Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТРАНСМЕД" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Ногинская больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) запроса котировок на оказание услуг по вывозу медицинских отходов класса Б (извещение N 0348300003024000111 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Запрос котировок) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Запроса котировок.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим документацию об Запросе котировок в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Запроса котировок размещено - 31.03.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 720 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 05.04.2024;
4) на участие в Запросе котировок подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Запроса котировок.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования в Техническом задании.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Запроса котировок объектом закупки является оказание услуг по вывозу медицинских отходов класса Б.
Заказчиком в Техническом задании установлено, в том числе следующее:
"Исполнитель обязан в течении 5 (пяти) рабочих дней с момента начало оказания услуг предоставить Заказчику заверенные копии документов, подтверждающих соответствия требованиям законодательства РФ, а именно:
- Паспорт на оборудование (установку) применяемую Исполнителем для обезвреживания медицинских отходов класса "Б" в соответствии с требованием Санитарного законодательства
- "Экспертное заключения" выданное территориальным подразделением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии". В экспертном заключении прописывается область применения оборудования (установки) для обезвреживания медицинских отходов класса "Б".
- Санитарно - эпидемиологическое заключение на санитарно - защитную зону, выданную территориальным Управлением Роспотребнадзора РФ.
- Свидетельство, определяющие оценку степени негативного воздействия предприятия (стационарного источника) на качество атмосферного воздуха, с указанием категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Свидетельство выдается территориальным Управлением Росприроднадзора РФ.
- Декларация о негативном воздействии на окружающую среду при обезвреживании медицинских отходов, зарегистрированную в территориальной службе, осуществляющей контроль и мониторинг качество атмосферного воздуха.
- Заключение, подтверждающую прохождение государственной экологической экспертизы на объект и/или оборудование по обезвреживанию / уничтожению медицинских отходов класса опасности "Б".
- Медицинские книжки сотрудников, занятых транспортированием медицинских отходов "Б". В медицинских книжках должны быть отражены отметки о прохождении предварительных (при приёме на работу) и периодических медицинские осмотры, а также отражены отметки прохождения профилактической иммунизации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
- Скан - копию договора на установку системы "ГЛОНАСС" на спецтранспорт Исполнителя. В договоре и/или в Приложении к договору должны быть прописаны гос. Регистрационные номера используемого Исполнителем спецтранспорта согласно постановлению Правительства N 2216 от 22 декабря 2020 года".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Указанные в Техническом задании Заказчиком документы не являются излишними и избыточными, а лишь свидетельствуют о том, что участник аукциона ведёт деятельность в сфере обращения с медицинскими отходами в соответствии с требованиями действующего законодательства, имеет в своём владении производственные мощности для обезвреживания медицинских отходов, владеет специализированным транспортом, исправно и добросовестно будет оказывать услугу по обезвреживанию медицинских отходов. Перечисленные Заказчиком необходимые документы не являются излишними не невыполнимыми, поскольку, к примеру наличие Паспорта на оборудование (установку) у организации, осуществляющей деятельность по обработке медицинских отходов - это лишь подтверждающий документ, о наличии специализированного оборудования, без которого исполнение контракта фактически - невозможно. Требования о предоставлении "Экспертного заключения" от ФБУЗ "Центр Гигиены и эпидемиологии", "санитарно-эпидемиологическое заключение на СЗЗ" и т.п. - это закономерное продолжение наличия у Организации разрешительной документации, сопутствующей осуществлению деятельности по сбору опасных и неопасных отходов. Основные нормативные акты, исходя из которых проистекают данные требования в технической документации - Федеральный закон "О санитарном благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.03.1999 г. (п. 3), Федеральный закон "О защите окружающей среды" N 7-ФЗ от 10.01.2002 г (п. 3)".
Относительно довода Заявителя о том, что "...медицинские отходы не относятся к отходам I-IV класса опасности..." Заказчик поясняет следующее:
Исходя из буквального толкования и смысла наименования Закупки, усматривается, что Заказчику требуется комплексная услуга по временному накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию и конечному размещению медицинских отходов класса "Б".
В ходе оказания комплексной услуги, предполагается, что Исполнитель, на этапе сбора и транспортирования производит вывоз медицинских отходов класса "Б" из Учреждения к месту обезвреживания. После процесса обезвреживания, медицинские отходы класса "Б" преобразуются в иной класс отхода с кодом ФККО - 7 47 841 11 49 4, а именно - зола от сжигания медицинских отходов, содержащая преимущественно оксиды кремния и кальция.
