На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обращения Демьяненко Р., содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях МКУ "УКС" г. Брянска (далее - Заказчик), Брянской городской администрации (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Школа в районе бывшего аэропорта города Брянска" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0127300013123000160) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в неправомерном заключении государственного контракта от 24.11.2023 N 012730001312000160_273678 с ООО "Стройдело" (реестровый номер в ЕИС - 3325052738823000033) (далее - Контракт N 2).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки 08.04.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 26.04.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 30.03.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 331 203 404, 53 руб.;
4) источник финансирования - бюджет городского округа город Брянск;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 07.04.2023;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 2 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе (далее в ред. от 28.12.2022);
8) Заказчиком с ООО "РусСтрой" заключен муниципальный контракт от 24.04.2023 N 0127300013123000160_273678 по цене 1 291 267 302,35 руб. (реестровый номер в ЕИС - 3325052738823000008) (далее - Контракт N 1).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившихся в неправомерном заключении Контракта N 2 в связи с расторжением Контракта N 1 по соглашению сторон.
На заседании Комиссии установлено, что по результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ООО "РусСтрой" заключен Контракт N 1.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом о контрактной системе заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт. Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе с учетом положений части 18 статьи 95 Закона о контрактной системе, и после предоставления в соответствии с Законом о контрактной системе участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 14.3 Контракта N 1 контракт расторгнут 01.11.2023 по соглашению сторон на основании соглашения о расторжении муниципального контракта от 24.04.2023
N 0127300013123000160_273678 (далее - Соглашение).
Кроме того, Комиссией установлено, что 24.11.2024 между Заказчиком и ООО "Стройдело" заключен Контракт N 2.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком принято решение о заключении Контракта N 2 на основании части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Комиссией ФАС России установлено, что с учетом совокупного толкования положений Закона о контрактной системе, расторжение контракта по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе возможно исключительно при наступлении случая, при котором у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом.
В иных случаях контракт может быть расторгнут по решению суда, а также на основании одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, при условии, если возможность принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, была предусмотрена контрактом.
На основании части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе заключить контракт со вторым участником закупки только в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и при условии принятия решения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в либо если принято решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с установлением факта, что надлежащее исполнение таким поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
При этом в случае расторжения контракта по соглашению сторон необходимость заключения контракта со вторым участником закупки отсутствует.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Прав илами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 17.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 26.04.2024 по делу N П-104/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 апреля 2024 г. N П-104/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024