Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ФБУ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ ИМ. Б.А. ДУБОВИКОВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" на действия Заказчика ФКУН РОССИЙСКИЙ ПРОТИВОЧУМНЫЙ ИНСТИТУТ "МИКРОБ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА при проведении электронного аукциона N0360100026224000127 "Оказание услуг по поверке приборов для проведения ПЦР в режиме реального времени (Санитарный щит- Секвенирование)",
УСТАНОВИЛА:
17.04.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ФБУ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ ИМ. Б.А. ДУБОВИКОВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" на действия Заказчика ФКУН РОССИЙСКИЙ ПРОТИВОЧУМНЫЙ ИНСТИТУТ "МИКРОБ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА при проведении электронного аукциона N0360100026224000127 "Оказание услуг по поверке приборов для проведения ПЦР в режиме реального времени (Санитарный щит- Секвенирование)" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком сформировано извещение, нарушающее положения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-Закон о контрактной системе) в части установления преимущества для субъектов малого предпринимательства (далее-СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций согласно ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
04.04.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является ФКУН РОССИЙСКИЙ ПРОТИВОЧУМНЫЙ ИНСТИТУТ "МИКРОБ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 573 333,20 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В приложении "ТЗ поверка новая редакция" к извещению о проведении Аукциона Заказчиком дана следующая краткая характеристика услуг (объекта):
"Оказание услуг по поверке приборов для проведения ПЦР в режиме реального времени (далее - поверка СИ) в соответствии с требованиями ФЗ от 26.06.2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", приказом Минпромторга от 31.07.2020 г. N 2510 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" и нормативными документами, утвержденными по результатам государственных испытаний при утверждении типа средств измерений в соответствии с техническим заданием.
N пп |
Наименование средств измерений (СИ), тип, модификация |
Колво, шт. |
Вид измерений |
Вид поверки |
Период поверки |
1. |
Прибор для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени RotorGene Q |
16 |
измерение физико - химических величин |
периодическ ая |
Октябрь 2024 г. |
2. |
Оптический модуль CFX 96 амплификатора C1000 Touch Thermal Cycler |
4 |
измерение физико - химических величин |
периодическ ая |
Октябрь 2024 г. |
6. Требования к Исполнителю
6.3. Принадлежность Исполнителя к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям".
Согласно п.14 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно ч.3 ст.30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В печатной форме извещения Заказчиком также установлено: "Преимущества и требования к участникам: Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ".
Согласно доводу жалобы, приборы, установленные Заказчиком в описании объекта закупки, которые подлежат непосредственно поверке, включены в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии. В связи с этим установление Заказчиком преимуществ для СМП неправомерно, так как СМП не может быть государственным региональным центром метрологии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии" (далееПостановление Правительства N250) утверждён перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.
Согласно п.48 данного перечня к таким средствам измерения относятся средства измерения, применяемые при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с Приказом Росстандарта от 07.11.2013 N 1304 "Об утверждении перечня типов средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений федеральными бюджетными учреждениями - государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, находящимися в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющими поверку средств измерений по регулируемым ценам" (далееПриказ Росстандарта N1304) утверждён перечень типов средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений федеральными бюджетными учреждениями - государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, осуществляющими поверку средств измерений по регулируемым ценам, согласно приложению.
Согласно п.63 указанного перечня к таким средствам измерения относятся анализаторы жидкости флуориметрические.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым указанные в описании объекта закупки приборы не являются анализаторами жидкости флуориметрическими, а также ФКУН РОССИЙСКИЙ ПРОТИВОЧУМНЫЙ ИНСТИТУТ "МИКРОБ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА не осуществляется федеральный государственный санитарно-эпидемиологического надзор, в связи с чем указанные нормативно-правовые акты не применимы к данной закупке.
С данными пояснениями нельзя согласиться в связи со следующим.
Согласно п.1.1 Приказа Роспотребнадзора от 01.04.2015 N 274 "Об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора" (вместе с "Положением Об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора") (далее-Приказ Роспотребнадзора N274) система противочумных учреждений Роспотребнадзора предназначена для научнометодического и практического обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, направленного на предупреждение возникновения и распространения (далее - профилактики) чумы, других особо опасных, природно-очаговых, зоонозных инфекционных заболеваний и санитарную охрану территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1.3 Приказа Роспотребнадзора N274 в систему противочумных учреждений Роспотребнадзора входят: противочумный центр Роспотребнадзора, противочумные станции Роспотребнадзора, научноисследовательские противочумные институты Роспотребнадзора (приложение 1 к Положению об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора).
Согласно приложению 1 к Положению об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора к перечню учреждений, входящих в систему противочумных учреждений Роспотребнадзора относится в том числе Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Российский научноисследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора.
Таким образом, Заказчик относится к структуре учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих федеральный государственный санитарноэпидемиологического надзор.
Согласно приложению к свидетельству N68582 об утверждении средств измерений на прибор для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени Rotor-Gene Q, метод измерений, реализуемой в приборах, основан на измерении с помощью оптического детектора флуоресцентного сигнала, испускаемого в ходе полимеразной цепной реакции под воздействием излучения возбуждения, в каждом цикле температурно-кинетической амплификации молекул ДНК, с использованием в ПЦР смеси специфических олигонуклеотидов-затравок, неклеотидтрифосфатов и фермента полимеразы.
Согласно приложению к свидетельству N72244 об утверждении типа средств измерений на оптический модуль CFX 96 амплификатора C1000 Touch Thermal Cycler, принцип действий модулей основан на измерении флуоресцентного сигнала, испускаемого в ходе полимеразной цепной реакции под воздействием излучения возбуждения в каждом цикле температурно-кинетической амплификации молекул ДНК.
Таким образом, исходя из описания методов измерения по данным приборам, принцип их действия основан на флуориметрии.
Представитель Заказчика пояснил, что указанные приборы направлены на анализ жидкости.
Заказчиком в ходе рассмотрения жалобы не представлено доказательств, что включенные в описание объекта закупки приборы не относятся к анализаторам жидкости флуориметрическим.
Таким образом, Заказчик, установив в извещении преимущество для участия в закупки исключительно СМП, нарушил положения Постановления Правительства N250 и Приказа Росстандарта N1304, которыми предусмотрено, что данные приборы относятся к средствам измерения, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.
При таких обстоятельствах довод жалобы признан обоснованным. В действиях Заказчика содержится нарушение ч.3 ст.33, п.14 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ФБУ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ ИМ. Б.А. ДУБОВИКОВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ" на действия Заказчика ФКУН
РОССИЙСКИЙ ПРОТИВОЧУМНЫЙ ИНСТИТУТ "МИКРОБ"
РОСПОТРЕБНАДЗОРА при проведении электронного аукциона N0360100026224000127 "Оказание услуг по поверке приборов для проведения ПЦР в режиме реального времени (Санитарный щит- Секвенирование)" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика ФКУН РОССИЙСКИЙ
ПРОТИВОЧУМНЫЙ ИНСТИТУТ "МИКРОБ" РОСПОТРЕБНАДЗОРА нарушение ч.3 ст.33, п.14 ч.1 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 24 апреля 2024 г. N 064/06/42-581/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2024