Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Иванов С.А. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Хорзова О.Е. |
- начальник отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
Чепурная Е.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
в отсутствие представителей МКУ г. Тогучина "Единая служба обеспечения жизнедеятельности населения" (уведомлено надлежащим образом),
в присутствии директора ООО ЧОО "Альтаир" Казакова Андрея Геннадьевича, представителя ООО ЧОО "Альтаир" по доверенности Багдасарова Константина Георгиевича,
рассмотрев в дистанционном режиме обращение заказчика МКУ г. Тогучина "Единая служба обеспечения жизнедеятельности населения" (ИНН 5438000701) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ЧОО "Альтаир" (ИНН 5410086508) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 29.12.2023 N 0151300026323000024 на оказание услуг по охране объекта с кадастровым номером 54:24:010150:436 (Новосибирская область, Тогучинский район, г. Тогучин, ул. Заводская), ИКЗ 233543800070154380100100050028010244,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение заказчика МКУ г. Тогучина "Единая служба обеспечения жизнедеятельности населения" (ИНН 5438000701) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ЧОО "Альтаир" (ИНН 5410086508) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 29.12.2023 N 0151300026323000024 на оказание услуг по охране объекта с кадастровым номером 54:24:010150:436 (Новосибирская область, Тогучинский район, г. Тогучин, ул. Заводская), ИКЗ 233543800070154380100100050028010244.
Из поступившего обращения, а также пояснений ООО ЧОО "Альтаир", представленных в материалы рассматриваемого обращения, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.
Между МКУ г. Тогучина "Единая служба обеспечения жизнедеятельности населения" и ООО ЧОО "Альтаир" был заключен государственный контракт от 29.12.2023 N 0151300026323000024 на оказание услуг по охране объекта с кадастровым номером 54:24:010150:436 (Новосибирская область, Тогучинский район, г. Тогучин, ул. Заводская) (далее - контракт).
Цена контракта - 1 260 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1.1 контракта исполнитель обязуется оказать охранные услуги в срок, предусмотренный контрактом, согласно спецификации (приложение N 1) и техническому заданию (приложение N 2), а заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных контрактом.
По условиям контракта охрана объекта должна осуществляться круглосуточно и непрерывно, согласно п. 1.4 контракта срок оказания услуг в полном объеме: с 00:00 часов 01.01.2024 по 24:00 часа 31.12.2024 (время местное).
Согласно пояснениям заказчика в ходе осуществления контроля за ходом оказания услуг третьего этапа 21.03.2024, 27.03.2024 и 01.04.2024 исполнителю были направлены претензии об отсутствии охраны на объекте.
01.04.2024 заказчик принял и разместил в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта явилось систематическое неисполнение и фактический отказ ООО ЧОО "Альтаир" от исполнения своих обязательств по контракту.
В последующем в ходе осуществления контроля за ходом оказания услуг четвертого этапа заказчиком 09.04.2024 и 12.04.2024 исполнителю направлены претензии об отсутствии охраны на объекте.
Ответом на претензию от 11.04.2024 исполнитель сообщил об оплате штрафов по претензиям от 21.03.2024, 27.03.2024 и 01.04.2024, при этом денежные средства на расчетные счета заказчика не поступали.
12.04.2024 решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
Вместе с тем, ООО ЧОО "Альтаир" не согласно с решением заказчика, считает его необоснованным по следующим основаниям.
В период с января по март 2024 года проблем с исполнением контракта у ООО ЧОО "Альтаир" не возникало, работа выполнялась в штатном режиме, необходимые документы размещались в единой информационной системе.
В марте 2024 года в адрес ООО ЧОО "Альтаир" стали поступать претензии, в которых говорилось об отсутствии охраны на объекте, а также требования об уплате штрафов.
ООО ЧОО "Альтаир" сообщило, что претензии были представлены заказчиком позднее дат, указанных в самих претензиях, непосредственно в соответствующие даты никаких претензий, либо уведомлений в адрес исполнителя не поступало.
Таким образом, ООО ЧОО "Альтаир" с претензиями не согласился, так как охрана на объекте осуществлялась перманентно.
На основании вышеизложенного, ООО ЧОО "Альтаир" просило сведения об обществе в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
По факту расторжения контракта Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в силу п. 3 спецификации (приложение N 1) предусмотрено оказание услуг по охране объекта на 3 этапе исполнения контракта в количестве 744 человека-часов.
