Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Научно-производственное объединение "Группа Аванти" на действия ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824002905
"Поставка оборудования (четырёхосевой учебный робот- манипулятор с
модульными сменными насадками) для оснащения детского технопарка "Кванториум" на базе муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Петровска Саратовской области" в 2024 году",
УСТАНОВИЛА:
17.04.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба
ООО "Научно-производственное объединение "Группа Аванти" на действия ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824002905 "Поставка оборудования (четырёхосевой учебный робот- манипулятор с модульными сменными насадками) для оснащения детского технопарка "Кванториум" на базе муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Петровска Саратовской области" в 2024 году".
Из жалобы Заявителя следует, что Единой комиссией нарушены нормы Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в результате признания победителя закупочной процедуры участника аукциона ООО "АЛЬФА-ЭКСПЕРТ", поскольку в проекте контракта отсутствует реестровая запись, подтверждающая страну происхождения товара в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 617).
Представитель Заявителя, присутствующий при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель Заказчика не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представитель уполномоченного учреждения, присутствующий на рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Представитель Победителя не присутствовал при рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
29.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении совместного электронного аукциона N 0860200000824002905 "Поставка оборудования (четырёхосевой учебный роботманипулятор с модульными сменными насадками) для оснащения детского технопарка "Кванториум" на базе муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Петровска Саратовской области" в 2024 году." (далее - Аукцион).
Заказчиком по данному аукциону является управление образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 360 000,00 рублей.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.04.2024 NИЭА1 на участие в закупке было подано 5 заявок, из которых 3 были отклонены, 2 были признаны соответствующими.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства N 617.
В силу положений п. 2 постановления Правительства N 617 для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), которая одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Пунктом 7 постановления Правительства N 617 установлено, что подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г.N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
В соответствии с п. 9 постановления Правительства N 617 установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Согласно пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В силу п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Вместе с тем, Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что на участие в аукционе было подано 5 заявок, 2 из которых содержали реестровые записи из реестра промышленной продукции:
- в составе заявки ООО "АЛЬФА ЭКСПЕРТ" с идентификационным номером
613612 представлена реестровая запись N 7446\3\2023 от 26.01.2024 производителя ООО "Научно-производственное объединение "Группа Аванти". В составе реестровой записи имеется информация о совокупном количестве баллов: 15.
- в составе заявки ООО "Научно-производственное объединение "Группа Аванти" с идентификационным номером 607434 представлена реестровая запись N 7446\3\2023 от 26.01.2024 производителя ООО "Научно-производственное объединение "Группа Аванти". В составе реестровой записи имеется информация о совокупном количестве баллов: 15.
Присутствующий на рассмотрении представитель уполномоченного учреждения пояснил, что согласно приложению N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" установлено, что к поставке необходим Роботманипулятор учебный, что соответствует коду 32.99.53.110-00000002 КТРУ.
Объект закупки по наименованию и коду ОКПД2 соответствует позиции 169 "Оборудование для обучения трудовым процессам" перечня, утвержденного постановлением Правительства N 617.
Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Постановление N 719) содержит следующие требования о подтверждении страны происхождения продукции, соответствующей объекту закупки по коду ОКПД2 и наименованию:
"_31. Для целей осуществления закупок продукции индустрии учебного оборудования и средств обучения и воспитания, классифицируемой кодами по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) из 32.99.53.110, из 32.99.53.120, из 32.99.53.130, из 32.99.53.190, для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и получения мер государственной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в отношении производства и реализации учебного оборудования и средств обучения и воспитания, предусматривающих в качестве требования наличие заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", при производстве учебного оборудования и средств обучения и воспитания необходимо достижение следующего суммарного количества баллов за производство (осуществление) на территории Российской Федерации, указанных в разделе XXVII настоящего приложения технологических операций:
из 32.99.53.110 "Учебно-лабораторный стенд" - не менее 12 баллов; из 32.99.53.110 "Оборудование для обучения трудовым процессам станочное, в
том числе с числовым программным управлением" - не менее 22 баллов; из 32.99.53.120 "Тренажеры для оказания первой помощи - сердечно-легочной реанимации, тренажер для отработки приемов восстановления проходимости верхних дыхательных путей в положении лежа и стоя" - не менее 17 баллов; из 32.99.53.120 "Тренажер сварщика" - не менее 22 баллов; из 32.99.53.130 "Стенд-планшет, стенд-тренажер" - не менее 10 баллов; из 32.99.53.130 "Оборудование для практикума, демонстрационное оборудование и оборудование для проектной деятельности, оборудование для проведения фронтальных лабораторных работ и аттестации, цифровые лаборатории, учебно-методические наборы и конструкторы для изучения основ искусственного
интеллекта и инженерно-космического образования" - не менее 10 баллов; из 32.99.53.130 "Конструктор робототехнический" - не менее 15 баллов; из 32.99.53.190 "Учебный комплект промышленного оборудования и (или) автотранспорта, частей оборудования и (или) автотранспорта, производственных процессов с высокой детализацией конструктивных элементов из металла, работающий от сети" - не менее 10 баллов; из 32.99.53.190 "Дидактические наборы" - не менее 15 баллов_".
На участие в закупке было подано 5 заявок. В заявках участников с идентификационными номерами 613612 (заявка Победителя) и 607434 (заявка Заявителя) присутствовали номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, равно как и информация о совокупном количестве баллов на предлагаемый к поставке товар.
Обоими участниками был предложен к поставке "Четырехосевой учебный робот манипулятор с модульными сменными насадками арт. RUAVG22VER1" Реестровый номер N 10518007. Совокупное количество баллов - 15.
Следовательно, заявки всех остальных участников закупки подлежали отклонению.
При этом, участник закупки с идентификационным номером заявки 613612 сделал наименьшее ценовое предложение, в связи с чем был признан победителем закупки.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель Заявителя пояснил, что ООО "АЛЬФА-ЭКСПЕРТ" не мог предоставить данную реестровую запись, поскольку они являются производителем данной продукции и ведут строгий учет лиц, с которыми ведется сотрудничество.
Комиссия Саратовского УФАС России отмечает, что согласно положениям постановления Правительства N 617 участник закупки должен предоставить номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Таким образом, законодательством о контрактной системе не установлено ограничение в представлении реестровой записи как непосредственно производителем, так и любым иным участником закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок не возлагает на комиссию по осуществлению закупок каких-либо обязанностей, направленных на проверку достоверности представленных участником закупки информации и (или) документов. Исходя из этого, обязанность проверять заявку на наличие недостоверной информации является правом, а не обязанностью комиссии по осуществлению закупок.
Согласно ч.3 ст.94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, соответствие товара извещению о проведении аукциона проводится на стадии приемки результатов заключенного контракта, а не на стадии рассмотрения заявок Единой комиссией.
Так, у Единой комиссии Заказчика по осуществлению закупок отсутствовали правовые основания для отклонения заявки.
Кроме того, одним из доводов жалобы является отсутствие реестровой записи в проекте контракта.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который в том числе, должен содержать: иные документы (при наличии).
Абзацем 2 пункта 9 постановления Правительства N 617 установлено, что номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Таким образом, поскольку номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции отсутствовали в проекте контракта, направленном победителю 15.04.2024 15:25 (МСК+1), Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком подпункта "е" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32 КоАП РФ.
Довод жалобы признан обоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Научно-производственное объединение "Группа Аванти" на действия ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824002905 "Поставка оборудования (четырёхосевой учебный робот- манипулятор с модульными сменными насадками) для оснащения детского технопарка "Кванториум" на базе муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 1 г. Петровска Саратовской области" в 2024 году" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Управления образования администрации Петровского муниципального района Саратовской области нарушение пп. "е" п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 23 апреля 2024 г. N 064/06/51-578/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024