На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 5/24 от 11.01.2024 г., обращения общества с ограниченной ответственностью "Медпроф" (далее - ООО "Медпроф") (вх. 4227-ЭП/24 от 09.04.2024), по поручению ФАС России (исх. N ПИ/29650/24 от 08.04.2024, вх. N 4227-ЭП/24 от 09.04.2024) в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) заказчика ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2023 году. Сигнализаторы звука световые и вибрационные (изв. N 0216100000322000476).
Полное наименование проверяемой организации, местонахождение, а также ОГРН, ИНН, КПП:
ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ);
Местонахождение: 677021, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ), Г ЯКУТСК, ПР-КТ МИХАИЛА НИКОЛАЕВА, Д. 10/2;
ОГРН 1021401057237;
ИНН 1435004700;
КПП 143501001;
Проверка проведена с 10 апреля 2024 года по 16 апреля 2024 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2023 году. Сигнализаторы звука световые и вибрационные (изв. N 0216100000322000476) норм законодательства о контрактной системе.
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 209, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения ООО "Медпроф" (вх. 4227-ЭП/24 от 09.04.2024), из которого следует, что характеристики товара, установленные заказчиком в Описании объекта закупки в совокупности соответствуют товару единственного производителя.
Из представленных к проверке материалов, а также сведений с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) установлено следующее.
1) 25.10.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0216100000322000476 на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2023 году. Сигнализаторы звука световые и вибрационные;
2) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 2 078 621,78 рублей;
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0216100000322000476 от 07.11.2022 по окончании срока подачи заявок подана заявка от единственного участника закупки, которая признана соответствующей требованиям извещения и электронных документов.
18.11.2022 между заказчиком и победителем закупки ОБЩЕСТВОМ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ИСТОК АУДИО СЛУХ" заключен государственный контракт (реестровый номер контракта 1143507396922000472), который, согласно сведениям, размещенным в Единой информационной системе в сфере закупок исполнен в полном объеме (Документ о приемке поставленных товаров, выполненных работ (их результатов, в том числе этапов), оказанных услуг в электронной форме (38) N2308220032 от 23.08.2023, Платежное поручение N359082 от 25.08.2023).
29.08.2023 контракт переведен в статус "Исполнение завершено".
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам:
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Следовательно, при формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и поставляемых товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Вместе с тем, из буквального толкования вышеприведенного положения Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о защите инвалидов) решение об обеспечении инвалидов ТСР принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду ТСР, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5.2.107 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 610 "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" Минтруд России самостоятельно принимает перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР.
В соответствии со статьей 11 Закона о защите инвалидов индивидуальная программа реабилитации (ИПР) инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно пункту 2 Правил обеспечения ТСР обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с ИПР инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Обеспечение ветеранов изделиями осуществляется в соответствии с заключениями об обеспечении протезами, протезно-ортопедическими изделиями ветеранов, выдаваемыми врачебными комиссиями медицинских организаций, оказывающих лечебно-профилактическую помощь ветеранам (заключение). Форма заключения и порядок его заполнения утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Форма ИПР инвалида содержит раздел "Технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (ТСР)", согласно которому указывается перечень ТСР.
В целях повышения качественного уровня, соответствующего современным требованиям, предъявляемым современным требованиям, предъявляемым к техническим средствам реабилитации, письмом Фонда социального страхования РФ от 20.07.2020 г. N 20-09-11/11-06-17338 утверждены типовые рекомендации по составлению технического задания на обеспечение инвалидов и детей-инвалидов сигнализаторами звука световыми и вибрационными, которое согласовано с Минтрудом России и Общероссийской общественной организацией инвалидов "Всероссийское общество глухих".
Типовые рекомендации разработаны в соответствии с требованиями следующих стандартов ГОСТ Р 50444-2020 (Раздел 3,4), ГОСТ ISO 10993-1-2021, ГОСТ ISO 10993-11-2011, ГОСТ ISO 10993-18-2011, ГОСТ Р 50267.0-92, ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р ИСО 9999-2019.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в документе в Приложение N1 к извещению о проведении закупки "Техническое задание на обеспечение техническими средствами реабилитации в 2023 году" (далее - Техническое задание), который составлен также в соответствии с ГОСТ Р 50444-2020 (Раздел 3,4), ГОСТ ISO 10993-1-2021, ГОСТ ISO 10993-11-2011, ГОСТ ISO 10993-18-2011, ГОСТ Р 50267.0-92, ГОСТ Р 51632-2021 (Раздел 4), ГОСТ Р 51264-99, ГОСТ Р ИСО 9999-2019.
