Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Исламгулов С.Ф.;
члены Комиссии:
специалист-эксперт отдела контроля закупок - Шайхуллин В.Э.;
специалист 1 разряда отдела контроля закупок - Радина З.С.;
Посредством видеоконференцсвязи:
Заказчик: Госкомитет РБ по конкурентной политике
- в присутствии представителя.
Заявитель: ООО "Уральская медицинская компания"
- без участия.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба от ООО "Уральская медицинская компания" (вх.
5710/24 от 09.04.2024) на действия Госкомитета РБ по конкурентной политике при определении поставщика путем проведения закупки N0101500000324000095.
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика нарушен Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно положения извещения нарушают нормы действующего законодательства.
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации Заказчиком была представлена информация по закупке N0301200051924000124.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
Заявитель указал, что файл "Описание объекта закупки" электронного аукциона N 0101500000324000095 от 04.04.2024 г., Объект закупки "Поставка изделий медицинского назначения (Средство гемостатическое на основе полисахаридов растительного происхождения) на 2024 г.", содержит следующие требования в отношении технических характеристик Товаров:
1. "Материал представлен в виде многослойной волокнистой структуры, шт10"
2. "Содержание карбоксильных групп составляет от массы, % 18 и
21"
3. "Инструкция содержит пошаговое схематическое руководство по применению при эндоскопических процедурах в виде изображений - Наличие"
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Из сведений "Описание объекта закупки" электронного аукциона N 0101500000324000095 от 04.04.2024 г. и совокупности требований Заказчика/Уполномоченного органа по техническим параметрам следует, что потенциальным Участникам невозможно определить какой гемостатический материал требуется Заказчику/Уполномоченному органу, так как:
1. Требованию "количество слоев волокнистой структуры 10 и более на рынке РФ соответствует только один материал Материал гемостатический рассасывающийся StypCel, "Медприн Биотех ГмбХ", Германия, N РЗН 2023/19719 от 03.03.2023 г.;
2. Уникальному требованию о наличии в инструкции пошагового схематического руководства по применению при эндоскопических процедурах в виде изображений на рынке РФ соответствует только один материал - Материал хирургический гемостатический рассасывающийся "Серджисел Фибриллар" (Surgicel Fibrillar), "Этикон, Эл-Эл-Си", Пуэрто-Рико, N ФСЗ 2011/10822 от 24.11.2022 г.;
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Заказчик/Уполномоченный орган намеренно включил эти параметры для ограничения конкуренции и вводит в заблуждение потенциальных Участников, установив противоречивые требования, так как данные требования в совокупности взаимоисключают возможность подать заявку на участие как с одним из этих материалов, так и с любым другим.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других Федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Вышеуказанные действия влекут нарушение публичных интересов, а так же Законов о контрактной системе законодательство Российской Федерации, поскольку Заказчик нарушает установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности предоставить заявку на участие в вышеуказанном аукционе и в дальнейшем заключить договор на поставку товаров.
Заказчик указал, что в соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Республики Башкортостан от 17.06.2020 N 363 "О централизованных закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Башкортостан"" Госкомитет является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Башкортостан по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Башкортостан.
В адрес Уполномоченного органа от Заказчика 04.04.2024 поступила заявка, на основании которой в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) опубликовано извещение и документы электронного аукциона N 0101500000324000095 "Поставка изделий медицинского назначения (Средство гемостатическое на основе полисахаридов растительного происхождения) на 2024 г."
Срок окончания подачи заявок - 12 апреля 2024 года.
Максимальное значение цены контракта - 960 507,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе не допускается возлагать на уполномоченный орган полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 11017/10).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиками в составе заявки на закупку в соответствии с положениями законодательства о контрактной системе представлены описание объекта закупки -средства гемостатического на основе полисахаридов растительного происхождения, рассасывающегося и сравнительная таблица характеристик двух товаров, подходящих под описание объекта закупки, в том числе со следующими характеристиками:
1) Материал представлен в виде многослойной волокнистой структуры: шт., ? 10.
Обоснование характеристики: Позволяет моделировать размер и форму фрагмента, а также расслаивать материал для достижения гемостаза на больших поверхностях;
2) Содержание карбоксильных групп составляет от массы: %, 18 и
21.
Обоснование характеристики: Требование обусловлено тем, что содержание карбоксильных групп в указанном диапазоне гарантирует постоянные биоабсорбируемые и бактерицидные свойства материалу;
3) Инструкция содержит пошаговое схематическое руководство по применению при эндоскопических процедурах в виде изображений: Наличие.
Обоснование характеристики: Требование установлено для обеспечения правильного использования медицинского изделия при эндоскопических процедурах, проводимых Заказчиком.
Также стоит отметить, что описание объекта закупки содержит обоснование всех характеристик объекта закупки.
Таким образом, под установленные характеристики объекта закупки подходит как минимум два товара различных производителей, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Исходя из положений Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности) заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Таким образом, заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Кроме того, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В закупке приняло участие 2 заявки, при этом обе заявки поданы с предложением товара разных производителей. Победителем конкурентной процедуры конкурсная комиссия признала участника с идентификационным номером заявки 2 - Общество с ограниченной ответственностью "ФортунЛаб", итоговый балл составил 99,33.
Жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Уральская медицинская компания" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Исламгулов С.Ф.
Члены комиссии Шайхуллин В.Э.;
Радина З.С.
Начальник отдела |
С.Ф. Исламгулов |
|
|
|
|
|
|
|
Исп.Радина З.С.
тел.(347)2163354, вн.002-113
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 15 апреля 2024 г. N ТО002/06/106-669/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024