Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков":
в присутствии представителя от ГКУ ЛО "ЦЕНТР МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СУДЕБНЫХ УЧАСТКОВ МИРОВЫХ СУДЕЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя от ООО "КЛЁН" (далее - Участник, Общество, Исполнитель), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением N3348/24 от 05.04.2024,
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 30.11.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение N 0845200000422000031 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по уборке служебных помещений судебных участков мировых судей Ленинградской области в 2023-24 гг. ЛОТ 13 (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 492 271,05 рублей.
По результатам торгов между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 234-ГКУ/22 от 26.12.2022 (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 1 582 572,89 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 20.03.2024 Контракт расторгнут.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте и через ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 12.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Также Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом и приложениями к Контракту, установила, что в соответствии с п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать на условиях Контракта услуги (далее - "Услуги"), а Заказчик обязуется принять и оплатить их.
По условия Контракта Исполнитель обязуется собственными силами своевременно оказать услуги по уборке служебных помещений судебных участков NN 53, 54, 55 и 81, расположенных по адресу: Ленинградская область, г. Луга, пр. Урицкого, д.77а., и судебных участков N 61 и N 62 мировых судей Ленинградской области, расположенных по адресу: Ленинградская область, Сланцевский район, г. Сланцы, ул. Чкалова, д. 9, лит. Б
На основании Контракта:
- 1.2. Количество и объем Услуг определяется Приложением N 2 к настоящему Контракту, в соответствии с описанием, указанным в Приложении N 1, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
- 1.3. Место оказания Услуг: судебные участки мировых судей Лужского, Сланцевского районов Ленинградской области (далее - "Место оказания услуг").
- 5.1. Услуги должны быть оказаны в срок с момента заключения контракта, но не ранее "01" января 2023 г. по "31" декабря 2024 г.
- 3.3.4. Расчет за оказанные услуги (часть услуг) осуществляется ежемесячно либо по факту оказания услуг в течение 7 (семи) рабочих дней после предоставления Исполнителем счета, счета-фактуры, акта сдачи-приемки оказанных услуг за отчетный период, а за декабрь до "24" декабря. Отчетным периодом является календарный месяц.
Согласно п. 12.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения Сторонами и действует до "31" декабря 2024 года (включительно), а в части оплаты (возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств) - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в единой информационной системе.
Согласно таблице 2 Приложение N 1 к Контракту Влажная уборка полов с применением моющих средств производится ежедневно.
Также, согласно условиям Контракта, Исполнитель обязуется осуществлять мытьё стёкол с внутренней и наружной стороны, откосов и водоотливов с применением моющих средств в помещениях судебных участков 2 раза в год (весной и осенью) (Таблица N2 Приложение N1 к Контракту).
Согласно п. 5.2 Контракта Исполнитель гарантирует качество оказываемых Заказчику услуг в течение всего периода оказания услуг.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником, Комиссия УФАС Ленинградской области выявляет следующие важные обстоятельства.
26.12.2022 стороны заключили Контракт.
Из материалов дела следует, что Участник приступил к оказанию услуг, однако в ходе исполнения Контракта в адрес Заказчика неоднократно поступали служебные записки мировых судей судебных участков NN 53, 54, 55, 81 о том, что уборка помещений судебных участков, начиная с 20 марта 2023 года не производилась, в связи с чем Заказчиком Исполнителю направлялись посредством размещения в ЕИС претензии об устранении нарушений условий Контракта.
Так, 28.03.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя посредством размещения в ЕИС была направлена претензия (исх. N 481/2023 от 28.03.2023 г.) с требованием немедленно устранить допущенные отступления от условий Контракта.
Также 22.06.2023 Заказчику от мировых судей судебных участков N53, 54, 55, 81 поступила служебная записка о том, что в помещениях судебных участков весной не была осуществлена помывка окон.
23.06.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя посредством размещения в ЕИС была направлена претензия (исх. N 1058/2023 от 23.06.2023 г.) с требованием немедленно устранить допущенные отступления от условий Контракта, а именно: помыть окна в помещениях указанных выше судебных участков.
Указанные нарушение так и не были устранены. Аналогичное нарушение условий Контракта было повторно допущено Исполнителем осенью 2023 года.
Также с начала декабря 2023 года по 15 декабря 2023 года в служебных помещениях судебных участков мировых судей Лужского района Ленинградского района не осуществлялась влажная уборка.
15.12.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя посредством размещения в ЕИС была направлена претензия (исх. N 1961/2023 от 15.12.2023 г.) с требованием осуществить помывку окон и возобновить уборку служебных помещений.
