Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенностям:
от Заказчика - ГУП "ВОДОКАНАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА":
от Заявителя (Общество; Участник) - ООО "НАСЛЕДИЕ-Проект":
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 4074-ИП/24 от 06.04.2024) на действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Сохранение объекта, являющегося элементом предмета охраны объекта культурного наследия, "Фонтан по адресу: г.Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 13, литера Г".
Извещение о проведении открытого конкурса размещено 15.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 34 835 637,71 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения конкурсной комиссией Заказчика заявок участников.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с частью 15 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Частью 12 той же статьи определено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 16 той же статьи предусмотрено, что оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного в соответствии с пунктом 2 части 15 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает:
1) в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) в единой информационной системе - информацию, указанную в подпунктах "а" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, номера реестровых записей в едином реестре участников закупок в отношении участников закупок, первые и вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, идентификационные номера таких заявок. Информация, предусмотренная настоящим пунктом, не размещается на официальном сайте.
Частью 17 той же статьи определено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) установлен порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
В доводах жалобы Заявитель оспаривает действия конкурсной комиссии на предмет неправомерного начисления заявке Заявителя баллов по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки", в нарушение норм Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что в соответствии частью 12 статьи 99 Закона о контрактной системе, при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Пункты 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусматривают, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
С учетом того, что в Извещении по данному конкурсу Заказчиком использован неценовой критерий части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, то результаты оценки в силу части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе не могут быть предметом контроля со стороны Ленинградского УФАС России.
В Определении Верховного суд РФ от 12.07.2017 N 310-КГ17-8121 по делу N А14-7489/2016 указано на то, что учитывая положения пунктов 3, 4 части 1 статьи 32, части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе в спорной ситуации у антимонопольного органа отсутствовало право на проведение проверки результата оценки второй части заявки.
Часть 6 статьи 106 Закона о контрактной системе также коррелируется с вышеуказанным, поскольку указывает на то, что рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Вместе с тем, проверяя применение порядка рассмотрения и оценки заявок со стороны комиссии Заказчика, Комиссия, проанализировав извещение, установила следующее.
01.04.2024 в ходе рассмотрения жалобы ООО "НАСЛЕДИЕ-Проект", поданной на положения настоящего извещения, Комиссией Ленинградского УФАС России в действиях Заказчика уже выявлялись нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерно установленных требованиях в порядке рассмотрения и оценки заявок участников закупки. Вместе с тем, поскольку на момент рассмотрения жалобы 01.04.2024, выявленное нарушение не повлияло на процедуру осуществления закупки, Комиссия посчитала нецелесообразным выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Таким образом, в связи с тем, что Комиссией не было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, Заказчик при оценке вторых частей заявок участников закупки руководствовался действующими положениями извещения.
Однако рассматривая настоящую жалобу в совокупности с ранее выявленными нарушениями, Комиссия установила, что согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 04.04.2024 конкурсной комиссией при оценке вторых частей заявок по критерию "Квалификация участников закупки", приняла к зачету следующее количество контрактов (договоров):
N п/п |
Наименование критерия (показателя) оценки заявок |
Ед. измерения |
Значение критерия (показателя) |
|||
Заявка N 1 - ООО "НАСЛЕДИЕ-ПРОЕКТ", ИНН 5001009252 |
Заявка N 2 - ООО "ЯЛТА", ИНН 7814127961 |
Заявка N 3 - ООО "ГЛОБУС", ИНН 7801595850 |
Заявка N 4 - ООО "АРТРУСТ", ИНН 7804480649 |
|||
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
Шт. |
Заявлено 21 из них соответствует 0 |
Заявлено 3 из них соответствует 3 |
Заявлено 2 - не подлежит оценке |
Заявлено 41 из них соответствует 0 |
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2024 предложения участников закупки оценены конкурсной комиссией следующим образом:
Идентификационный номер заявки |
Наименование участника конкурса |
Оценка заявки по критерию, установленному в п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, с учетом значимости |
Оценка заявки по критерию, установленному в п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ, с учетом значимости |
Итоговая оценка, с учетом значимости |
Порядковый номер заявки по результатам рассмотрения и оценки заявки |
Заявка N 1 |
ООО "НАСЛЕДИЕ-ПРОЕКТ", ИНН 5001009252 |
58,76 |
0 |
58,76 |
3 |
Заявка N 2 |
ООО "ЯЛТА", ИНН 7814127961 |
54,01 |
40,00 |
94,01 |
1 |
Заявка N 4 |
ООО "АРТРУСТ", ИНН 7804480649 |
60,00 |
0 |
60,00 |
2 |
Из материалов дела следует, что ООО "НАСЛЕДИЕ-ПРОЕКТ", не согласившись с таким начислением баллов, направило посредством оператора электронной площадки в адрес Заказчика запрос о даче разъяснений результатов закупки, с просьбой разъяснить причины и основания, по которым представленные Заявителем 21 договор/контракт признаны конкурсной комиссией несоответствующими требованиям Извещения.
