Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Уполномоченного органа - АМО Гатчинский муниципальный район Ленинградской области:
в отсутствие представителей по доверенностям от Заказчика, от Заявителя, извещенных о времени и месте заседания Инспекции надлежащим образом,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 49/24 от 31.01.2024 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
29.03.2024 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания (комплекс 1).
Начальная (максимальная) цена контракта - 124 524 400,00 рублей.
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно доводам обращения Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком установлены требования к составу заявки на участие в электронном конкурсе, нарушающие положения Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 2604.
Инспекция установила, что Порядком рассмотрения и оценки заявок участников по нестоимостному критерию оценки "Характеристики объекта закупки" в рамках детализирующего показателя оценки "качество товаров (работ, услуг)" предусмотрены следующие положения:
"оценка заявок осуществляется по шкале оценки в соответствии с пунктом 22, подпунктом "а" пункта 23 Положения:
Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" |
Количество присваиваемых баллов |
Предложение о наличии характеристики объекта закупки: описание единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, выраженные в качественных процессах его (их) исполнения, в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки |
100 баллов |
Отсутствие характеристики объекта закупки: непредставление в составе заявки описания единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, выраженные в качественных процессах его (их) исполнения, в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки и/или предоставление в составе заявки описания единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, выраженные в качественных процессах его (их) исполнения, не в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки |
0 баллов |
Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиками установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: в рамках по характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценке подлежит единственное свойство объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка, выраженные в качественных процессах его (их) исполнения (далее - условия исполнения контракта(-ов)).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под единственным свойством объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов) понимается предоставление в составе заявки следующих сведений в отношении процесса исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (настоящем порядке оценки): последовательность исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка; производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; условия приемки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия разгрузки по адресу (-ам) заказчика(-ов) продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; контроль качества во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка.
Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному описанию единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов) в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (настоящем порядке оценки).
По каждой заявке членами комиссии оценивается предложение участника закупки в части описания единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов) на основе представленных в соответствии с настоящим порядком оценки сведений в заявке на участие в конкурсе. Описание единственного свойства объекта - условия исполнения контракта(-ов) закупки должно разрабатываться участником закупки на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативных документов: Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (далее - СП 1.1.1058-01), Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324-03", утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03" (далее - СанПиН 2.3.2.1324-03)), Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 года N 36 (далее - СП 2.3.6.3668-20) (далее - СП). Описание единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов) должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки, а также должно отвечать всем требованиям СП.
Представление описания в отношении единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов) в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки, будет являться предоставлением "Предложения о наличии характеристики объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок. При этом, в рамках условий приемки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условий транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условий хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условий разгрузки по адресу (-ам) заказчика (-ов) продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; контроля качества во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить описания таких условий, контролей в отношении отдельно каждой номенклатурной позиции, исчерпывающий перечень которых содержится в описании объекта закупки, в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
При описании последовательности исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо в обязательном порядке предоставить следующие сведения: процесс отработки заявки (заявок) заказчика(-ов) на поставку продуктов питания: от получения информации и её фиксации до подписания заказчиком(-ами) документа (-ов) о приемке, соблюдая всю хронологию действий сотрудников и временные рамки, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
При описании условий хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки в обязательном порядке необходимо предоставить следующие сведения: описание условий хранения в организации участника закупки продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности, включая температурный режим такого хранения, уровень влажности воздуха (относительная влажность) при таком хранении, периодичность контроля за температурно-влажностным режимом такого хранения, максимальный срок такого хранения, а также сведения о соблюдении правил товарного соседства при таком хранении (включая группу (подгруппу, при наличии) продовольственных товаров для совместного хранения и возможность/невозможность хранения вместе с готовыми к употреблению пищевыми продуктами или с сырыми продуктами и полуфабрикатами), в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставление в составе заявки описания единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов), в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки), в противном случае предоставляемое описание признается как "Отсутствие характеристики объекта закупки".
При описании условий транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки в обязательном порядке необходимо предоставить следующие сведения: описание условий транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности, включая температурный режим транспортировки, уровень влажности воздуха при транспортировке (относительная влажность), а также сведения о соблюдении правил товарного соседства при транспортировке (включая группу продовольственных товаров для совместной транспортировки и возможность/невозможность транспортировки вместе с готовыми пищевыми продуктами или с сырьем и полуфабрикатами), в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
При описании условий приемки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание условий приемки в организацию поставщика (участника закупки) продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности, включая информацию о перечне сопровождаемой товаросопроводительной документации, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
При описании контроля качества во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка, участнику закупки в обязательном порядке необходимо предоставить следующие сведения: методы контроля качества продуктов питания и методы организационного контроля во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
Участникам закупки рекомендуется предоставлять описание единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов) в табличной форме. При этом, все предоставляемые в рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" сведения в отношении единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов) необходимо предоставлять в структурированном формате (т.е. у конкурсной комиссии должна быть возможность однозначно сопоставить, к чему относятся те, или иные предоставляемые сведения и информация).
При описании условий разгрузки по адресу (-ам) заказчика (-ов) продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки в обязательном порядке необходимо предоставить следующие сведения: описание условий разгрузки продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности, включая информацию о перечне сопровождаемой товаросопроводительной документации, а также о минимальном остаточном сроке годности на момент такой разгрузки, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В случае, если соответствующий продукт питания, являющийся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, не принимается в организацию поставщика (участника закупки) (например, участник закупки является производителем такого продукта питания), участнику закупки вместо предоставления описания условий приемки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, в отношении соответствующей номенклатурной позиции, в обязательном порядке необходимо предоставить обоснование (причину) непредставления описания условий приемки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, в отношении такой номенклатурной позиции.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям заказчиков, установленным в настоящем порядке оценки, вне зависимости от степени детализации таких сведений.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" членами комиссии оцениваются предложения участников закупки о наличии характеристики объекта закупки - предоставление в составе заявки описания единственного свойства объекта закупки - условий исполнения контракта(-ов), в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки, на основе представленных сведений в заявках на участие в конкурсе.
