Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ЮМАКС" на действия ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ
МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении конкурса в электронной форме N 0360100011824000014 "Выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах: "Магистральный канал Приволжской оросительной системы с сопутствующими сооружениями. Саратовская область, Марксовский и Советский районы",
УСТАНОВИЛА:
11.04.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ЮМАКС" на действия ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО САРАТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ" при проведении конкурса в электронной форме N 0360100011824000014 "Выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах: "Магистральный канал Приволжской оросительной системы с сопутствующими сооружениями. Саратовская область, Марксовский и Советский районы" (далее - Конкурс).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком сформировано извещение, нарушающее положения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе).
Представители Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представители Заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
26.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Конкурсу является ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 40 733 800,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в извещении о проведении закупки установлен ненадлежащий порядок оценки.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 Положения "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (пункт 3 Положения).
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно приложению 6 к извещению "Критерии оценки заявок", Заказчиком установлен критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в котором установлен показатель оценки "Наличие финансовых ресурсов" с детализирующим показателем оценки "Размер уставного капитала участника закупки. Содержание: Для участника закупки - юридического лица оценивается размер уставного капитала, оплаченного не позднее даты размещения извещения о проведении данной закупки, для участника закупки - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, оценивается наличие финансовых ресурсов".
По данному критерию установлена следующая формула оценки:
"Оценка заявок осуществляется согласно пункту 20 Положения.
Лучшим является наибольшее значение размера оплаченного уставного капитала участника закупки (наличия финансовых ресурсов для физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя), при этом установлены предельное минимальное значение 50 000 руб. и предельное максимальное значение 300 000 руб.
Значение количества баллов рассчитывается по формуле:
, где:
- значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке;
- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком".
Комиссией установлено, что порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе в отношении установленных критериев оценки заявок участников закупки не противоречит Положению.
Исходя из вышеизложенного, спорный показатель и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен прежде всего на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Значимость показателя оценки составляет 5 процентов. Согласно пояснениям представителей Заказчика, значимость показателя по данному критерию крайне мала, даже при наличии у участника уставного капитала равного или превышающего предельное максимальное значение характеристики, при умножении на коэффициент значимости дает участнику 2 балла, что не может дать значительного перевеса для участника закупки.
Довод жалобы признан необоснованным.
Согласно доводу жалобы, Заказчиком в требованиях к составу заявки неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки членства в саморегулируемой организации (далее-СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с ч.2 ст.48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далееГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно ч.1 ст.55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ч.2.1 ст.52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно ч.1 ст.55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
В извещении о проведении Конкурса Заказчиком установлено:
"Требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 N44-ФЗ.
Участник конкурса должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (саморегулируемая организация, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств)".
Предметом закупки является выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах:" Магистральный канал Старомайнской оросительной системы. Старомайнский район, Ульяновская область"; "Распределительный канал Старомайнской оросительной системы. Старомайнский район, Ульяновская область".
Представители Заказчика пояснили, что установление требования о членстве в
СРО в области капитального строительства установлено в связи с тем, что каналы относятся к объектам капитального строительства, для выполнения работ по которым требуется членство в СРО.
С данными пояснениями нельзя согласиться в связи со следующим.
Согласно приложению N1 к извещению "Техническое задание", при выполнении работ по результатам данного Конкурса необходимо выполнить такие работы как: валка, корчёвка деревьев, очистка каналов, планировка откосов насыпей, корчевка пней, монтаж затвора, усиление монолитными ж/б обоймами и т.п.
Согласно пояснениям Заказчика, ремонтно-восстановительные работы, по мнению Заказчика, относимые к капитальному ремонту, составляют 6 873 970 руб. от общей начальной (максимальной) стоимости контракта.
Отнесение объектов, на которых планируется выполнение работ, к объектам капитального строительства не обязывает Заказчика устанавливать требование об наличии у участника закупки членства в СРО в области капитального строительства в извещении.
Установление членства в СРО связано с объектом закупки, выполняемыми работами, к которым, согласно Техническом заданию, работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не относятся.
Присутствующие при рассмотрении жалобы представители Заказчика не опровергли данный довод.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения нарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах довод жалобы признан обоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЮМАКС" на действия ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" при проведении конкурса в электронной форме N 0360100011824000014 "Выполнение работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций, связанных со стихийными бедствиями или природными явлениями, направленных на осуществление противопаводковых мероприятий и (или) расчистку мелиоративных каналов на объектах: "Магистральный канал Приволжской оросительной системы с сопутствующими сооружениями. Саратовская область, Марксовский и Советский районы" обоснованной в части довода об установлении требования о членстве в саморегулируемой организации.
2. Признать в действиях Заказчика ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ ПО
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" нарушение п.12 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 апреля 2024 г. N 064/06/42-552/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024