Резолютивная часть решения оглашена 22 апреля 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов комиссии:
представители администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены, прислали письменные пояснения по доводам жалобы;
индивидуальный предприниматель Тожибаев Захиджон Пазилжонович на рассмотрение дела не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен, ходатайств не заявлял;
представители Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение дела не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены, ходатайств не заявляли;
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту дорог сельских населенных пунктов Соль-Илецкого городского округа: - Ремонт дороги общего пользования в с. Дружба (ул. Речная от N 33 до N 53) Соль-Илецкого городского округа, расположенной по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, с. Дружба, ул. Речная; - Ремонт дороги общего пользования в с. Изобильное (ул. Краснознамённая от N 2 до N 14) Соль-Илецкого городского округа, расположенной по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, с. Изобильное, ул. Краснознамённая (номер извещения N 0853500000324002744),
УСТАНОВИЛА:
15.04.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - Заявитель) на действия администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту дорог сельских населенных пунктов Соль-Илецкого городского округа: - Ремонт дороги общего пользования в с. Дружба (ул. Речная от N 33 до N 53) Соль-Илецкого городского округа, расположенной по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, с. Дружба, ул. Речная; - Ремонт дороги общего пользования в с. Изобильное (ул. Краснознамённая от N 2 до N 14) Соль-Илецкого городского округа, расположенной по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, с. Изобильное, ул. Краснознамённая (номер извещения N 0853500000324002744) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу, выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", поскольку к оценке принимаются исключительно контракты (договоры) на выполнение работ по ремонту дорог, что противоречит п. 32 Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". По мнению Заявителя, данные нарушения являются существенными, грубыми, не позволяют осуществить оценку заявок участников закупки на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
В письменных пояснениях Заказчик признал нарушение положений законодательства о контрактной системе, просил предписание не выдавать, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронная процедура признана несостоявшейся, оценка по критериям оценки заявок на участие в закупке, установленным в извещении об осуществлении закупки, не осуществлялась.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
29.03.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система, далее - ЕИС) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту дорог сельских населенных пунктов Соль-Илецкого городского округа: - Ремонт дороги общего пользования в с. Дружба (ул. Речная от N 33 до N 53) Соль-Илецкого городского округа, расположенной по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, с. Дружба, ул. Речная; - Ремонт дороги общего пользования в с. Изобильное (ул. Краснознамённая от N 2 до N 14) Соль-Илецкого городского округа, расположенной по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, с. Изобильное, ул. Краснознамённая (номер извещения N 0853500000324002744).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 517 320,00 рублей.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Абзацем 3 подпункта "в" пункта 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Согласно пункту 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки N 0853500000324002744 объектом закупки является "Выполнение работ по ремонту дорог сельских населенных пунктов Соль-Илецкого городского округа: - Ремонт дороги общего пользования в с. Дружба (ул. Речная от N 33 до N 53) Соль-Илецкого городского округа, расположенной по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, с. Дружба, ул. Речная; - Ремонт дороги общего пользования в с. Изобильное (ул. Краснознамённая от N 2 до N 14) Соль-Илецкого городского округа, расположенной по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, с. Изобильное, ул. Краснознамённая".
Согласно разделу III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлены следующие требования:
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа | ||
N п/п |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3 |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1. |
Критерий: "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" |
Подпункт "а" пункта 3 Положения |
2. |
Критерий: "Квалификация участников закупки" |
Подпункт "г" пункта 3 Положения |
2.1 |
Показатель: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта"
Детализирующий показатель:
- общее количество исполненных участником закупки договоров
|
Подпункт пп. "в" пункта 24 и п. 28 Положения Требования к документам для оценки показателя: Наличие исполненного договора (договоров), сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: контракты (договоры) на выполнение работ по ремонту дорог.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы. 1) исполненный договор (договоры); 2) акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров); - последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; - к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ; Документы направляются участником закупки в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. К оценке принимаются исполненный договор (договоры), акт (акты) выполненных работ, составленные при исполнении такого договора (договоров), в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями; |
Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю Критерия "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", поскольку к оценке принимаются исключительно контракты (договоры) на выполнение работ по ремонту дорог, что противоречит п. 32 Положения.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, Комиссии Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что в рамках рассматриваемой закупки Заказчик, исключив контракты по содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, установил ненадлежащий порядок оценки заявок, который не соответствует требованиям п.п. "в" п. 32 Положения.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком нарушены п. 4 ч. 1 ст. 32, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы признаются обоснованными.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, открытый конкурентный способ признается несостоявшимся в случаи если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 52 Закона о контрактной системе, в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе, электронный конкурс, электронный аукцион проводятся в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом, в том числе, следующей особенности: в случае проведения электронного конкурса оценка по критериям оценки заявок на участие в закупке, установленным в извещении об осуществлении закупки, не осуществляется.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.04.2024 г. N ИЭОК1 по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронная процедура признана несостоявшейся.
Таким образом, порядок оценки, установленный заказчиком в конкурсной документации, фактически не применялся.
Следовательно, в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что нарушения, допущенные заказчиком в конкурсной документации, не повлияли на результаты определения поставщика.
Также Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что в материалы дела не представлены обоснования и доказательства, каким образом нарушены права и законные интересы подателя жалобы как участника закупки, в том числе в части ограничения его участия в закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на действия администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту дорог сельских населенных пунктов Соль-Илецкого городского округа: - Ремонт дороги общего пользования в с. Дружба (ул. Речная от N 33 до N 53) Соль-Илецкого городского округа, расположенной по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, с. Дружба, ул. Речная; - Ремонт дороги общего пользования в с. Изобильное (ул. Краснознамённая от N 2 до N 14) Соль-Илецкого городского округа, расположенной по адресу: Оренбургская область, Соль-Илецкий городской округ, с. Изобильное, ул. Краснознамённая (номер извещения N 0853500000324002744) обоснованной.
2. Признать администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 32, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 22 апреля 2024 г. N 056/06/106-436/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024