Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Максимейко Е.В. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
заказчика - министерства цифрового развития и связи Новосибирской области: (по доверенности), (по доверенности),
уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис": (по доверенности), (по доверенности),
подателя жалобы - ООО "Крафт-толк": (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "Крафт-толк" на действия заказчика - министерства цифрового развития и связи Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении открытого конкурса N 0851200000624001827 на оказание услуг по модернизации государственной информационной системы Новосибирской области "Система голосового самообслуживания", начальная (максимальная) цена контракта 5 650 000,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Крафт-толк" с жалобой на действия заказчика - министерства цифрового развития и связи Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении открытого конкурса N 0851200000624001827 на оказание услуг по модернизации государственной информационной системы Новосибирской области "Система голосового самообслуживания".
В соответствии с извещением о проведении закупки, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 25.03.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке 15.04.2024;
3) на участие в закупке подано 2 заявки, в результате рассмотрения заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении закупки.
Суть жалобы ООО "Крафт-толк" заключается в следующем.
1. Податель жалобы считает, что из положений описания объекта закупки не представляется возможным оценить необходимость привлечения третьих лиц, либо объём и тип прав, передача которых должна быть обеспечена от третьих лиц (в сторону заказчика, либо исполнителя) для исполнения работ, описанных в описании объекта закупки, что не позволяет оценить возможность выполнения требований извещения о закупке в установленные в план-графике сроки.
ООО "Крафт-толк" считает, что в описание объекта закупки необходимо указать владеет ли заказчик исходным кодом на систему и её компоненты, либо указать источник возникновения прав, тип и объём этих прав со ссылкой на правоустанавливающие документы на программное обеспечение, используемое при создании системы.
2. По мнению подателя жалобы, в описании объекта закупки отсутствует достаточное описание системы голосового самообслуживания, не приведен перечень документации, описывающей систему в соответствии с пп.2.5 и пп.2.6 приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 17.12.2020 N 715 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем" (далее - Приказ Минцифры России N 715), а именно:
документация на систему и её части (техническая и рабочая) должна содержать исчерпывающее описание принятых проектных решений в объёме, достаточном для её дальнейшего развития и эксплуатации;
техническая и рабочая документации должна содержать описание разработанных результатов работ, в том числе, программ для ЭВМ, прикладных программных интерфейсов, алгоритмов и протоколов информационного взаимодействия, технических требований, спецификаций и форматов обмена данными для взаимодействия с другими информационными системами, в объёме, достаточном для их установки, настройки, эксплуатации и развития в дальнейшем без привлечения подрядчика (исполнителя).
ООО "Крафт-толк" считает, что описание объекта закупки не содержит сведений о существующих правах на систему и её программное обеспечение, их объёме и основаниях их возникновения, в связи с чем невозможно получить информацию об используемом стороннем программном обеспечении в общем доступе, либо по запросу к правообладателю. Таким образом, не представляется возможным определить требуемые для выполнения работ технические компетенции, а также объём трудозатрат привлекаемых специалистов.
На основании изложенного, податель жалобы считает, что отсутствие в описании объекта закупки вышеуказанной информации ведет к ограничению количества участников закупки, что нарушает положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Министерство цифрового развития и связи Новосибирской области и ГКУ НСО "УКСис" в возражениях на жалобу ООО "Крафт-толк" сообщили следующее.
В соответствии с разделом 4 описания объекта закупки права на ГИС НСО "СГС" принадлежат министерству цифрового развития и связи Новосибирской области. Заказчик обладает всеми необходимыми правами на систему для осуществления услуг по контракту.
В указанном разделе также содержатся наименования серверного и клиентского ПО, используемые языки программирования, а также протоколы взаимодействия. В разделе 4.2 описания объекта закупки указан перечень используемых модулей ГИС НСО "СГС".
Кроме того, сведения о ГИС НСО "СГС" в соответствии с Постановлением администрации Новосибирской области от 06.02.2009 N55-па "О реестре государственных информационных систем Новосибирской области" размещены в открытом доступе.
Так, системе присвоен реестровый номер 100234, а также сформирован паспорт, в котором указаны, в том числе, программные средства на базе которых развернута ИС: свободно распространяемое ПО CentOS7.2 (п.27 паспорта), кроме того, указаны реквизиты и ссылки на все государственные контракты, в рамках исполнения которых система создавалась и модернизировалась, а также осуществлялись расходы на её эксплуатацию и содержание (п.35, п.36 паспорта).
ГИС НСО "СГС" находится в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реестровый номер 11115 от 20.07.2021. Данная информация также указана в п.44 паспорта системы.
Согласно сведениям Реестра российского программного обеспечения, правообладателем программного обеспечения является ООО "Лексиком" (ИНН 9731065916).
В разделе Реестра, содержащем сведения о программном обеспечении, размещена в свободном доступе документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации.
Согласно ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
По данному конкурсу участники закупки направили 6 запросов на разъяснение положений извещения. "ООО "Крафт-Толк" такой запрос не направляло, следовательно, по мнению уполномоченного учреждения, положения конкурсной документации были понятны участнику закупки.
ГКУ НСО "УКСис" считает, что ООО "Крафт-Толк" ошибочно трактует нормы Приказа Минцифры России N 715.
