Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, контрольный орган в сфере закупок, Комиссия контрольного органа) в составе:
председателя Комиссии: членов Комиссии:,
руководствуясь в соответствии пунктами 6.1.7, 6.4, 6.5. - 6.6., 7.2., 7.7.-7.8. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, и в результате проведения в соответствии со статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) проверки в отношении жалобы (рег N759-ЭП/24), поступившей от общества с ограниченной ответственностью "Экодом" (далее - Заявитель, Общество),
на действия Уполномоченного органа - Управления муниципального имущества Администрации Заполярного района (далее - Уполномоченный орган, УМИ ЗР), Заказчика - Администрации Сельского поселения "Андегский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки: Укрепление береговой линии на реке Печора в районе д. Андег" (Извещение N 0184300000424000057),
рассмотренной в заседании Комиссии Ненецкого УФАС в отсутствии представителя Уполномоченного органа, представителя Заказчика, представителя Заявителя, в надлежащем порядке уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения назначенного дела;
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) в отношении объекта закупки по Извещению N 0184300000424000057 поступила жалоба, доводы которой сводятся к оспариванию действий Уполномоченного органа по не установлению в извещении о проведении рассматриваемой закупки дополнительных требований к участникам аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и позицией 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) при НМЦК более 5 млн. руб. для муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
Уполномоченным органом в контрольный орган в сфере закупок в порядке возражений на предмет жалобы представлены письменные пояснения и доказательства (рег. N 802-ЭП/24). Из указанных возражений следует, что доводы жалобы являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку "Уполномоченным органом правомерно не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с п. 9 раздела II Постановления N2571".
В ходе рассмотрения жалобы и проведения контрольным органом в сфере закупок проверки, а также с учетом информации, изложенной в содержании рассматриваемой жалобы и представленных документов, которые в совокупной взаимосвязи связаны с правовым анализом обстоятельств предмета закупки и доводов жалобы, Комиссия контрольного органа при регламентированных правовых основаниях действующего законодательства, установила следующие основания.
В единой информационной системе в сфере закупок Уполномоченным органом 27.03.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0184300000424000057 на укрепление береговой линии на реке Печора в районе д. Андег (далее внесены изменения от 03.04.2024) при начальной (максимальной) цене контракта 8 241 936 (Восемь миллионов двести сорок одна тысяча девятьсот тридцать шесть) рублей 77 копеек.
Финансирование данных работ осуществляется в рамках муниципальной программы "Безопасность на территории муниципального района "Заполярный район" на 2019-2030 годы", утвержденной решением Совета Заполярного района от 21.12.2023 N 285-р "О районном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 - 2026 годов", мероприятие: "Предупреждение и ликвидация последствий ЧС в границах поселений муниципальных образований".
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении N 2571.
Согласно пункту 1 Постановления N 2571 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по укрепление береговой линии на реке Печора в районе д. Андег" протяженностью гидротехнических сооружений - 130 м, шириной основания - 9 м.
Позицией 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 предусмотрены работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
В статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ установлены следующие понятия:
10.2) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
36) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий;
38) элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Приложением N 3 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" к Извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона установлен следующий перечень выполняемых работ: 1. Проведение очистки берегового склона от покрытий из геотекстильного материала, георешётки, щебня, отходов и мусора; 2. Уполаживание откосов до уклона 30° с добавлением песка; 3. Устройство берегоукрепления путем укладки гибкого бетонного покрытия - плит бетонных защитных гибких универсальных (ПБЗГУ).
ПБЗГУ применяются в качестве защиты инженерных сооружений, подвергающихся негативному воздействию вод и представляют собой бетонные блоки, соединенные между собой монолитным искусственным канатом. Для объединения изделия в универсальные гибкие конструкции применяются специальные монтажные жгуты и закладные детали. Сборка плит ПБЗГУ в единое покрытие производится путем спрессовывания тросовым зажимом или путем сваривания их между собой. В результате, после выполнения такого берегоукрепления плиты ПБЗГУ невозможно демонтировать и переместить без нанесения им ущерба.
Кроме того, такой элемент берегоукрепления не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняя лишь обслуживающую функцию но отношению к соответствующему земельному участку и находящимся на нем зданиям, сооружениям. В связи с отсутствием у такого элемента берегоукрепления качеств самостоятельного объекта недвижимости право собственности на него не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с соответствующим земельным участком.
Таким образом, работы по устройству берегоукрепления не относятся к работам по строительству некапитального строения, сооружения.
Не являются данные работы и деятельностью по благоустройству территории.
Так, Правила благоустройства территории муниципального образования "Андегский сельсовет" Ненецкого автономного округа, утвержденные Решением Совета депутатов муниципального образования "Андегский сельсовет" Ненецкого автономного округа от 28.12.2019 года N 3, к элементам благоустройства относят, в том числе: элементы озеленения; покрытия; ограждения (заборы); водные устройства; уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование; игровое и спортивное оборудование; элементы освещения; средства размещения информации и рекламные конструкции; малые архитектурные формы; некапитальные нестационарные сооружения; элементы объектов капитального строительства.
Работы по берегоукреплению выполняются в рамках мероприятий по предупреждению и ликвидация последствий ЧС в границах сельского поселения "Андегский сельсовет" ЗР HAО.
На основании вышеизложенного Комиссия контрольного органа приходит к выводу о правомерности не установления Уполномоченным органом дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с п. 9 раздела II Постановления N2571.
Иное толкование Заявителем положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении Уполномоченным органом установленных законодательством требований Закона о контрактной системе. В материалы рассматриваемого дела Заявителем не представлено доказательств о нарушении законных прав и интересов ООО "Экодом". Следовательно, довод жалобы Заявителя не находят своего подтверждения.
Комиссия Ненецкого УФАС России, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экодом" на действия Уполномоченного органа - Управления муниципального имущества Администрации Заполярного района, Заказчика - Администрации Сельского поселения "Андегский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округапри проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки: Укрепление береговой линии на реке Печора в районе д. Андег" (Извещение N 0184300000424000057) признать необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 16 апреля 2024 г. N 083/06/106-36/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024