Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" о включении ООО "Региональная строительная компания" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300000323000055 "Строительство объектов инженерной инфраструктуры в пос. Воробьевка" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
17.04.2024 Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Заказчик) представил в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Региональная строительная компания" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0160300000323000055 "Строительство объектов инженерной инфраструктуры в пос. Воробьевка" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
05.12.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 605 700,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2023 NИЭА1 заявка ООО "Региональная строительная компания" (далее- Общество, Исполнитель) признана соответствующей извещению о проведении Аукциона.
26.12.2023 между Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и ООО "Региональная строительная компания" по итогам проведения электронного аукциона заключён контракт N 0160300000323000055 с реестровым номером 3645004916623000053 на выполнение работ по строительству объектов инженерной инфраструктуры в пос. Воробьевка (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по строительству объектов инженерной инфраструктуры в пос. Воробьевка (далее- Объект), в соответствии с в Техническим заданием
(Приложение N1) и Сметой контракта (Приложение N 2), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта и сдать результат работ Заказчику.
В соответствии с п. 2.1 Контракта срок выполнения работ - Подрядчик обязан приступить к выполнению работ с даты заключения Контракта и закончить не позднее 31 мая 2024 года.
Сроки выполнения Подрядчиком видов работ (или) комплекса работ определены графиком выполнения строительно-монтажных работ (далее - График выполнения работ) (Приложение N 4 к Контракту).
Пунктом 2.5.1 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить предусмотренные контрактом работы по Объекту в сроки, предусмотренные контрактом, в соответствии с Графиком выполнения работ, который является приложением N4 к контракту и его неотъемлемой частью/
Согласно п. 2.5.4. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в сроки, установленные контрактом пункт 2.1.
Пунктом 2.5.10.Контракта предусмотрено, что Подрядчик обязуется устранять за свой счет в срок, установленный органом государственного строительного надзора, нарушения, выявленные таким органом .
Согласно п. 2.5.16. Контракта Подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от проектной документации и рабочей документации.
В соответствии с п. 2.6.2. Контракта Подрядчик вправе обращаться к заказчику в порядке, предусмотренном контрактом для направления уведомлений, с уведомлениями, обращениями, требованиями, предложениями и иными сообщениями, связанными с исполнением обязательств сторон по контракту.
Согласно п. 2.7.1. Контракта Заказчик обязуется со дня заключения контракта осуществлять содействие подрядчику в исполнении им своих обязательств по контракту, а также осуществлять действия, позволяющие подрядчику приступить к выполнению работ и своевременно выполнить работы, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление таких действий возложено на заказчика.
Пунктом 2.7.6. Контракта предусмотрено, что Заказчик обязуется проводить самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций экспертизу представленного подрядчиком результата выполненных работ в части его соответствия условиям контракта.
Согласно п. 2.8 Контракта Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых подрядных работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных Подрядчиком материалов, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика;
В соответствии с п. 10.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком Контракта.
03.04.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 03.04.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 16.04.2024.
Присутствующие на рассмотрении представители Заказчика пояснили, что Обществом не выполнены работы, предусмотренные контрактом, а также не исправлены недостатки по выполненным работам.
18.03.2024 Заказчиком была направлена претензия от 15.03.2024 за исх. N 0101-02/283 об устранении недостатков выполненных работ, выявленных при осуществлении строительного контроля на объекте, изложенных в предписании об устранении нарушений от 14.03.2024 ООО "СтройПроект", осуществляющего строительный контроль за исполнением условий Контракта, со сроком устранения до 1 апреля 2024 года.
22.03.2024 и 26.03.2024 с выездом на место сотрудниками комитета по ЖКХ установлено, что Подрядчик не приступал к работам по устранению нарушений, указанных в претензии от 15.03.2024.
Повторно, 27.03.2024 Заказчиком в адрес Подрядчика была направлена претензия N 01-01-02/239 об устранении недостатков в срок до 1 апреля 2024 года.
29.03.2024 Заказчиком на электронную почту Подрядчика было направлено дополнительное соглашение N 1 к Контракту на уменьшение цены Контракта в связи с несоответствием фактически выполненных работ и применением материалов, предусмотренных сметой Контракта.
Согласно письму ООО "Стройпроект" выявлены следующие недостатки:
1. Согласно сметной документацией предусмотрены работы по прокладке водопровода методом ГНБ. Фактически выполненные работы не соответствуют расценке, так как подрядная организация фактически выполнила работы по устройству трубопровода с помощью продавливания без разработки грунта (прокол) на длину: до 50 м, в связи с невозможностью монтажа установки горизонтальнонаправленного бурения в застроенной местности;
2. Марка бетона не соответствует техническому заданию, фактическая марка бетона плиты днища, крышки колодцев и опорных колец составляет В7,5-В10;
3. При выполнении работ по устройству сборных железобетонных колодцев швы между железобетонными изделиями не были заделаны цементнопесчаным раствором, не была выполнена гидроизоляция плиты днища;
4. При монтаже смотровых стендовых колец были допущены отклонения по вертикальности, что поспособствовало образованию зазоров между железобетонными изделиями;
5. Одно стендовое кольцо имеет сквозную трещину, несколько колодцев затоплены грунтовыми водами, кольца люков не закреплены к опорным кольцам.
В повторном письме ООО "Стройпроект" от 03.04.2024 за исх. N 03041/1 указано, что нарушения на указанном объекте не были устранены.