Представленные сведения в отношении описания единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов) должны носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под методами организационного контроля понимаются способы контроля за действиями сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс, а под методами контроля качества продуктов питания - способы осуществления контроля за качеством продуктов питания, поставляемых по адресу (-ам) заказчика (-ов).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" при указании какого-либо контроля (способа/метода контроля), необходимо также указать периодичность такого контроля и лицо (лиц) (должность/должности), осуществляющего (-их) такой контроль.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" при описании производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо в обязательном порядке предоставить следующие сведения в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте: порядок организации и проведения производственного контроля; программу (план) производственного контроля; меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения на объекте производственного контроля. При этом, в предоставляемых сведениях о порядке организации и проведения производственного контроля должны содержаться, в том числе сведения о каждом составляющем производственного контроля (так, например, в рамках "контроля за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством" необходимо описать каким образом осуществляется такой контроль, кем и с какой периодичностью). Также в предоставляемых сведениях о порядке организации и проведения производственного контроля официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью в обязательном порядке должны содержать, в том числе список нормативных документов, в соответствии с которыми осуществляется поставка продуктов питания по контракту (-ам) на право заключения которого (-ых) проводится настоящий конкурс.
При предоставлении описания единственного свойства объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов), участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки и приложений к нему, являющимися его неотъемлемой частью, и/или положения нормативной документации, а представить описание по единственному свойству объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений описания объекта закупки (приложений к нему)/нормативной документации и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" при описании способов осуществления контроля за качеством продуктов питания, поставляемых по адресу (-ам) заказчика (-ов), необходимо не только перечислить сами способы, но и описать процесс их применения в отношении каждого продукта питания отдельно, а также предоставить сведения о периодичности осуществления каждого такого способа контроля и о лице (лицах) (должность/должности), осуществляющих такой способ контроля.
В случае, если соответствующий продукт питания, являющийся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, не подлежит хранению в организации поставщика (участника закупки) (например, участник закупки осуществляет транспортировку такого продукта напрямую от производителя к заказчику (-ам)), участнику закупки вместо предоставления описания условий хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, в отношении соответствующей номенклатурной позиции, в обязательном порядке необходимо предоставить обоснование (причину) непредставления описания условий хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, в отношении такой номенклатурной позиции.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" при описании способов контроля за действиями сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс, необходимо не только перечислить сами способы, но и описать процесс их применения в отношении каждого сотрудника отдельно, а также описать последовательность действий по устранению нарушений исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс, выявленных при контроле за действиями сотрудников, которые будут задействованы при исполнении контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс, с описанием видов санкций, случаев их применения и процесса их применения к каждому сотруднику отдельно из числа сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящий конкурс".
В соответствии с пунктом 16 Положения оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 17 Постановления Правительства N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления Правительства N 2604).
Пунктом 22 Положения определено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "Характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В соответствии с пунктом 23 Положения, если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Инспекция отмечает, что глава IV Положения "Оценка заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" предусматривает характеристики которые определяются и не определяется количественным значением, а также в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением.
Из порядка рассмотрения и оценки заявок следует, установленного Заказчиком, следует, что в рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценке подлежит единственное свойство объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка, выраженные в качественных процессах его (их) исполнения (далее - условия исполнения контракта(-ов)).
При этом порядком оценки также установлено, следующее "под единственным свойством объекта закупки - условия исполнения контракта(-ов) понимается предоставление в составе заявки следующих сведений в отношении процесса исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка, в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте (настоящем порядке оценки): последовательность исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка; производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; условия приемки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия разгрузки по адресу (-ам) заказчика(-ов) продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; контроль качества во время исполнения контракта(-ов), на право заключения которого(-ых) проводится настоящая закупка".
На основании чего Инспекция приходит к выводу, что Заказчик требует от каждого потенциального участника закупки описать в структурированном формате о том, как он будет исполнять контракт (последовательность исполнения контракта, условия транспортировки продуктов питания, условия разгрузки по адресу Заказчика, контроль качества во время исполнения контракта, производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и т.д.), для получения максимального количества баллов.
Инспекция отмечает, само по себе многостраничное описание как потенциальный участник будет выполнять работы или оказывать услуги не имеет значение, поскольку закупка проводится для удовлетворения нужд Заказчика, а качество товара, услуг, работ определяется контрактом.
Более того, Инспекция считает, что буквальная трактовка пункта 22 Положения свидетельствует о том, что при его использовании баллы присваиваются за предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно толковому словарю Ожегова. С.И.: "СВОЙСТВО, -а, ср. Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-н".
Анализ извещения позволяет сделать вывод, что в нем под свойством объекта закупки понимается наличие или отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки по всем стадиям оказания услуг, при этом наличие предложения участника о том, как будут оказываться услуги или отсутствие предложения участника о том, как будут оказываться услуги, что не является свойством объекта закупки, поскольку исполнитель обязан будет выполнять их в полном объеме, с теми требованиями, которые установлены Заказчиком при описании объекта закупки, а описание того как это будет описано в заявке не может являться основанием для субъективной оценки конкурсной комиссии того описаны все процессы в полном объеме или нет, что приводит к возможности "манипулирования" количеством баллов.
Вышеуказанная практика подтверждена Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-9711/2022 (стр. 8 судебного акта), с участием Ленинградского УФАС России.
На основании чего в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в порядке оценки корректного определения оцениваемого свойства участника закупки.
Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Ведущий Инспекции |
|
Члены Инспекции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 11 апреля 2024 г. N 047/10/99-819/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024