При этом, отходы от обезвреживания медицинских отходов включены в Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) (блок 7), утверждённый Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного классификатора отходов".
Согласно ч. 2, ст. 14 Федерального закона от 24.061998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - 89-ФЗ), подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов не требуется.
Таким образом, после процедуры обезвреживания, медицинские отходы класса "Б" образуют собой зольный остаток, который является отходом производства и потребления и относится к IV классу опасности в соответствии со ст. 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ.
К такому же выводу приходит и Министерство здравоохранения Российской Федерации (письмо от 28 февраля 2023 г. N 30-5/И/7-3018).
Относительно довода Заявителя о неправомерном установлении требования по установке системы ГЛОНАСС на специализированные автомобили и влечением за собой распространения коммерческой тайны юридического лица, устанавливающей данную систему, Заказчик поясняет следующее:
В соответствии с п. 6.10.1 ГОСТа Р57478-2017, к опасным грузам подкласса 6.2 относят медицинские и клинические отходы, т.е. отходы медицинского происхождения или биологических исследований.
Пунктами 1-3 Постановления Правительства РФ от 22.12.2020 N 2216"Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категории М2, М3, N используемых для перевозки опасных грузов", специализированный транспорт должен быть оснащен его собственником (владельцем) аппаратурой спутниковой навигации".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных условий Технического задания не ограничивают количество участников закупки и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не предоставил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении Запроса котировок установлены неправомерные требования, ограничивающие количество участников закупки.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В Описании объекта закупки извещения о проведении Запроса котировок установлено, в том числе следующее:
"В целях организации временного хранения (накопления) медицинских отходов класса "Б" более 24 часов, в соответствии с требованиями пп. б) п.201 СанПиН 2.1.3684-21, исполнитель предоставляет во временное пользование холодильное оборудование, указанное в Приложении N1.
Исполнитель обязуется предоставить холодильники и контейнеры, осуществлять их обслуживание в соответствии с Приложением N 1 настоящего Технического задания, а именно заправку фреоном, мойку и дезинфекцию (1 раз в месяц, с представлением документа, о проведении дезинфекции), замену бактерицидных ламп и ремонт.
По мнению Заявителя, требование о предоставлении Заказчику специализированных накопителей-холодильников, оснащенных бактерицидной лампой неправомерно, так как данное требование не регламентировано СанПиН 2.1.3684-21.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил:
"По вопросу требования о предоставлении Исполнителем на период оказания услуг Заказчику холодильного оборудования, указанного в Приложении N 1, поясняем, наличие данного требования в Техническом задании - является технической опиской".
Установленное условие описание объекта закупки о предоставлении специализированных накопителей-холодильников, оснащенных бактерицидной лампой противоречит требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку предметом закупки является оказание услуг по вывозу медицинских отходов класса Б.
Изучив положения извещения о проведении Запроса котировок, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований, ограничивают количество участников закупки и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Описании объекта закупки ненадлежащим образом установлено требование о способе обезвреживания/утилизации отходов.
В Описании объекта закупки установлено:
"Требования к обезвреживанию и конечному размещению медицинских отходов класса "Б":
Исполнитель осведомлен, что обезвреживание медицинских отходов класса "Б" подразумевает термическое уничтожение (сжигание) осуществляемое централизованным способом на отдельном участке "мусоросжигательного завода" в соответствие с требование СанПиН 2.1.3684-21".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"С целью соблюдения требований санитарного и экологического законодательства, Заказчик должен быть уверенным, что эпидемиологически опасные отходы будут уничтожены и превращены в безопасную массу, для соответствия благоприятной окружающей среды в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ).
Пунктом 200 СанПиН 2.1.3684-21 установлены различные способы и методы обеззараживания и (или) обезвреживания медицинских отходов класса "Б".
Однако Термический метод (как один из физических методов) обезвреживания отходов уже на законодательным уровне признается наиболее эффективным по сравнению с другими методами, чем и руководствовался Заказчик при формировании закупочной документации.