Кроме того, 15.04.2024 посредством ЕИС от Подрядчика поступили документы о приемке.
По результатам выезда на объект 16.04.2024 специалиста ООО "Стройпроект" установлено, что нарушения не были устранены. В документе о приемке, направленном Подрядчиком, выполнены и предъявлены к оплате виды и объемы работ не предусмотренные Контрактом и не согласованные с Заказчиком.
Кроме того, выявленные дополнительные работы не согласовывались и не обсуждались с Заказчиком, указание на погодные условия, которые стали препятствием для выполнения работ, предусмотренных контрактом также не осуществлялось.
Также, 29.12.2023 Подрядчиком было направлено в адрес Заказчика письмо за исх. N 249/23, согласно которому в локально-сметном расчете, по мнению Общества, не учтена позиция выполнения работ подземных инженерных коммуникаций, прокладка методом горизонтального бурения.
Заказчиком на данное письмо был направлен ответ от 22.01.2024 за исх. N 0202-10/1, согласно которому работы по прокладке подземных коммуникаций методом горизонтального направленного бурения учтены в локальном сметном расчете ЛСР N 06-01-01 в пунктах 12-17.
Таким образом, поскольку работы, предусмотренные контрактом не были выполнены, а допущенные недостатки не устранены, то Заказчиком принято решение об одностороннем отказе.
Присутствующие на рассмотрении представители Общества пояснили следующее.
29.12.2023 Обществом впервые было направлено письмо о несоответствии сметного расчета, на что Заказчик ответил о его соответствии установленным нормам.
Обществом повторно 09.02.2024 за исх. N 24/24 направлено письмо, в котором указано, что Подрядчику необходимо выполнить работы по прокладке водопроводных труб, указано, что в проектно-сметной документации не учтена позиция на выполнение работ подземных инженерных коммуникаций, прокладка методом горизонтального бурения.
Кроме того, Общество указывает на необходимость перерасчета позиции ФЕР04-079-01.
Также Подрядчиком выполнены работы в соответствии со сметной документацией ФЕР04-01-085-01. В состав работ вошли: сборка буровой головки, проверка систем буровой установки перед пилотным бурением, пилотное бурение скважины гидробуром с постоянной подачей бурового раствора и непрерывным контролем траектории бурения с использованием локационной системы, разборка и промывка буровой головки, установка расширителя на крайнюю штангу в точке выхода, проверка систем буровой установки перед первым расширением, первое расширение скважины на себя с подачей бурового раствора и наращивания буровых штанг в точке выхода, снятие, очистка и промывка расширителя, установка расширителя на крупную штангу в точке выхода, сцепка расширителя с оголовком трубопровода через вертлюг, протаскивание водопровода на себя с подачей бурового раствора, отсоединение вертлюга от расширителя и трубопровода, снятие, очистка и промывка расширителя, откачка отработанной буровой смеси.
Также Общество отмечает, что в связи с нахождением Саратовской области в паводковой зоне, а именно в период активного паводка, выполнение работ не представлялось возможным.
15.03.2024 Общество от Заказчика была получена претензия с требованием устранить недостатки.
20.03.2024 за исх. N 37/24 Общество направляет письмо, согласно которому Общество указывает, что ряд недостатков исправит в разумные сроки, а именно до 01.04.2024.
Других претензий получено не было.
Представитель Общества на рассмотрении также указал, что у него были все основания, чтобы выполнить все работы, предусмотренные условиями контракта. Работы выполнены на сумму 2 500 449,60, что подтверждается счетом на оплату.
15.04.2024 посредством ЕИС Общество направило документы о приемке, которые Заказчик не принял, разместив мотивированный отказ, в связи с тем, что имеются отступления в работе от условий контракта (Приложение N2 - смета контракта), недостатки результата работы в установленный заказчиком в разумный срок не были устранены подрядчиком (ч. 3 ст. 723 Гражданского Кодекса Российской Федерации)
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что ООО "Региональная строительная компания" не обжаловало положения извещения о проведении Аукциона, не оспаривало обоснование начальной (максимальной) цены контракта и не направляло запрос о даче разъяснений положений Извещения о проведении Аукциона.
Напротив, подавая заявку на участие в аукционе ООО "Региональная строительная компания" в соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о контрактной системе выразило согласие на выполнение работ по контракту на условиях, предусмотренных Извещением о проведении Аукциона.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Аналогичные выводы изложены в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23.07.2020 N Ф06-62165/2020 по делу N А65-26622/2019
Принимая решение об участии в закупочной процедуре, Общество в контексте ст. 8 ГК РФ приняло на себя все риски, связанные с осуществлением таких действий и последующей оценкой ее действий антимонопольным органом для решения вопроса о включении/не включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Таким образом, Обществом в срок, предоставленный законодательством о контрактной системе, не устранило выявленные недостатки, доказательств совершения действий, направленных на исполнение Контракта в полном объеме в подтверждение своей добросовестности не представило, равно как и не представлено доказательств невозможности выполнения работ по Контракту.
Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Общества как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В связи с тем, что ООО "Региональная строительная компания"не исполнило обязательства, предусмотренные Контрактом, информация о ООО "Региональная строительная компания" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" в отношении ООО "Региональная строительная компания" включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Региональная строительная компания" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 24 апреля 2024 г. N 64-90
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024