта в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта другая сторона Контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
9.19. Прекращение (окончание) срока действия Контракта не освобождает Стороны от выполнения в полном объеме обязательств, неисполненных до дня истечения срока действия Контракта."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
28.03.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 28.03.2024 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 28.03.2024 г.
28.03.2024 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 09.04.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
21.08.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом был заключен муниципальный контракт.
06.09.2023 г. заинтересованным лицом исх. письмом N23-114 на официальную электронную почту Заказчика 84114776607@mail.ru (в последующем на которой производилась электронная переписка) была выслана информация о "приказе назначения лица ответственного за производство работ и графике производства работ с разбивкой по видам работ".
08.09.2023 г. на проектируемый объект был произведён выезд полевой изыскательской бригады заинтересованного лица для обновления и актуализации инженерно - геодезических и инженерно - гидрометеорологических изысканий.
29.09.2023 г. заказчиком письмом N 6039-08 у Исполнителя запрошена информация о стадии выполнения изыскательских работ.
02.10.2023 г. исх. письмом N23-135 было выслано информационное письмо о том, что 07.09.2023 г исходящим письмом N23-117 в адрес ЗАО "Нерюнгринские районные электрические сети" была выслана просьба о выдаче информации (копий, схем, технический условий) о прокладке кабельных линий и ВЛ 10 кВ в квартале "Р" г. Нерюнгри. Кроме того, было запрошено разрешение на технологическое присоединение к подстанции рядом со строящимся 5 - этажным зданием в квартале "Р" для проектирования новой линии наружного освещения. В срок до 09.10.2023 г. планируется выезд на объект полевой бригады для разработки инженерно-геологических изысканий (буровые работы), а также выезд на объект инженера-эколога для рекогносцировки местности, отбора почвы и передачи в лабораторию для дополнительных испытаний.
Из пояснений заинтересованного лица следует, что 09.10.2023 г произведён выезд на объект полевой бригады для актуализации инженерно - экологических и разработки инженерно - геологических изысканий.
26.10.2023 г. заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия N 6811-08 о непредоставлении результатов инженерных изысканий и проектно-сметной документации на согласование Заказчиком, и отставании от графика производства работ.
30.10.2023 г. в ответ на претензию заказчикмN 6811-08 от 26.10.2023 г. от подрядной организации поступил ответ N23-160 о выполнении полевых, камеральных работ по инженерным изысканиям, а также с указанием даты направления полного комплекта технических отчетов по результатам инженерных изысканий и всех разделов проектной документации, готовых для загрузки в государственную экспертизу до 03.11.2023 г.
07.11.2023 г. заказчиком в адрес проектной организации направлена претензия N 7077-08 о возникновении рисков срыва сроков муниципального контракта, в связи с неполучением Заказчиком проектно-сметной документации и результатов инженерных изысканий для согласования.
08.11.2023 г. от Исполнителя в ответ на претензию поступило письмо N 23-165 о том, что в срок до 10.11.2023 г. в адрес Администрации МО "Город Нерюнгри" и ПТО МКУ УГХ г. Нерюнгри будет направлен полный комплект технических отчетов по результатам инженерных изысканий и все разделы проектной документации, готовые для загрузки в государственную экспертизу.
10.11.2023 г. от Исполнителя получено письмо N 23-166 о направлении комплекта проектной документации. Данная документация направлена для согласования в ресурсоснабжающие организации.
15.11.2023 г. в адрес Заказчика, без сопроводительного письма была выслана сметная документация, а затем в тоже день, дополнительно направлен раздел 3.3 "Наружное освещение", согласованный с ЗАО "Нерюнгринские районные электрические сети".
16.11.2023 г. в адрес Заказчика, без сопроводительного письма была выслана откорректированная сметная документация по согласованному разделу 3.3 "Наружное освещение".
17.11.2023 г. заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 7421-08 о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию, согласно полученных замечаний от АО "НГВК".
22.11.2023 г. заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 7561-08 о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию, согласно полученных замечаний от ООО "НТН".
22.11.2023 г. в адрес Заказчика, без сопроводительного письма была выслана откорректированная сметная документация по устным замечаниям Заказчика.
23.11.2023 г. заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 7609-08 о необходимости внесения изменений в проектно-сметную документацию, согласно полученных замечаний от АО "ДГК" "Нерюнгринская ГРЭС".
29.11.2023 г без сопроводительного письма был направлен план трассы размером 600*800 мм.
29.11.2023 г. исх. письмом N23-176 было выслано письмо "о продлении сроков муниципального контракта".
30.11.2023 г. исх. письмом N23-177 было выслано письмо "о продлении сроков муниципального контракта".
05.12.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключено дополнительное соглашение о продлении сроков исполнения контракта до 01 марта 2024 года.
08.12.2023 г. в адрес Заказчика, без сопроводительного письма была выслана откорректированная сметная документация по устным замечаниям Заказчика.
