Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ФГБУК "ГМЗ "Павловск" (далее - Заказчик);
при участии представителя ООО "ИНДРА" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10105-ЭП/24 от 16.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку сильнодействующих лекарственных препаратов (извещение N 0372200160724000001),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.01.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку сильнодействующих лекарственных препаратов (извещение N 0372200160724000001) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 225 142,60 рублей.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ИНДРА" заключен государственный контракт N 0372200160724000001-3 от 20.03.2024 на сумму 421 988,64 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 10.3 и 10.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ИНДРА".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию оборудования, входящего в состав систем воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, а также локального оборудования кондиционирования воздуха, размещенных в здании Павловского (Большого) дворца по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, Садовая ул., д. 20, литера А (далее - Услуги).
В соответствии с п.3.2.1 Контракта для выполнения своих обязательств по Контракту Исполнитель обязан в течение 3 (трех) календарных дней с даты заключения Контракта представить Заказчику с сопроводительным письмом:
1) приказ на командированный персонал с указанием цели командировки, а также работников, которым могут предоставляться права выдачи нарядов-допусков и распоряжений, права назначаться ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады, а также работников, имеющих право проведения специальных работ, с подтверждением группы по электробезопасности, (п.46.3. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок;
2) действующие удостоверения (протоколы) на персонал, имеющий право принимать непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также для лиц, являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, (п.2.3.15 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
Письмом от 22.03.2024 N 275 Музей-заповедник "Павловск" предлагал Участнику в срок до 03.04.2024 исполнить свои обязательства по Контракту в части предоставления документов, предусмотренных п.п.3.2.1. Контракта.
По состоянию на 03.04.2024 документы, предусмотренные п.3.2.1. Контракта, и соответствующие требованиям Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок не предоставлены.
На основании вышеизложенного, п. 10.3. и п.10.4. Контракта, ст. 310 ГК РФ, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 03.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
В соотвтствии с п. 3.2.1 Контракта Исполнитель был обязан В течение 3 (трех) календарных дней со дня заключения Контракта представить Заказчику с сопроводительным письмом:
1) приказ на командированный персонал с указанием цели командировки, а также работников, которым могут предоставляться права выдачи нарядов-допусков и распоряжений, права назначаться ответственными руководителями, производителями работ, членами бригады, а также работников, имеющих право проведения специальных работ, с подтверждением группы по электробезопасности. (п.46.3. Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок;
2) действующие удостоверения (протоколы) на персонал, имеющий право принимать непосредственное участие в эксплуатации тепловых энергоустановок, их наладке, регулировании, испытаниях, а также для лиц являющихся ответственными за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок. (п.2.3.15 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок).
Представитель Участника отмечает, что все запрашиваемые документы были предоставлены, но не устроили Заказчика, о чем мы были уведомлены письмом с замечаниями N275, в котором указано, что данные специалисты не подходят так как не аттестованы в Ростехнадзоре.
В установленный заказчиком срок до 03.04.2024 Участник не успел найти подходящих специалистов и Заказчик принял Решение.
В установленный законодательством срок - 10 дней со дня размещения уведомления, специалисты были найдены и все необходимые документы согласно п. 3.2.1 были предоставлены, но Заказчик отказался отзывать уведомление, мотивируя это тем, что данные специалисты были направлены на прохождение аттестации от другой организации и являются третьими лицами что противоречит 3.2.2. Оказывать услуги в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных Контрактом.
Представитель Участника считает, ответ Заказчика не обоснованным в связи с тем, что договоренность об исполнении данных работ была заключена непосредственно с физическими лицами посредством заключение гражданско-правовых договоров, а не с юридическим лицом посредством договора подряда направившим их на аттестацию.
Представитель Участника отмечает, что специалисты являются сотрудниками ООО "Индра", а не третьими лицами.
Участник готов к исполнения Контракта и имеет в штате специалистов прошли экзамен, что подтверждено Ростехнадзором.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Индра" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что что со стороны Исполнителя весь комплекс действий был направлен на исполнение Контракта в установленном порядке, а не на уклонение от его исполнения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что в 10-ти дневный срок, после принятия Решения Заказчиком, Участником были предоставлены необходимые, предусмотренные п. 3.2.1 Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Индра" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Индра" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Индра" (ИНН: 7838502629), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 апреля 2024 г. N РНП-78-613/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024