Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок , заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - МКУ Новосибирского района Новосибирской области "УК ЕЗ ЖКХС": - (по доверенности), - (по доверенности),
в присутствии представителей исполнителя - ООО "СибГеоПроект": - (по доверенности), - (по доверенности), - (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение МКУ Новосибирского района Новосибирской области "УК ЕЗ ЖКХС" о включении сведений об ООО "СибГеоПроект" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного с ООО "СибГеоПроект" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке ПСД с получением положительного заключения экспертизы "Строительство водопровода для льготной категории граждан в с. Новошилово с подключением к существующим сетям" (извещение N 0351300298322000262),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение МКУ Новосибирского района Новосибирской области "УК ЕЗ ЖКХС" о включении сведений об ООО "СибГеоПроект" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного с ООО "СибГеоПроект" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке ПСД с получением положительного заключения экспертизы "Строительство водопровода для льготной категории граждан в с. Новошилово с подключением к существующим сетям" (извещение N 0351300298322000262).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
19.12.2022 г. заказчиком с ООО "СибГеоПроект" был заключен контракт на выполнение работ по разработке ПСД с получением положительного заключения экспертизы "Строительство водопровода для льготной категории граждан в с. Новошилово с подключением к существующим сетям".
В соответствии с п. 3.3 контракта срок выполнения работ исполнителем по контракту в полном объеме: с даты заключения муниципального контракта с учётом прохождения экспертизы, не позднее - 30.06.2023 г. Дополнительным соглашением от 14.12.2023 г. срок выполнения работ установлен по 15.03.2024 г., вместе с тем, утвержден график выполнения проектно-изыскательских работ. Таким образом, 16.03.2024 г. результат работ должен был быть передан заказчику.
18.03.2024 г. ГБУ НСО "ГВЭ НСО" направило в адрес заказчика письмо, адресованное исполнителю, об установлении срока проведения экспертизы по 01.04.2024 г., а также о необходимости активизировать работу по устранению замечаний и предоставить в срок до 19.03.2024 г. ответы на замечания экспертов и откорректированную документацию.
25.03.2024 г. ГБУ НСО "ГВЭ НСО" направило в адрес заказчика письмо, адресованное исполнителю о крайне низком проценте готовности инженерно-геодезических изысканий, при этом, как указано в письме, основные проектные решения напрямую зависят от результатов инженерно-геодезических изысканий.
Вместе с тем, подрядчиком обязательства по контракту, в сроки установленные контрактом не выполнены, учитывая ненадлежащее исполнение обязательств и принимая во внимание социальную значимость объекта (водопровод для льготной категории граждан) заказчиком 29.03.2024 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.03.2024 г. данное решение было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 29.03.2024 г., следовательно, 29.03.2024 г. подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
08.04.2024 г. подрядчик направил в адрес заказчика требование об отмене одностороннего отказа от контракта. Вместе с тем, ввиду отсутствия оснований, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 29.03.2024 г. заказчиком не было отменено.
09.04.2024 г. исполнитель разместил в ЕИС документ о приемке, однако, в п. 4.7. контракта установлено, что документ о приемке размещается исполнителем после получения положительного заключения проектной документации ГБУ НСО "ГВЭ НСО".
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 09.04.2024 г.
ООО "СибГеоПроект" направило в адрес Новосибирского УФАС России пояснения следующего содержания.
По мнению подрядчика, причиной расторжения контракта является невыполнение работ по подготовке проектной документации в установленные контрактом сроки, однако полагаем, что указанный срок не был соблюден, поскольку заказчиком было предоставлено ненадлежащее техническое задание, которое впоследствии сторонами неоднократно корректировалось.
Кроме того, подрядчик сообщил, что исходные данные, необходимые для выполнения работ по контракту, были представлены заказчиком не в полном объеме, в частности, правоустанавливающие документы на земельные участки (99 участков) не были представлены в полном объеме.
17.01.2023 г. заказчиком были предоставлены технические условия МУП ЖКХ "Ярковское".
22.02.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика основные технические решения. Вместе с тем только 22.03.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика замечания в части выполненных технических решений.
29.03.2023 г. подрядчик повторно направил в адрес заказчика основные технические решения на согласование.