Так, на данный момент Государственной думой РФ в 1 чтении принят законопроект от 23.05.2023 N 56-02.184-АЯ, согласно п. 4, ст. 3 которого, Термическое обезвреживание медицинских отходов имеет приоритет по отношению к другим методам обезвреживания и захоронением медицинских отходов".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных условий Технического задания не ограничивают количество участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии, документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не предоставил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в Описании объекта закупки установлено неправомерное требование о внутрибольничном сборе отходов.
В Описании объекта закупки установлено:
"предоставить многоразовую тару (контейнеры и пакеты желтого и красного цвета) в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Предметом запроса котировок является комплексная услуга по обращению с медицинскими отходами, а именно услуга по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и утилизации медицинских отходов класса "Б", а не на отдельную услугу по обезвреживанию медицинских отходов.
П. 163 СанПин 3684, предусмотрено, что Система сбора, хранения, транспортирования, обезвреживания включает в себя следующие этапы:
- сбор отходов внутри организации - что подтверждает необходимость Заказчика по "косвенному" участию в оказании услуги, однако совершенно очевидно, что имеется ввиду, что до осуществления сбора Исполнителем отходов, Заказчиком данные отходы должны быть временно размещены, в данном случае - в контейнерах для временного хранения отходов, в целях соблюдения норм действующего законодательства, а также недопущения распространения инфекции.
Требование на надлежащее хранение и упаковку медотходов перед транспортировкой, а также накопление их в соответствующих баках или контейнерах прописано в соответствующих пунктах СанПиН 2.1.3684-21 (175, 177, 181, 184, 185, 186,187, 188). Данное требование технологически и функционально и неразрывно связано единой целью с услугой по организации централизованного сбора, временного хранения, транспортировки и обезвреживания медицинских отходов класса "Б", (а именно, целью является обеспечение эпидемической безопасности как сотрудников медучреждения, так и сотрудников транспортирующей и обезвреживающей компании при работе с медотходами)".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных условий Технического задания не ограничивают количество участников закупки и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии, документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не предоставил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования в Описании объекта закупки о наличии регистрационных удостоверений для контейнеров для сбора и хранения медицинских отходов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
N п/п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество |
Требуемая документация на оборудование |
1. |
Контейнеры для сбора и хранения медицинских отходов класса "Б" с ручкой, на колесах и плотно закрывающей крышкой Объем контейнера |
Шт. |
60 |
Предоставляемое Исполнителем оборудование и одноразовый расходный материал предназначен для использования в медицинских учреждения и иметь соответствующие документы (сертификат соответствия, декларацию соответствия или регистрационное удостоверение), в соответствии сФедеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" |
Контейнеры и оборудование предоставляются во временное пользование единовременно на период исполнения контракта. |
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"Контейнер для временного накопления медицинских отходов класса "Б" - является медицинским изделием, в силу наличия действующей Номенклатурной классификации медицинских изделий, утв. Приказом Минздрава РФ от 06.06.2012 N 4н, а именно: группа "2", пункт "2.10" - "Контейнеры опасных медицинских отходов". Таким образом, на медицинское изделие подлежит государственной регистрации, что подтверждается регистрационным удостоверением, которое выдаётся компетентных органом - Росздравнадзором, а у потенциального участника Закупки должны быть регистрационное удостоверение на предоставляемые Заказчику Контейнеры для временного накопления медицинских отходов. Требование о необходимости наличия регистрационного удостоверения на медицинское изделие проистекает из положений ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 и п. 6 Правил Государственной регистрации медицинских изделий, утв. ПП РФ от 27.12.2012 г. N 1416.
Для медицинского Учреждения, наличие в работе медицинского изделия как "контейнер опасных медицинских отходов" - крайне важно, поскольку специализированное техническое изделие по сравнению с бытовым и промышленным, имеет ряд преимуществ: много разовое использование; пластик определённой толщины и прочности; стойкость к дезинфицирующим веществам, которые используются в ходе мойки контейнера".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанного требования в Описании объекта закупки о наличии регистрационных для контейнеров для сбора и хранения медицинских отходов не ограничивает количество участников закупки и не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии, документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не предоставил.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в составе документов извещения о проведении Запроса котировок не размещены Требования к содержанию и составу заявки.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТРАНСМЕД" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1,3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 11.04.2024 N 050/06/105-10525/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 апреля 2024 г. N 050/06/105-10525/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024