Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Региональный мониторинговый центр":
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Стоун":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4073-ИП/24 от 05.04.2024) на действия комиссии при проведении электронного аукциона "Поставка серверов".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 991 000,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в"" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Кроме того, подпунктом "а" пункта 1 части 5 той же статьи предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией заявки победителя ООО "Стоун" (под номером 571012) по результатам проведения электронного аукциона. Заявитель считает, что его заявка содержит недостоверные сведения или сведения, которые не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, а также электронные документы, являющиеся приложением к данному извещению, установила, что Заказчиком установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N878).
В силу п. 3 Постановления Правительства N878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
В силу п. 3(2) Постановления Правительства N878 установлено, что подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является, в том числе, наличие сведений о такой продукции в реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
В силу п. 3(3) Постановления Правительства N878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) постановления N878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров.
Комиссия, проанализировав заявку победителя, установила, что к поставке предложен товар Сервер Rikor модель 2U-Int КДБА.466219.007-09 со страной происхождения - Российская Федерация, в составе заявки представлен номер реестровой записи N 6189\6\2023.
Комиссия, проанализировав реестр российской радиоэлектронной продукции, размещённый на официальном сайте Минпромторга России, установила, что вышеуказанная реестровая запись является действующей и подтверждает соответствие радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства N878.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что на дату рассмотрения аукционной комиссией заявок участников, заявка ООО "Стоун" соответствовала требованиям извещения об осуществлении закупки, с которыми сам Заявитель согласился, ввиду чего, в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе при признании такой заявки соответствующей.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что указанные в заявке серверы Rikor модель 2U-Int КДБА.466219.007-09 (реестровый номер 6189\6\2023) не соответствуют требованиям описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона), а именно: несовместимы с предустановленным лицензионным программным обеспечением: Система мониторинга ДЕПО", что подтверждается письмом от производителя серверов Rikor АО "РИКОР ЭЛЕКТРОНИКС" (исх. N от 02.04.2024 г N Г36/239).
Комиссия установила, что в соответствии с п. 4.3 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона) "Условия поставки" Поставщик обязуется поставить Серверы по позициям 1-2 с предустановленным лицензионным программным обеспечением: Система мониторинга ДЕПО. На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" данное программное обеспечение (далее ПО) не сопровождается словами "или эквивалент", так как необходимо обеспечить взаимодействие указанного ПО с базами данных и другим ПО, которые используются Заказчиком".
Данное условие поставки определено необходимостью обеспечения непрерывного функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Закупка оборудования именно с предустановленным программным обеспечением гарантирует необходимый функционал, соответствующий потребностям Заказчика, так как установка, настройка и тестирование программного обеспечения будет осуществляться именно производителем оборудования. Лицензионное программное обеспечение Системы мониторинга ДЕПО не является самостоятельным объектом закупки, и передается в рамках OEM лицензии (расшифровывается как Original Equipment Manufacturer и в переводе с английского обозначает "производитель оригинального оборудования", данный тип лицензии имеет строгую привязку к железу и обычному покупателю приобрести его напрямую - нельзя) и предназначено для эксплуатации только на закупаемом серверном оборудовании.
Более того, Заказчик в Описании объекта закупки (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона) указал реестровый номер программного обеспечения, зарегистрированного в реестре российского программного обеспечения, с указанием ссылки на реестр.
Комиссия отмечает, что по смыслу Закона о контрактной системе, комиссия Заказчика анализирует и проверяет заявку исключительно на соответствие требованиям извещения и руководствуется информацией, имеющейся у нее на момент подведения итогов.
В качестве характеристик товара победитель закупки в составе заявки указал позиции, заявленные Заказчиком в извещении и соответствующие указанным требованиям.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе у аукционной комиссии нет обязанности проверять дополнительную информацию о соответствии единым требованиям участников закупки.
В Постановлении АС УО от 07.06.2018 N Ф09-2169/18 по делу N А60-38386/2017 указано, что если принято решение о проверке достоверности сведений, предоставленных участниками, такой запрос в первую очередь следует направить производителю товара.