31.03.2023 г. заказчик согласовал указанные основные технические решения.
21.04.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика на согласование план сетей водопровода, который был согласован заказчиком 02.05.2023 г.
03.05.2023 г. подрядчик повторно направил в адрес заказчика письмо, в котором запросил информацию о правоустанавливающих документах на земельные участки. Правоустанавливающие документы заказчик предоставить не смог, о чём сообщил в письме от 04.05.2023 г. При этом, исходя из ответа следует, что работа по оформлению разрешительных документов на земельные участки заказчиком фактически не проводилась.
14.06.2023 г. подрядчик повторно направил в адрес заказчика письмо о том, что заказчиком не в полном объеме предоставлены технические условия, а также данные необходимые для разработки сметы.
12.07.2023 г. подрядчик направил в адрес заказчика проектную документацию.
19.07.2023 г. подрядчик передал заказчику документы по перечню контракта для согласования и направления на государственную экспертизу проектной документации.
При этом, заказчик был уведомлен еще в марте 2023 года о том, что согласованные им основные технические решения повлекли увеличение объемов работ, в частности, в соответствии с условиями муниципального контракта в целях подключения (технологическое присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения льготной категории граждан была предусмотрена разработка проектно-сметной, рабочей документации на сети водопровода до Д315 мм протяженностью 1738 метров. Вместе с тем, в процессе проектирования протяженность сетей увеличилась. Возникла необходимость установки водопроводной насосной станции 3-й категории, производительность станции, исходя из требуемых нагрузок, составляет 31,67 м3/ч.
23.10.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика письмо, в котором указал на необходимость, с целью обеспечения резервного запаса воды для нужд пожаротушения, при разработке проектно-сметной документации по обозначенному объекту, предусмотреть строительство накопительного резервуара (объем определить расчетом), а также необходимых водопроводных сетей. На данное требование исполнитель ответил отказом, так как для выполнения работ по проектированию в указанной части не было предусмотрено техническим заданием.
07.11.2023 г. заказчик направил в адрес подрядчика технические условия для присоединения к электрическим сетям объекта: "Строительство водопровода для льготной категории граждан в с. Шилово с подключением к существующим сетям". 16.11.2023 г. заказчиком предоставил дополнения к техническим условиям, предоставленным в письме от 07.11.2023 г.
Вместе с тем, скорректированная документация была направлена в государственную экспертизу 13.11.2023 г. Ответ от экспертов был получен только через 76 дней, так как 29.01.2024 г. запрос заказчику по замечаниям экспертов был направлен подрядчиком 31.01.2024 г.
14.02.2024 г. заказчик направил в адрес подрядчика необходимые эксперту документы для снятия замечаний по второму питанию проектируемых сетей.
15.03.2024 г. весь комплект проектной документации, скорректированной по повторным замечаниям был загружен на сайт экспертизы.
Кроме того, дополнительным соглашением N 2 от 17.10.2023 г. заказчиком была увеличена стоимость проведения работ, а также предоставлено подрядчику измененное техническое задание.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
1) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
2) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта;
3) поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта или надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из представленных материалов не следует, что нарушение условий контракта стало следствием виновного бездействия, допущенного подрядчиком.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что с учетом того, что ООО "СибГеоПроект" предпринимались меры, направленные на выполнение работ по контракту (подрядчик неоднократно направлял в адрес заказчика запросы о предоставлении информации по вопросам выполнения работ по контракту, выполнены инженерные изыскания). Кроме того, с учётом неоднократного изменения условий контракта, а также с учётом того, что исходные данные не были представлены в полном объеме, у Комиссии Новосибирского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях подрядчика недобросовестного поведения. На заседании Комиссией Новосибирского УФАС представитель заказчика подтвердил вышеуказанные обстоятельства.
Кроме того, на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также на дату вступления указанного решения в силу, выполнение работ не прекращалось подрядчиком.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе, с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, организацией были предприняты необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, таким образом, сведения об ООО "СибГеоПроект" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения МКУ Новосибирского района Новосибирской области "УК ЕЗ ЖКХС" о включении сведений об ООО "СибГеоПроект" в реестр недобросовестных поставщиков отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 17 апреля 2024 г. N 054/06/104-953/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2024