Графиком оказания услуг (приложение N 3) предусмотрено, что по 3 этапу предусмотрено круглосуточное оказание услуг (включая рабочие, выходные и праздничные дни), на одном посту охраны, срок оказания услуг с 01.03.2024 по 31.03.2024, срок этапа исполнения контракта с 01.03.2024 по 15.05.2024.
В силу п. 9.2 в случае наличия споров, разногласий и претензий относительно исполнения одной из сторон своих обязательств другая сторона может направить претензию. В отношении всех претензий, направляемых по контракту, сторона к которой адресована претензия, должна дать письменный ответ по существу претензии в срок не позднее 10 (десяти) календарных дней с даты ее получения.
Установлено, что в ходе исполнения 3 этапа контракта заказчиком были составлены претензионные документы, направленные в адрес исполнителя, согласно которым, оказание услуг по охране объекта в течение 15-20, 21-25, 29-30 марта не осуществлялось, при этом сведений и документов, указывающих, что общество возражало на доводы данных претензий, в материалы рассматриваемого обращения не представлено.
Руководствуясь ст. 450.1, п. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч.ч. 8, 9, 12.1, 13 ст. 95 Закона о контрактной системе 01.04.2024 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, данное решение было размещено в единой информационной системе и получено ООО ЧОО "Альтаир".
Вместе с тем, ООО ЧОО "Альтаир" не отказывалось от полного исполнения обязательств по контракту и приступило к исполнению 4 этапа, предусмотренного графиком оказания услуг (приложение N 3).
Однако согласно представленным документам, заказчиком были составлены претензии от 09.04.2024 и 12.04.2024 по факту ненадлежащего исполнения обязательств ООО ЧОО "Альтаир" по 4 этапу контракта.
Так, 12.04.2024 решение заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу, контракт считается расторгнутым.
Таким образом, в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта установлено, что заказчик имел право на односторонний отказ от исполнения контракта, заказчиком соблюдена процедура одностороннего отказа от исполнения контракта.
Оценивая действия ООО ЧОО "Альтаир", направленные на исполнение контракта, Комиссия Новосибирского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила N 1078).
В силу пп. а) п. 13 Правил N 1078 орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. б) п. 13 Правил N 1078 по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в пп. "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных п.п. 14 и 15 названных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 указанных Правил:
- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно п. 2.2 технического задания (приложение N 2) на объекте охраны должны находиться журналы строгой отчетности и вестись записи с указанием времени заступления смены охраны, фамилий дежурных сотрудников, находящихся на охраняемом объекте, произведенных заменах и подменах дежурных лиц, о происшествиях во время дежурства, о времени выхода на обход территории.
В материалы рассматриваемого обращения не представлено сведений и документов, действительно указывающих на факты полного отсутствия охраны объекта в указанные в претензиях заказчика сроки.
В силу ч. 1 ст. 101 Закона о контрактной системе заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе заседания Комиссии представитель ООО ЧОО "Альтаир" пояснил, что в соответствующие даты от заказчика не поступало звонков, и (или) иных уведомлений об отсутствии охраны на объекте.
Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ООО ЧОО "Альтаир" предпринимало действия, направленные на исполнение контракта.
Более того, в материалы рассматриваемого обращения представлена переписка, согласно которой представляется, что стороны предпринимали действия, направление на расторжение контракта по соглашению сторон.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или отказ от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Законом о контрактной системе.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности.
Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Комиссией Новосибирского УФАС России из представленных сведений и документов установлено, что ООО ЧОО "Альтаир" не имело намерений (умысла) отказываться от исполнения контракта, однозначных доказательств, свидетельствующих о намеренном поведении ООО ЧОО "Альтаир, направленном на неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту у Комиссии Новосибирского УФАС России не имеется.
Комиссия Новосибирского УФАС России, руководствуясь ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения МКУ г. Тогучина "Единая служба обеспечения жизнедеятельности населения" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ЧОО "Альтаир" (ИНН 5410086508) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 29.12.2023 N 0151300026323000024 на оказание услуг по охране объекта с кадастровым номером 54:24:010150:436 (Новосибирская область, Тогучинский район, г. Тогучин, ул. Заводская), ИКЗ 233543800070154380100100050028010244, отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
С.А. Иванов |
Члены комиссии |
О.Е. Хорзова
Е.В. Чепурная
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 23 апреля 2024 г. N 054/06/104-1038/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024