Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания "Империя" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, разработка рабочей документации, выполнение работ по строительству и поставка оборудования по мероприятию: "Строительство сети хозяйственно- бытовой канализации от д. Раздоры до д. Шульгино Одинцовский г.о. (в т.ч. ПИР). 1 Этап" (извещение N 0148200005424000089 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии в части ненадлежащего рассмотрения заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 29.02.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 317 400 683,96 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 26.03.2024;
4) на участие в Конкурсе поданы 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе от заключения контракта с Заявителем.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.03.2024 N ИЭОК1 заявка Заявителя с идентификационным номером "116199300" признана соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса и признана Победителем.
В соответствии с протоколом об отказе от заключения контракта от 03.04.2024 NПОК20_1 (далее - Протокол) Заказчик отказался от заключения Контракта с Заяявителем по следующему основанию:
"Рассмотрев представленную победителем Независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения Контракта Заказчик решил:
Отказать в принятии независимой гарантии на основании п.3 ч.6 ст.45 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно победителем не выполнены требования к независимой гарантии, предусмотренные документацией о закупке в документе "Требования к независимым гарантиям":
- отсутствует указание на основное обязательство, исполнение которого обеспечивается Гарантией, а именно: "Основное обязательство - все обязательства Принципала перед Бенефициаром по Контракту, срок исполнения которых наступает в период действия Гарантии." В данное условие включается в том числе условие согласно п. 9.9 Контракта о том, что обеспечение исполнения Контракта распространяется, в том числе, на обязательства по возврату аванса (при его наличии), уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения, в том числе или просрочки исполнения Подрядчиком обьязательств, предусмотренных Контрактом, а также возмещению убытков, понесенных Заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств по Контракту".
Согласно части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Вместе с тем, согласно данным, размещенным на Официальном сайте, Заказчиком установлено следующее основание для принятия решение об отказе от заключения Контракта:
"Участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ)".
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части принятия решения об отказе от заключения Контракта в соответствии с частью 9 статьи 31 в связи с несоответствием Независимой гарантии, представленной Победителем, не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не представил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
1) В Описании объекта закупки Заказчиком установлено в том числе следующее:
"С момента подписания Акта сдачи-приемки работ по Договору Подрядчик обязуется вывезти в течение 5 (пяти) календарных дней принадлежащие ему строительные машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, приборы, инвентарь, строительные материалы, изделия, конструкции и иное имущество, а также строительный мусор".
Вместе с тем в пункте 20 Приложения N 2 к Контракту Заказчиком установлено:
"Подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям Контракта при завершении строительства/реконструкции объекта (освобождение земельного участка от временных построек и сооружений, строительной техники (оборудование, транспортные средства, инструменты и другое имущество), строительного мусора и иных отходов)
Срок начала исполнения обязательства: 0 раб. дн. от даты исполнения обязательства-предшественника "Сдача объекта";
Срок окончания исполнения обязательства: 20 раб. дн. от даты исполнения обязательства-предшественника "Сдача объекта".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления сроков исполнения обязательства подобным образом вводят участников в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, допущенные нарушения влияют на порядок исполнения обязательств по Контракту, могут быть применены не в равно степени ко всем участникам закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) В Описании объекта закупки Заказчиком установлено в том числе следующее:
"Гарантийный срок на инженерные изыскания, проектную и рабочую документации устанавливается не менее 12 (двенадцати) месяцев с даты подписания Акта о приёмке выполненных работ, КС, утвержденный приказом ФНС России".
Вместе с тем, в Проекте контракта Заказчиком установлено в том числе следующее:
"Гарантийный срок на работы по проектированию составляет: С момента предоставления результатов на ПИР до окончания СМР. Требования к объему предоставления гарантий качества на выполненные работы по проектированию: в полном объеме".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления сроков исполнения обязательства подобным образом вводят участников в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, допущенные нарушения влияют на порядок исполнения обязательств по Контракту, могут быть применены не в равной степени ко всем участникам закупки.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания "Империя" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе, так как выдано ранее по делу от 05.04.2024 N 050/06/105-10044/2024.
4. Материалы дела от 10.04.2024 N 050/06/105-10453/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, так как переданы ранее по делу от 05.04.2024 N 050/06/105-10044/2024.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 10 апреля 2024 г. N 050/06/105-10453/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024