Ленинградское УФАС России также придерживается позиции Арбитражного суда Северо-Западного округа:
- N А56-93423/2018: "Недостоверность сведений, содержащихся в заявках, должна подтверждаться объективными данными, которые не подлежат сомнению".
- А56-47799/2022: "Достоверность или недостоверность предложения участника аукциона в части показателей товаров могут быть определены лишь на основании письма компании-производителя".
Комиссия Ленинградского УФАС России не может вменять аукционной комиссии Заказчика нарушение Закона о контрактной системе со ссылкой на письмо производителя от 02.04.2024, которое приложено Заявителем.
Комиссия отмечает, что, во-первых, аукционная комиссия Заказчика не могла о нем знать, поскольку оно составлено 02.04.2024, то есть после Протокола подведения итогов от 01.04.2024.
Во-вторых, если письмо опровергает соответствие характеристик, то Заявитель не обосновал причин подачи заявки, которая означает согласие с требованиями Извещения.
То есть, Комиссия подчеркивает, что если у аукционной комиссии не было достоверных сведений, а в данном случае она не обладала такими данными, то подобная заявка правомерно подлежала допуску, а проверка наличия или отсутствия характеристики будет контролироваться исключительно на этапе исполнения обязательств и является предпринимательским риском исполнителя, который включает в себя возможность понести как финансовые санкции, так и быть включенным в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае не поставки товара.
Таким образом, жалоба Заявителя признана необоснованной.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав документы извещения, выявила в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в следующем.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий", "Правилами формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий") (далее - Постановление Правительства N 1005) предусмотрены типовые формы независимых гарантий, предъявляемых в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях.
В типовой форме независимой гарантии, утвержденной Постановлением Правительства N 1005, имеется требование о включении в гарантию следующего пункта:
"14. Споры, возникающие в связи с исполнением обязательств по независимой гарантии, подлежат рассмотрению в арбитражном суде ________ <8>
При этом в Постановлении Правительства N 1005 под сноской указано, что "<8> Указывается наименование арбитражного суда".
Для предоставления независимой гарантии потенциальному участнику закупки из содержания извещения об осуществлении закупки должно быть однозначно ясно, какой арбитражный суд необходимо указать независимой гарантии.
Вместе с тем, анализ документов Извещения свидетельствует о том, что ни в одной его части не указано наименование арбитражного суда, который должен быть указан в гарантии.
В Извещении имеется информация: "Требуется обеспечение исполнения контракта. Требования к обеспечению: в соответствии со статьей 45, 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и положениями проекта контракта".
Комиссия проанализировала положения проекта контракта и отмечает следующее.
Разделом 7 проекта контракта определяются требования к "Обеспечению исполнения Контракта", в котором установлены требования в отношении оформления независимой гарантии.
Однако анализ раздела указывает на отсутствие информации с указанием конкретного арбитражного суда, необходимость указания которого в независимой гарантии следует из Постановления Правительства N 1005.
Комиссия отмечает, что раздел 11 проекта контракта "Порядок разрешения споров" содержит следующую информацию: "11.3. При неурегулировании Сторонами спора в досудебном порядке, спор разрешается в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области".
Пункт 11.3 проекта контракта не относится к требованию типовой формы независимой гарантии, поскольку повествует о рассмотрении спора между сторонами контракта при его исполнении.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, в Извещении должна быть включена информация, необходимая участникам для соблюдения требований типовой формы независимой гарантии, установленной Постановлением Правительства N 1005.
Комиссия, проанализировав документы в составе Извещения, не установила наличия сведений в отношении того, какое именно наименование арбитражного суда следует указывать в независимой гарантии.
Положения части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предоставляют антимонопольному органу право выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Такое право должно быть реализовано контролирующим органом с учетом принципов добросовестности и недопущения ущемления прав не только участников закупки, но и заказчика, принимая во внимание необходимость скорейшего удовлетворения его потребностей, соблюдения баланса частных и публичных интересов, своевременного и добросовестного использования бюджетных средств (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Совокупность обстоятельств дела указывает на то, что извещение об осуществлении закупки не соответствует действующему законодательству, в связи чем, Комисся считает целесообразным воспользоваться своим правом, предусмотренным пунктом 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и выдать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стоун" необоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 апреля 2024 г. N 047/06/49-839/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024