Проанализировав представленные Заказчиком в адрес Ленинградского УФАС России разъяснения результатов открытого конкурса в электронной форме, Комиссия установила, что основными причинами признания 21 договоров/контрактов несоответствующими требованиям извещения являются:
1. Представленный договор/контракт приложен в формате Word, но отсутствует скан подписанного договора или ЭЦП;
2. Представлены акты(акт) приемки выполненных работ по истечении срока действия контракта при неподтвержденной информации по выплате неустойки;
3. Акт приемки законченного строительства объекта по типовым межотраслевым формам N КС-11 или N КС-14 отсутствуют.
Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 1.6 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению (Приложения N 3 к извещению) заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Порядок предоставления документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, установлен в Приложении N 4 к извещению об электронном конкурсе.
В отношении первой причины непринятия конкурсной комиссией к оценке контрактов/договоров Комиссия отмечает, что согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе участником закупки предоставляется исполненный договор (договоры) со всеми приложениями и дополнительные соглашения к указанному договору (договорам) (при наличии). При этом требования к тому, что такие договоры должны быть представлены в формате скана подписанного договора или с использованием ЭЦП не установлено.
Таким образом, вопреки позиции Заказчика, изложенной в разъяснениях результатов открытого конкурса в электронной форме, положения извещения не содержат требования о необходимости предоставлять сканы подписанного договора/контракта или с использованием ЭЦП, в связи с чем оснований для непринятия контрактов к оценке у комиссии Заказчика не было.
Более того, порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе предусмотрено, что в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе.
Комиссия, проанализировав представленные Обществом контракты/договора, установила, что большая часть представленных контрактов заключены в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" с размещением всей информации по данным контрактам в ЕИС. Функционал ЕИС позволяет отследить стадии подписания контракта между заказчиком и участником процедуры закупки, как и ЭЦП сторон, подписавших их.
Так, Комиссия установила, что согласно сведениям, размещенным в ЕИС, например, для контракта N 0144200002420001006 от 14.09.2020 содержится информация об ЭЦП лиц, подписавших контракт, а именно:
Таким образом, в ЕИС размещены как сами контракты, подписанные ЭЦП сторон, также размещены все закрывающие, предусмотренные контрактом, документы (КС -2, КС -3).
Более того, по каждому из контрактов в представленной в заявке Общества таблице приведены соответствующие реестровые номера данных контрактов.
Исходя из изложенного, конкурсной комиссией Заказчика, не принявшей к оценке контракты/договоры по причине представления Заявителем договора/контракта в формате Word, без скана подписанного договора или ЭЦП, неправомерно применен порядок оценки представленных сведений в составе заявки Заявителя по критерию "Квалификация участников закупки", что позволило не принять к зачету контракты/договоры по формальным основаниям.
В отношении второй причины непринятия к оценке контрактов/договоров Комиссия отмечает, что нормами Закона о контрактной системе не запрещается выполнение работ и приемку их результата за пределами предусмотренного контрактом срока.
Сам факт того, что участник выполнил работы (оказал услуги, поставил товар) позднее указанного в контракте срока не свидетельствует об отсутствии у него опыта и более того не свидетельствует о том, что штрафные санкции выставлялись предыдущим заказчиком. При отсутствии надлежащих доказательств, что штрафные санкции имели место быть по всем контрактам/договорам, непринятым к оценке по этому основанию, Ленинградское УФАС России не может согласиться с позицией Заказчика о возможности трактовать порядок оценки подобным образом.
В связи с этим, предыдущие заказчики вправе принять исполненное контрагентом обязательство и за пределами указанного в контракте срока действия (срока выполнения работ) (письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175).
Комиссия, проанализировав контракты/договора, которые были не приняты к оценке комиссией Заказчика по причине просрочки исполнения обязательств подрядчиком, установила, что в ЕИС приведена информация о том, что пени и штрафы не назначались, их назначение является правом а не обязанностью Заказчика (например, Муниципальный контракт N 31870-2021 от 31.08.2021; контракт N 0744200000220001310 от 01.09.2020, контракт N 0144200002420001006 от 14.09.2020, Муниципальный контракт N 0744200000220001714-01 от 25.09.2020, договор N 340 от 05.09.2022, Муниципальный контракт N 0848600007420000202 от 14.09.2020, Контракт N4 от 11 мая 2021, Муниципальный контракт N_0137300001421000029, от 21.06.2021Муниципальный контракт N 0848300057721000085 от 31.05.2021).