Более того, 06.03.2024 в адрес Заказчика поступили служебные записки мировых судей судебных участков N 53 и N 81 Лужского района Ленинградской области (вх. NN 871/2024 и 872/2024) о том, что начиная с 1 февраля 2024 года на указанных судебных участках не производится уборка служебных помещений.
Отсутствие уборки помещений на судебных участках мировых судей Ленинградской области подтверждается актами от 29.12.2023 г., 07.03.2024 г., составленными Заказчиком с участием мировых судей и аппарата мирового судьи Ленинградской области.
Кроме того, отсутствие уборки помещений судебных участков мировых судей Ленинградской области подтверждается объяснением уборщицы от 19.03.2024 г.
Из материалов дела следует, что Исполнителем не только не были своевременно устранены указанные нарушения Контракта, но также не последовало какого-либо ответа на данные претензии.
Какие-либо документы, подтверждающие и обосновывающие сложности, возникшие у Исполнителя в ходе исполнения обязательств, в соответствии с п. 4.4.4 Контракта, представлены не были.
20.03.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из пояснений Заказчика следует, что ни на дату принятия решения об одностороннем отказе, ни на дату расторжения Контракта, Общество не представляло иных документов о трудностях не сообщало, в результате подобного исполнения Контракта ставится под угрозу работа мировых судей.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 20.03.2024;
Согласно данным ЕИС получено Участником - 20.03.2024 17:47 (МСК) https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=2011196.
Из пояснений представителя Заказчика также следует, что в ходе исполнения обязательств Заказчик неоднократно шел Участнику навстречу, поскольку предоставлял дополнительный срок для уборки, которые до расторжения Контракта так и не были выполнены.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам.
1) Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации и заключенному Контракту Участник обязан выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, и сдать их результат Заказчику.
Объем работ, качество и сроки были заранее известны Участнику, при этом Комиссии не представлено документов, которые свидетельствуют о том, что Участник сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исправлению замечаний по второму этапу.
Подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями к Контракту).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом в соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Комиссия при принятии решения руководствуется в том числе многократными Актами, письмами и претензиями Заказчика, а также сообщениями мировых судей судебных участков с замечаниями о некачественной уборке или вовсе ее неосуществлении, а Участнику неоднократно указывалось на них со стороны Заказчика и предлагалась возможность исполнить их в надлежащем виде.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал.
Таким образом, Участник, имея возможность выполнять работы не проявил ту степень заботливости и осмотрительности которая требовалась от него.
Поскольку вышеуказанной приостановки не осуществлялось, Комиссия Ленинградского УФАС не может считать какие-либо обстоятельства, как грозящее годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающее невозможность ее завершения в срок, а Участником не опровергнуто, что услуги полностью выполнялись на всех участках в 2023 году.
Анализируя именно действия (бездействия) в качественном критерии исполнения обязательств, Комиссия Ленинградского УФАС России, что Участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию средств государственного бюджетного учреждения, осуществляющего социально-значимые функции, что требует от Участника большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств.
Таким образом, весь объем и сроки работ были изначально известны Участнику, а Заказчик предоставил Участнику дополнительно срок, следовательно, неисполнение обязательств связанно с надлежащей степенью заботливости и осмотрительности, а Комиссии не представлено сведений о возникновении у Участника обстоятельств вследствие непреодолимой силы.
Комиссия при этом учитывает, что Заказчик предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта и выполнить услуги в соответствии с его условиями.
Также, Комиссия исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% работ, частичное исполнение работ не могут свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности Участника в исполнении всех условий Контракта.
Поскольку Заказчик нуждается в надлежащем содержании всех площадок и объектов, а не в исполнении Участником какой-либо части, о чем также ему сообщалось.
Комиссия подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность выполнить работы в кротчайшие сроки, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято, в чем Комиссия также усматривает признаки недобросовестности.
Указанные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента.
2) Участник не представил Комиссии каких-либо пояснений со своей стороны, вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, установление умышленности действий является установлением вины лица.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Участнике, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности, при этом о неисполнении обязательств по Контракту ему было известно.
3) При применении Комиссией такой меры, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле действия (бездействие) Участника привели к тому, что Контракт не был исполнен в полном объеме, услуги оказывались с нарушениями принятых обязательств, а Заказчик срочно вынужден формировать новую процедуру закупки для поиска нового исполнителя для того, чтобы работа мировых судей в Ленинградской области не подлежала срыву.
Комиссия изучив все имеющиеся материалы приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта с Обществом.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности при исполнении возложенных на него обязательств в рамках заключенного Контракта, соразмерных включению в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ООО "КЛЁН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 10 апреля 2024 г. N 047/10/104-826/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024