Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок , заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - МКУ Новосибирского района Новосибирской области "УК ЕЗ ЖКХС": - (по доверенности), - (по доверенности),
в присутствии представителей исполнителя - ООО "Графика-инжиниринг": - (по доверенности), - (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение МКУ Новосибирского района Новосибирской области "УК ЕЗ ЖКХС" о включении сведений об ООО "Графика-инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного с ООО "Графика-инжиниринг" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке ПСД с получением положительного заключения экспертизы "Скважина с установкой блочного модуля химводоочистки в п. Железнодорожный" (извещение N 0351300298323000014),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение МКУ Новосибирского района Новосибирской области "УК ЕЗ ЖКХС" о включении сведений об ООО "Графика-инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного с ООО "Графика-инжиниринг" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке ПСД с получением положительного заключения экспертизы "Скважина с установкой блочного модуля химводоочистки в п. Железнодорожный" (извещение N 0351300298323000014).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
10.02.2023 г. заказчиком с ООО "Графика-инжиниринг" был заключен контракт на выполнение работ по разработке ПСД с получением положительного заключения экспертизы "Скважина с установкой блочного модуля химводоочистки в п. Железнодорожный".
В соответствии с п. 3.3 контракта срок выполнения работ подрядчиком по контракту в полном объеме - с даты заключения муниципального контракта с учётом прохождения экспертизы, по 06.03.2024 г. (в редакции дополнительного соглашения от 17.12.2023 г.). Таким образом, 07.03.2024 г. результат работ должен был быть передан заказчику.
В ходе исполнения контракта заказчиком регулярно запрашивалась информация о ходе выполнения работ, сроков выполнения работ, осуществлялся контроль за ходом и качеством выполняемых работ, направлялись замечания к проектно-сметной документации, направлялись претензии по исполнению обязательств в ходе исполнения контракта.
По состоянию на 29.03.2024 г. проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы заказчику не передана.
29.03.2024 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.03.2024 г. данное решение было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 29.03.2024 г., следовательно, 29.03.2024 г. подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
08.04.2024 г. подрядчик разместил в ЕИС письмо с указанием причин приведших к нарушению срока выполнения работ, а так же с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон. Вместе с тем, ввиду отсутствия оснований, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.03.2024 г. заказчиком не было отменено.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 09.04.2024 г.
ООО "Графика-инжиниринг" направило в адрес Новосибирского УФАС России пояснения следующего содержания.
ООО "Графика-Инжиниринг" сообщило, что разработало проектную документацию, предусмотренную условиями контракта. Проведены инженерные изыскания, предусмотренные контрактом.
07.12.2023 г. между сторонами было заключено дополнительное соглашение к контракту, в котором стороны установили, что контракт действует до 31.12.2024 г., а работы должны быть выполнены в соответствии с графиком N 1 к дополнительному соглашению.
Причиной заключения дополнительного соглашения явилось уменьшение ранее доведенных до заказчика бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств.
Поскольку, как следует из дополнительного соглашения от 07.12.2023 г., инженерные изыскания и проектная документация были разработаны, любые дальнейшие существенные изменения, вносимые в нее, либо в задание (в части изменений, не связанных с действиями подрядчика), фактически приводят к полной переработке проектной документации.
Подобные изменения были внесены заказчиком, а именно, заказчиком было принято решение изменить технологию очистки воды.
29.12.2023 г. заказчик, ссылаясь на п. 20 задания на проектирование, указывает, что подрядчику необходимо представить альтернативные варианты водоподготовки, с целью их технико-экономического сравнения.
Вместе с тем, в п. 20 задания на проектирование указано, что технология очистки исходной воды должна обеспечивать её доведение до нормативных показателей, соответствующих СанПиН 1.2.3685-21, по показателям, представленным в прилагаемых протоколах анализов исходной воды. При выборе технологии водоподготовки учитывать "Справочник перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса и учётом оценки риска здоровью населения" (далее - "Справочник"). Разработанную схему (или несколько альтернативных вариантов схем) водоподготовки, предварительные технологические и технико-экономические расчёты в обязательном порядке согласовать с заказчиком.
Примененная технология водоподготовки, предварительные технологические и технико-экономические расчёты были проведены в соответствии ранее предоставленными заказчиком анализами воды. При этом, до 29.12.2023 г. замечаний со стороны заказчика в части технологии водоподготовки заявлено не было.
При этом, в п. 20 задания на проектирование указано, что именно подрядчик выбирает схему и технологию водоподготовки с учетом данных, предоставленных заказчиком. Однако, подрядчик пошел на встречу заказчику и предоставил альтернативные варианты водоподготовки.
09.02.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо о необходимости принять технологические решения, предложенные ООО НПО "Акватех".
Таким образом, заказчик принял решение об изменении применимых схемах водоподготовки и решил внести изменения в ранее разработанную документацию, с учетом технологических решений, предложенных ООО НПО "Акватех".
Вместе с тем, из переписки сторон в период с августа 2023 года по декабрь 2023 года от заказчика не поступало возражений относительно технологических решений.
Вышеуказанные изменения технологии очистки воды повлияли на сроки выполнения работ по контракту.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
1) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
2) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта;
3) поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта или надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из представленных материалов не следует, что нарушение условий контракта стало следствием виновного бездействия, допущенного подрядчиком.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что с учетом того, что ООО "Графика-Инжиниринг" предпринимались меры, направленные на выполнение работ по контракту (подрядчик неоднократно направлял в адрес заказчика запросы о предоставлении информации по вопросам выполнения работ по контракту, выполнил инженерные изыскания, разработал проектно-сметную документацию). Кроме того, с учётом изменения условий контракта, в том числе, изменения технологии очистки воды, у Комиссии Новосибирского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях подрядчика недобросовестного поведения. На заседании Комиссией Новосибирского УФАС представители заказчика подтвердил вышеуказанные обстоятельства.
Кроме того, на заседании комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что 08.04.2024 г. подрядчик направил в адрес заказчика доработанную проектную документацию на рассмотрение и согласование.
Таким образом, на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также на дату вступления указанного решения в силу, выполнение работ не прекращалось подрядчиком.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе, с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, организацией были предприняты необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, таким образом, сведения об ООО "Графика-Инжиниринг" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения МКУ Новосибирского района Новосибирской области "УК ЕЗ ЖКХС" о включении сведений об ООО "Графика-инжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 апреля 2024 г. N 054/06/104-972/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2024