Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 9636-ЭП/24 от 11.04.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по текущему ремонту специализированной техники для обеспечения уборки внутриквартальных территорий Московского района Санкт-Петербурга (извещение номер 0372200216024000042) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.04.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200216024000042.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 900 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукцион является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Положения ч.ч. 1, 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, носящие универсальный характер, запрещают заказчику включать в извещение о закупке требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к конкретному производителю товара, конкретному участнику закупки, конкретному товару, что коррелирует с установленным в ст. 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок (аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 14.07.2020 N 24-04-08/60923).
Заявитель обжалует включение в описание объекта закупки следующих требований:
"3.2. Услуги оказываются Исполнителем:
3.2.5. Аттестованным квалификационным персоналом, прошедшим обучение на заводах-изготовителях Технических средств, указанных в Приложении N2 к настоящему Контракту, подтверждаемое наличием соответствующих квалификационных сертификатов, отвечающим требованиям, установленным заводами-изготовителями.
3.2.6. Являющимся официальным представителем завода-изготовителя, специализированным сервисным центром по техническому обслуживанию и ремонту в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации Технических средств, указанных в Приложении N2 к настоящему Контракту в г. Санкт-Петербурге и соответствовать требованиям Технических средств, предъявляемым к техническим центрам по выполнению услуг (работ) технического сервиса.
3.13. С момента заключения контракта в течение 2 (двух) рабочих дней Исполнитель обязан предоставить следующие документы:
3.13.1. Документы, подтверждающие квалификацию персонала, прошедших обучение на заводах-изготовителях Технических средств, указанных в Приложении N2 к настоящему Контракту, подтверждаемое наличием соответствующих квалификационных сертификатов, отвечающим требованиям, установленным заводами-изготовителями.
3.13.2. Документы подтверждающие официальное представительство заводов-производителей о том, что Исполнитель является специализированным сервисным центром по техническому обслуживанию и ремонту в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации Технических средств, указанных в Приложении N2 к настоящему Контракту в г. Санкт-Петербурге и соответствовать требованиям Технических средств, предъявляемым к техническим центрам по выполнению услуг (работ) технического сервиса".
Анализ извещения показал, что в нем отсутствуют требования о необходимости предоставления каких-либо документов, подтверждающих наличие квалифицированного персонала на этапе определения подрядчика (исполнителя).
Заказчиком даны следующие пояснения:
"Заказчик является собственником специализированной уборочной техники в количестве 76 единиц. Заказчик в соответствии с Уставом наделено полномочиями по уборке внутриквартальных территорий земель общего пользования Московского района. Специализированная техника для уборки должна быть в рабочем состоянии, при поломках должна быстро и эффективно ремонтироваться в целях недопущения срыва графиков уборки территорий района. Специализированная техника должна ремонтироваться с использованием оригинальных деталей и запчастей, а также квалифицированным персоналом, имеющим опыт в ремонте именно данной техники, с учетом рекомендаций завода-изготовителя.
Так, руководство по эксплуатации трактора Беларус 82.1 содержит 351 страницу, где подробно описаны правила технического обслуживания, ремонта техники, рекомендованные заводом-изготовителем. Согласно руководству по эксплуатации - работа на тракторе, его обслуживание и ремонт должны производиться только работниками, знакомыми со всеми параметрами и характеристиками и информированными о необходимых требованиях безопасности для предотвращения несчастных случаев.
В каждом разделе руководства по эксплуатации имеются указания о том, что ремонтные работы должны производиться только дилерами в специальной мастерской. Так, в руководстве указано - регулировка топливного насоса производится дилером в специализированной мастерской с использованием специального оборудования; демонтаж и установка топливного насоса на двигатель должна производиться только квалифицированным специалистом; регулировка и очистка форсунок должны выполняться только на стенде в специализированной мастерской дилера; для замены фильтра-осушителя необходимо обращаться на специализированную сервисную станцию. Замена производится только с использованием специального оборудования; к работам по обслуживанию и ремонту элементов системы кондиционирования допускается только прошедший специальное обучение персонал и так далее.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1538 утверждены Правила проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием.
Надлежащее состояние, содержание и эксплуатация, своевременность прохождения технического обслуживания специализированной техники Заказчика ежегодно проверяется Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Уборка внутриквартальных территорий земель общего пользования Московского района имеет социально значимый характер, должна обеспечиваться непрерывно. Самоходные машины и трактора являются технически сложными механизмами, таким образом, ремонт и техническое обслуживание должны производиться организацией и персоналом, имеющим навыки по ремонту данного вида специализированной техники.
Указания Заказчиком требований в Техническом задании к Контрактам обусловлено требованиями, в первую очередь, Федерального законодательства, а именно Федерального закона "О самоходных машинах и других видах техники" от 02.07.2021 N 297- ФЗ.
Согласно ст. 11 данного федерального закона, техническое обслуживание и ремонт самоходных машин и других видов техники в целях их содержания в исправном состоянии должны обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию такой техники. Нормы, правила и процедуры технического обслуживания и ремонта самоходных машин и других видов техники устанавливаются заводами-изготовителями с учетом условий их эксплуатации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и предоставляющие услуги по техническому обслуживанию и ремонту самоходных машин и других видов техники, обязаны обеспечивать их проведение в соответствии с установленными нормами и правилами.
Требование документов, подтверждающие квалификацию персонала, прошедших обучение на заводах-изготовителях Технических средств, указанных в Приложении N2 к Контрактам, подтверждаемое наличием соответствующих квалификационных сертификатов, отвечающим требованиям, установленным заводами-изготовителями и документы, подтверждающие официальное представительство заводов-производителей о том, что Исполнитель является специализированным сервисным центром по техническому обслуживанию и ремонту в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации Технических средств указанных в Приложении N2 к Контрактам в г. Санкт-Петербурге и соответствовать требованиям Технических средств предъявляемым к техническим центрам по выполнению услуг (работ) технического сервиса, а также требования о прохождении лицами, непосредственно оказывающими услуги, соответствующей аттестацией устанавливается, как условие для оказания качественно исполняемых услуг.
В соответствии с Техническими заданиями, Исполнитель оказывает услуги по текущему ремонту (далее - услуги) спецтехники (далее - Технические средства) Заказчика, указанной в Приложении N2 "Перечень спецтехники, подлежащей техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту" к настоящему Контракту соблюдая сроки, методику и технологии оказания услуг, установленные заводами-изготовителями.
Кроме того, при исполнении условий Контракта исполнитель должен оказывать услуги в соответствии с рекомендациями по уходу и требованиями, установленными заводами- изготовителями, с использованием средств диагностики, рекомендованных заводами- изготовителями, с использованием технологического оборудования, метрологических средств измерения и инструментов, рекомендованных заводами-изготовителями.
Требования, установленные в Техническом задании к Контракту, адресованы всем участникам закупки, заявлены заблаговременно. Участники закупки надлежащим образом информированы о предъявлении таких требований путем включения соответствующих условий в документацию о закупке".
Заявителем доказательств обратного не представлено.
В связи с чем довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Айвори" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 апреля 2024 г. N 44-1660/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2024