Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Студеникин Д.Е. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок , заместитель председателя Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - МКУК Сузунского района "Культурно-досуговое объединение": - (директор),
в присутствии представителя подрядчика - ООО "Экспертность": - (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме обращение МКУК Сузунского района "Культурно-досуговое объединение" о включении сведений об ООО "Экспертность" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного с ООО "Экспертность" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по внесению изменений в проектно-сметную документацию "Капитальный ремонт Сузунского районного Дома культуры имени заслуженного артиста РСФСР А.Д. Заволокина по адресу: НСО, р.п. Сузун, ул. Ленина, 55" (извещение N 0851600006823000256),
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение МКУК Сузунского района "Культурно-досуговое объединение" о включении сведений об ООО "Экспертность" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного с ООО "Экспертность" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по внесению изменений в проектно-сметную документацию "Капитальный ремонт Сузунского районного Дома культуры имени заслуженного артиста РСФСР А.Д. Заволокина по адресу: НСО, р.п. Сузун, ул. Ленина, 55" (извещение N 0851600006823000256).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
20.11.2023 г. заказчиком с ООО "Экспертность" был заключен контракт на на выполнение работ по внесению изменений в проектно-сметную документацию "Капитальный ремонт Сузунского районного Дома культуры имени заслуженного артиста РСФСР А.Д. Заволокина по адресу: НСО, р.п. Сузун, ул. Ленина, 55".
В соответствии с пунктом 3.3 контракта, срок выполнения работ по контракту в полном объеме - до 31.03.2024 г.
Вместе с тем, по состоянию на 05.04.2024 г., в нарушение условий контракта подрядчик обязательства по контракту не исполнил, что является основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
05.04.2024 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.04.2024 г. данное решение было размещено в ЕИС.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч.5 ст.103 данного Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п.1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 05.04.2024 г., следовательно, 05.04.2024 г. подрядчик считается надлежащим образом уведомленным.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, в данном случае - 16.04.2024 г.
ООО "Экспертность" направило в адрес Новосибирского УФАС России пояснения следующего содержания.
В процессе исполнения контракта подрядчик столкнулся с независящими от подрядчика препятствиями в его исполнении, выразившимися в отсутствии у заказчика исходных данных в виде разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 1.7, 2.2-2.7 технического задания, в которую подрядчик должен был вносить изменения в соответствии с условиями контракта.
Для устранения препятствий к исполнению контракта, подрядчик добросовестно уведомил заказчика в соответствии с п. 1 ст. 716 ГК РФ о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению контракта в срок, а также согласился без увеличения стоимости работ, вместо выполнения работ по внесению изменений в проектную документацию, выполнить работы по ее разработке. Более того, в процессе исполнения обязательств по контракту подрядчик для достижения цели исполнения контракта провел визуально-инструментальное обследование здания РДК, с обмерными работами, и обследованием инженерных систем, а также разработал новую проектную документацию, по разделу 3. "Объемно-планировочные и архитектурные решения", разделу 4. "Конструктивные и объемно-планировочные решения", разделу 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" подраздел 1. "Система электроснабжения", разделу 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" подраздел 2. "Система водоснабжения", по разделу 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" подраздел 3. "Система водоотведения", разделу 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений" подраздел 4. "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети".
Кроме того, ООО "Экспертность считает, что заказчик не предпринимал всех зависящих от него мер, направленных на исполнение контракта, а именно, не исполнил обязанность по передаче исходных данных для проектирования, не передавал подрядчику информацию, необходимую для проектирования, запрошенную в письмах подрядчика исх. N 53 от 28.03.2024 г., исх. N 55 от 01.04.2024 г., не исполнил договоренность о продлении срока производства работ по контракту.\
10.04.2024 г. подрядчик обратился к заказчику с письмом исх. N 72 от 10.04.2024 г., в котором ссылался на незаконность и необоснованность решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине неисполнения заказчиком обязательств по передаче исходных данных - проектной документации, в которую необходимо было вносит изменения в соответствии с условиями контракта, а также просил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта отменить.
12.04.2024 г. подрядчик устранил обстоятельства, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, для чего направил в адрес заказчика письмо исх. N 84 от 12.04.2024 г. и разработанную подрядчиком проектную документацию, а также разметил в ЕИС документ о приемке работ в соответствии с пунктами 4.1, 4.2 контракта.
На основании изложенного, подрядчик считает, что сведения об ООО "Экспертность" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил:
1) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
2) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта;
3) поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта или надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из представленных материалов не следует, что нарушение условий контракта стало следствием виновного бездействия, допущенного подрядчиком.
Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что с учетом того, что ООО "Экспертность" предпринимались меры, направленные на выполнение работ по контракту (подрядчик неоднократно направлял в адрес заказчика запросы о предоставлении информации по вопросам выполнения работ по контракту). Кроме того, с учётом того, что 12.04.2024 г. подрядчик направил в адрес заказчика проектную документацию, у Комиссии Новосибирского УФАС России имеются неустранимые сомнения о наличии в действиях подрядчика недобросовестного поведения. На заседании Комиссией Новосибирского УФАС представитель заказчика подтвердил вышеуказанные обстоятельства.
Кроме того, на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также на дату вступления указанного решения в силу, выполнение работ не прекращалось подрядчиком. При этом, заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Следовательно, реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе, с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, организацией были предприняты необходимые и разумные меры с целью исполнения контракта, таким образом, сведения об ООО "Экспертность" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст.95, ст.104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 1078 от 30.06.2021 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения МКУК Сузунского района "Культурно-досуговое объединение" о включении сведений об ООО "Экспертность" в реестр недобросовестных поставщиков отказать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии Д.Е. Студеникин
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 23 апреля 2024 г. N 054/06/104-1045/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024