Комиссия Якутского УФАС России установила, что из всех оспариваемых заявителем характеристик товара, в Техническом задании заказчиком установлены следующие:
1. Наличие передатчика дверного звонка и датчика сотового телефона.
Пояснения заказчика: на данный момент практически все пользователи с нарушениями слуха использует не домашний телефон аппарат, а сотовый телефон (смартфон). Поэтому для максимального эффекта реабилитации целесообразно взаимодействие сигнализаторов звуком именно с такими видами телефонов. Наличие же передатчика дверного звонка в описание объекта закупки обусловлено объективностью в использовании сигнализатора, т.к. основными бытовыми сигналами в повседневной жизни пользователя с нарушениями слуха, как и любого другого человека, являются сигналы: дверного звонка, домофона и телефона. Также данная характеристика и как все техническое описание согласовано и одобрено Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ОООИ ВОГ).
2. Сигнализатор звука должен быть беспроводным по конструкции.
Пояснения заказчика: данная функция описывает передачу сигнала между передатчиками/датчиками бытовых сигналов и приемниками сигнализатора.
Более того, в техническом задании указаны способы подключения передатчиков к источникам бытовых сигналов, как проводным, так и беспроводным способом.
Также данная характеристика и как все техническое описание согласовано и одобрено Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ОООИ ВОГ).
Из пояснений заказника следует, что начальная (максимальная) цена закупки по извещению N 0216100000322000476 сформирована на основании исполненных контрактов ГУ-Амурского Регионального Отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, номера реестров контрактов: 1280100801221000153, 1280100801220000053, 1280100801221000028, по закупкам поставлена модель "Пульсар-3".
По аналогичным закупкам поставлял сигнализаторы звука цифровой с световой индикацией ООО "МЕДПРОФ" (ИНН 7105057864), что подтверждается исполненными контрактами, номера из реестра контрактов N 1482600478223000015 поставлена модель "Вибрато" (производитель ООО "Аурика"), N 1090100339921000203 поставлена модель "Вибратон" (производитель ООО "Аурика"), N 13125004311022000002 поставлена модель "Вибратон" (производитель ООО "Аурика").
Проанализировав Техническое задание Комиссия Якутского УФАС России установила, что Заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам объекта закупки, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. При этом все характеристики объекта закупки определяются исходя из нужд Заказчика для использования указанного сигнализатора звука лицами с нарушением слуха.
Кроме того, Комиссией Якутского УФАС России установлено, что Извещение об осуществлении закупки не содержит указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, более того в Извещении установлены требования к техническим и функциональным характеристикам объекта закупки в целях реализации потребностей Заказчика, а сведения, запрещенные к указанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в Извещении отсутствуют, следовательно, Извещение об осуществлении электронного аукциона не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
В зависимости от указанных потребностей Заказчик в Извещении вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) объекта закупки с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в Извещение такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для Заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за Заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Необходимо отметить, что Заявитель, являясь коммерческой организацией, осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, и отсутствие товара, выделенного в отдельный лот, технические характеристики которого соответствуют потребностям Заказчика, связано только с его предпринимательской деятельностью и от требований, содержащихся в Извещении, не зависит. Вышеуказанное само по себе не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Согласно возражениям Заказчика, описанию объекта закупки, помимо сигнализатора "Пульсар-3" (производитель ОАО "Исток-Аудио Интернэшнл"), соответствует также товар производителя - "Вибратон", производитель ООО "Аурика".
В подтверждении своих возражений заказчик представил в материалы дела Таблицу эквивалентов (сравнительную таблицу), согласно которой под установленные техническим заданием характеристики подходит также товар производителя - "Вибратон", производитель ООО "Аурика".
Комиссия отмечает, что согласно Руководству по эксплуатации на "Вибратон" от 14.02.2018 г., существует около 48 позиций Комплектов данного товара с различными функциями. Кроме того, на сайте производителя ООО "Аурика" имеются также новые модели данного товара, которые не включены в Руководство по эксплуатации.
Необходимость отражения тех или иных требований к товару в документации продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.
Действующее законодательство о закупках не ограничивает право заказчика приобретать товары в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок.
При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, следовательно, участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Также, необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям Извещения, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, следовательно, доводы заявителя о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе необоснованны.
Поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия делает вывод о том, что доводы обращения Заявителя, не подтверждаются.
При таких обстоятельствах, Комиссией Якутского УФАС России по контролю в сфере закупок в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе при формировании Извещения об осуществлении закупки не установлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
в действиях заказчика ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации инвалидам в 2023 году. Сигнализаторы звука световые и вибрационные (изв. N 0216100000322000476) нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель Комиссии: _
Члены Комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 апреля 2024 г. N 014/06/99-596/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024