Данным приказом предусмотрены типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем.
Согласно пунктам 2.5, 2.6 Приказа Минцифры России N 715 документация на систему и ее части (техническая и рабочая) должна содержать исчерпывающее описание принятых проектных решений в объёме, достаточном для её дальнейшего развития и эксплуатации.
Техническая и рабочая документация должны содержать описание разработанных результатов работ, в том числе, программ для ЭВМ, прикладных программных интерфейсов, алгоритмов и протоколов информационного взаимодействия, технических требований, спецификаций и форматов обмена данными для взаимодействия с другими информационными системами, в объёме, достаточном для их установки, настройки, эксплуатации и развития в дальнейшем без привлечения подрядчика (исполнителя).
Таким образом, пункты 2.5, 2.6 Приказа Минцифры России N 715, на которые сослался податель жалобы, относятся к условиям контрактов о порядке предоставления (передачи) результатов выполнения работ заказчику. Указанные пункты типовых условий регламентируют объём и содержание технической и рабочей документации, которые исполнитель обязан передать заказчику по итогам выполнения работ по контракту, и не относятся к порядку формирования описания объекта закупки.
Кроме того, указанные выше требования к исполнителю в полном объеме предусмотрены проектом контракта (пункты 5.17, 5.18), размещенном в составе извещения о закупке.
В соответствии с ч.12 ст.8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утверждённые до дня вступления в силу названного Закона, применяются до утверждения Правительством Российской Федерации типовых условий контрактов в соответствующей сфере в части, не противоречащей Закону о контрактной системе.
Таким образом, после 01.01.2022 (и до утверждения Правительством Российской Федерации новых типовых условий) сохраняют свою силу и подлежат применению условия, содержащиеся в ранее утверждённых федеральными органами исполнительной власти типовых контрактах и типовых условиях контрактов, за исключением условий, которые прямо противоречат действующим положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, заказчик и ГКУ НСО "УКСис" считают, что в рамках данной закупки правомерно предусмотрены условия проекта контракта, соответствующие требованиям приказа Минцифры России N 715.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путём проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 данного Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при формировании описания объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что описанием объекта закупки предусмотрено, что права на ГИС НСО "СГС" принадлежат министерству цифрового развития и связи Новосибирской области. Заказчик обладает всеми необходимыми правами на систему для осуществления услуг по контракту.
В указанном разделе также содержатся наименования серверного и клиентского ПО, используемые языки программирования, а также протоколы взаимодействия. В разделе 4.2 описания объекта закупки указан перечень используемых модулей ГИС НСО "СГС".
Кроме того, сведения о ГИС НСО "СГС" в соответствии с Постановлением администрации Новосибирской области от 06.02.2009 N55-па "О реестре государственных информационных систем Новосибирской области" размещены в открытом доступе.
Так, системе присвоен реестровый номер 100234, а также сформирован паспорт, в котором указаны, в том числе, программные средства на базе которых развернута ИС: свободно распространяемое ПО CentOS7.2 (п.27 паспорта), кроме того, указаны реквизиты и ссылки на все государственные контракты, в рамках исполнения которых система создавалась и модернизировалась, а также осуществлялись расходы на её эксплуатацию и содержание (п.35, п.36 паспорта).
Также с учетом пояснений заказчика, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что язык программирования РНР (предусмотренный данной закупкой) относится к скриптовым языкам программирования, что означает отсутствие необходимости при модернизации системы использовать исходные коды на всю ГИС НСО "СГС". Кроме того, модернизация по данной закупке касается разработки интеграций с другими внешними информационными системами, что не требует доработки ядра ГИС НСО "СГС".
Относительно довода подателя жалобы о невозможности определить требуемые для выполнения работ технические компетенции, а также объём трудозатрат привлекаемых специалистов, Комиссия Новосибирского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
По общему правилу, предусмотренному ст.780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Согласно п.7.3.4 проекта контракта исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязанностей по контракту третьих лиц - соисполнителей, обладающих специальными навыками, знаниями, квалификацией.
Если в ходе исполнения контракта потребуется передача охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, исполнитель согласно п.7.4.3 проекта контракта обязан согласовать с заказчиком необходимость использования охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат третьим лицам, а также их объём и порядок приобретения.
Из изложенного следует, что заказчик, формируя описание объекта закупки, не может спрогнозировать необходимость привлечения третьих лиц, а также объём такого привлечения. Все возможные трудозатраты рассчитываются участниками закупки самостоятельно на основании сведений, содержащихся в описании объекта закупки.
Таким образом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, с учетом пояснений уполномоченного учреждения и заказчика, описание объекта закупки содержит достаточно информации для оценки возможности и целесообразности участия в данном открытом конкурсе. Доводы жалобы не нашли подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данной закупки, а также действий единой комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Крафт-толк" на действия заказчика - министерства цифрового развития и связи Новосибирской области и уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении открытого конкурса N 0851200000624001827 на оказание услуг по модернизации государственной информационной системы Новосибирской области "Система голосового самообслуживания" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии Е.В. Максимейко
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 18 апреля 2024 г. N 054/06/33-988/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024