Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее -Инспекция) в составе:
руководитель Инспекции:
члены Инспекции:
в присутствии представителей Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия - ------
в результате проведения внеплановой проверки в период с 25 марта 2024 года по 18 апреля 2024 года соблюдения Министерством социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия (далее - Заказчик) требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000324000350 на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в целях социального обеспечения (далее - Конкурс) в соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказов Мордовского УФАС России "О проведении внеплановой проверки в отношении Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия" от 22.03.2024 года N 42/24, "О продлении срока проведения внеплановой проверки в отношении Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия" от 05.04.2024 года N 52/24,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 10.03.2024 года поступила информация от ООО "Экспертная Компания" о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе, выразившееся в не установлении Заказчиком требований о наличии сведений об участниках закупки в реестре туроператоров в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Инспекция Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Конкурса размещено государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 20.02.2024 года 17:06 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 17 094 000 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 11.03.2024 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 13.03.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 14.03.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.04.2024 года N 27-ОКЭФ-24/ОУ по окончании указанного в извещении о проведении электронного конкурса срока подачи заявок 09:00 11.03.2024 года поступила единственная заявка на участие в электронном конкурсе под идентификационным номером 53270, признанная не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. На основании пункта 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронный конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 2571).
Согласно позиции 35 раздела VI приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571 установлено, что на услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению участнику закупки необходимо иметь наличие опыта исполнения договора, предусматривающего оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению.
Объектом закупки по Конкурсу является - оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в целях социального обеспечения. Между тем установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 35 раздела VI приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571.
Из описания объекта закупки, проекта контракта следует, что целью закупки является лечение детей-инвалидов с заболеваниями "детский церебральный паралич", синдром Дауна, "аутизм" в различных формах в части предоставления санаторно-курортного лечения. Предусмотрено оказание медицинских услуг по следующим профилям: педиатрия, неврология, кардиология, ревматология-ортопедия, пульмонология (пункт 10 описания объекта закупки).
Пунктом 3 статьи 40 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
На основании статьи 15 Федерального закона от 23.02.1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, должны иметь статус лечебно-профилактических организаций и функционировать на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 5 Порядка организации санаторно-курортного лечения, утвержденного Приказом Минздрава России от 05.05.2016 года N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" санаторно-курортное лечение осуществляется в следующих организациях: санаториях; санаториях для детей, в том числе для детей с родителями; санаториях-профилакториях; курортной поликлинике; грязелечебнице; бальнеологической лечебнице; санаторном оздоровительном лагере круглогодичного действия.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ Р 52887-2018. "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления" (далее - ГОСТ Р 52887-2018) отдых детей и их оздоровление - это совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, занятие физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Под организацией отдыха детей и их оздоровления понимается организация сезонного или круглогодичного действия, независимые от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления. К организациям отдыха детей и их оздоровления относятся загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря, санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные, туристические, эколого-биологические, творческие, историко-патриотические, технические, краеведческие и др.), созданные при организациях социального обслуживания, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях (пункт 3.3 ГОСТ Р 52887-2018).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что оказание услуг по санаторно-курортному лечению и услуги по организации отдыха детей и их оздоровлению имеют разные цели, являются различными видами услуг, а также имеют различный порядок оказания услуг.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении извещения о проведении Конкурса дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 35 раздела VI приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации N 2571.
Также Инспекция Мордовского УФАС России проанализировав документы по закупке, описание объекта закупки приходит к выводу о том, что Заказчиком верно не установлено требование о наличии сведений об участниках закупки в реестре туроператоров в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", так как целью закупки является лечение детей-инвалидов с заболеваниями "детский церебральный паралич", синдром Дауна, "аутизм" в различных формах в части предоставления санаторно-курортного лечения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000324000350 на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления в целях социального обеспечения нарушением пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с тем, что закупка признана несостоявшейся.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 18 апреля 2024 г. N 013/06/99-209/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024