20.12.2023 г. по просьбе Заказчика были высланы разбитые на 2024 и 2025 года сводные сметные стоимости объекта в формате excel.
30.01.2024 г. по просьбе Заказчика были высланы "Планы трассы" в формате dwg, разработанные специально для привязки другого объекта.
01.02.2024 г. заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 649-08 о необходимости предоставления информации об этапе прохождения государственной экспертизы проектно-сметной документации, а также о согласовании документации с ресурсоснабжающими организациям.
07.02.2024 г. от Исполнителя получено письмо N24-17 о получении 30.11.2023 г. согласования проекта в части наружного освещения от ЗАО "НРЭС", а также указано, что в срок до 15.02.2024 г. будут получены согласования в части производства строительно-монтажных работ от АО "ДГК" Нерюнгринская ГРЭС, АО "НГВК" и ООО "НТН".
15.02.2024 г. заказчиком в адрес исполнителя направлена претензия N 1050-08 о том, что по состоянию на 15.02.2024 г. проектно-сметная документация не направлена в ГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)", что существенно увеличивает риски срыва сроков исполнения услуг по муниципальному контракту. Ответа на данную претензию Исполнитель не предоставил.
26.02.2024 г. заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия N 1246-08 о необходимости в срочном порядке получить согласование проектной документации от ресурсоснабжающих организаций и заключить договор на прохождение государственной экспертизы.
28.02.2024 г. от Исполнителя получено ответ (N 24-26), что отрабатываются замечания и в ближайшее время будут получены согласования в части производства строительно-монтажных работ от АО "ДГК" Нерюнгринская ГРЭС, АО "НГВК" и ООО "НТН", и направлении документации на экспертизу при получении данных согласований.
04.03.2024 г. заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия N1541-08 о начале начисления штрафных санкция в соответствии с п.п. 6.3 муниципального контракта, в связи с нарушением сроков исполнения услуг по муниципальному контракту.
04.03.2024 г. заказчиком в адрес Исполнителя направлено письмо N 1545-08 о необходимости предоставления откорректированной проектно-сметной документации.
06.03.2024 г. от Исполнителя получено письмо N 24-30 о направлении в адрес Заказчика комплекта документации, с внесенными ранее корректировками.
28.03.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.04.2024 г. контракт расторгнут.
Из пояснений заказчика следует, что в установленные Контрактом сроки исполнения обязательства не исполнены. Для прохождения экспертизы в ГАУ "Управление государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в строительстве Республики Саха (Якутия)" Исполнителем должно быть получено согласование Заказчиком и ресурсоснабжающими организациями полного комплекта проектно-сметной документации. По результатам рассмотрения направленной документации выявлено, что корректировки внесены не в полном объеме, отсутствуют раздел 9 "Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства" и раздел 10 "Иная документация в случаях, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации", что не соответствует с постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию". Исполнитель допустил существенное нарушение сроков оказания услуг по Контракту, а также не представил конечный результат работ (положительное заключение экспертизы). Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Исполнителя, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Из пояснений заинтересованного лица следует, что намерений неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта у заинтересованного лица не имелось. После заключения контракта сразу был осуществлен выезд полевой изыскательской бригады заинтересованного лица для обновления и актуализации инженерно - геодезических и инженерно - гидрометеорологических изысканий. Проектная документация фактически разработана. При этом проект находится на согласовании в ресурсоснабжающих организациях АО "ДГК" Нерюнгринская ГРЭС, АО "НГВК" и ООО "НТН". Ресурсоснабжающими организациями исполнителю в ноябре были представлены замечания на проект. Кроме того, проектная документация была неоднократно направлена заказчику для согласования. Помимо изложенного извещение изначально было составлено некорректно по срокам исполнения. Кроме того, после подписания муниципального контракта были достигнуты устные договорённости о частичной оплате после сдачи, разработанной проектно - сметной документации Заказчику, в целях оплаты Подрядчиком услуг по загрузке документов в государственную экспертизу. Но после предоставления проектно - сметной документации, был направлен отказ Заказчиком, т.к. данный пункт не предусмотрен в муниципальном контракте. В рамках исполнения обязательств по контракту, Подрядчиком был проделан трудоёмкий и затратный объем работ. В последующем, для загрузки документов в государственную экспертизу, Подрядчиком были проделаны безуспешные попытки по поиску средств.
Таким образом, поскольку заинтересованным лицом были приняты меры к исполнению контракта Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что у заинтересованного лица намеренного уклонения от исполнения контракта не было, что отражено в предоставленных документах.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные заказчиком Администрацией муниципального образования "город Нерюнгри" об участнике закупки индивидуальном предпринимателе обществе с ограниченной ответственностью "Проект-групп", для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на оказание услуг по проектированию дорожной сети и освещению автомобильных дорог и внутриквартальных проездов в квартале "Р" на территории МО "Город Нерюнгри" (изв. 0116300000323000043) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 апреля 2024 г. N 014/06/104-599/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024