А по тем контрактам/договорам, где неустойки (штрафы, пени) выставлялись, в ЕИС содержится информация о том, что они оплачены (например, Гражданско-правовой договор N 0137200001220003596_197534 От 31.08.2020, Муниципальный контракт N 2022.0882 от 09.12.2022, Муниципальный контракт N 2022.0881 от 09.12.2022).
Таким образом, представление актов(акта) приемки выполненных работ по истечении срока действия контракта не свидетельствует об отсутствии соответствующего опыта у участника закупки. Следовательно, оснований для непринятия контрактов/договоров к оценке у конкурсной комиссии, по причине просрочки исполнения обязательств подрядчиком для каждого конкретного случая, не было.
В отношении третьей причины непринятия контрактов/договоров в связи с отсутствием Акт приемки законченного строительства объекта по типовым межотраслевым формам N КС-11 или N КС-14, Комиссия отмечает, что ранее по делу N047/06/42-718/2024 от 01.04.2024 Комиссией Ленинградского УФАС России фиксировалось нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. В рамках настоящего дела вышеуказанное нарушение также подтверждается.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2.1.1 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
"2. В случае предоставления договора (договоров), подтверждающих опыт на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, предусматривающих консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя производственные работы:
2.1. Исполненный договор (договоры) со всеми приложениями и дополнительные соглашения к указанному договору (договорам) (при наличии);
2.2. Акт (акты) приемки выполненных работ по таким договорам (в т.ч. по форме КС 2), составленные при исполнении такого договора (договоров). При этом последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
2.3. Акт (акты) приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ (в соответствии с пунктом 9 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации") по форме, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 1840. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
2.4. Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
2.5. Акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам N КС-11 или N КС-14".
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Примером реализации правовых норм статьи 31 Закона о контрактной системе служит Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N2571).
Из извещения об осуществлении закупки следует, что Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 2 раздела I приложения к ПП РФ N 2571:
"Наличие у участника закупки одного из следующих опытов выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 дополнительного требования настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ; 3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия; 4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)".
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Разделом I приложения к ПП РФ N2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям.
Проанализировав установленные по позиции 2 раздела I приложения к ПП РФ N 2571 требования к документам, подтверждающим соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, Комиссия не установила наличие требования о предоставлении актов приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам N КС-11 или N КС-14.
В связи с чем, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку установил в пункте 2.5. подпункта 2.1.1 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе излишние требования, не предусмотренные действующим законодательством. Указанный пункт содержит неправомерное требование о предоставлении в составе заявки документов, не предусмотренных Разделом I приложения к ПП РФ N 2571.
Более того, в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденных постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 100 в отношении акта по типовой межотраслевой форме N КС-11 указано следующее: "Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) применяется как документ приемки законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения всех форм собственности (здания, сооружения, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение) при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда (контрактом)".
В отношении же акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденных постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года N 100, указано, что данный акт является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления их в состав основных фондов (основных средств) всех форм собственности, включая государственную (федеральную), а также объектов, сооруженных за счет льготного кредитования (зданий, сооружений, их очередей, пусковых комплексов, включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение).
Таким образом данные акты не относятся к документам приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России усматривает нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком установлены требования в порядке рассмотрения и оценки заявок к предоставлению участниками закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме сведений, нарушающих положения действующего законодательства о контрактной системе, поскольку для определенного строительства акты по типовым межотраслевым формам N КС-11 или N КС-14 могут не изготавливаться, а в рассматриваемых контрактах заказчиком не доказано, что они должны быть.
Положения части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предоставляют антимонопольному органу право выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Такое право должно быть реализовано контролирующим органом с учетом принципов добросовестности и недопущения ущемления прав не только участников закупки, но и заказчика, принимая во внимание необходимость скорейшего удовлетворения его потребностей, соблюдения баланса частных и публичных интересов, своевременного и добросовестного использования бюджетных средств (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Комиссия отмечает, поскольку из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.04.2024 следует, что по критерию оценки "Квалификация участников закупки" конкурсной комиссией начислено 0 баллов всем участникам закупки, кроме одной, а также учитывая тот факт, что выявленное ранее нарушение являет одной из причин признания договоров/контрактов участников несоответствующими требованиям извещения. Комиссия исходя из совокупности обстоятельств дела, считает целесообразным воспользоваться своим правом, предусмотренным пунктом 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений путем внесения изменений в извещения, с учетом последующей возможности всем потенциальным участникам принять участие в конкурсе.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НАСЛЕДИЕ-Проект" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика, конкурсной комиссии нарушения пп. б) пункта 1 части 11 статьи 48, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 апреля 2024 г. N 047/06/48-840/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024