Резолютивная часть решения оглашена "22" апреля 2024
В полном объеме решение изготовлено "23" апреля 2024 г. Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...> - председатель Комиссии УФАС;
<...> - член Комиссии УФАС;
<...> - член Комиссии УФАС;
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности ООО "Спутник" (ИНН: 7811510742) (далее также - Участник, Поставщик) - <...> (доверенность от 17.04.2024 N 316), представителя ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее также - Заказчик) - <...> (доверенность N 2), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. N 10101-ЭП/24 от 16.04.2024) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.12.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку автомобильных шин для служебного автотранспорта подразделений ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках государственного оборонного заказа, в целях обеспечения государственной программы вооружения на 2024 год (номер закупки 0872100001023000386) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 5 704 205,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.12.2023 NИЭА1 победителем аукциона признано ООО "Спутник", с которым 12.01.2024 заключен государственный контракт N 2324188101232007811529430/0872100001023000386 на сумму 3 077 585,26 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта, Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку автомобильных шин для служебного автотранспорта подразделений ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение к Контракту) в рамках государственного оборонного заказа, в целях обеспечения государственной программы вооружения на 2024 год, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что наименование, общее количество, технические и функциональные характеристики товара, объем (количество), периодичность и сроки поставки товара отдельных этапов исполнения Контракта определены в Спецификации (Приложение к Контракту)..
Согласно пункту 3.1 Контракта, Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику и осуществляет собственными силами погрузо-разгрузочные работы на складе Заказчика по адресу: г. Санкт-Петербург, Профессора Попова, д. 42, в соответствии с этапами, указанными в Приложении к Контракту. Поставка осуществляется по рабочим дням в период с 08-00 часов до 16-00 часов (по местному времени Заказчика). Обеденное время с 12-00 часов до 13-00 часов.
В соответствии с пунктом 5.2. Контракта, Поставщик обязуется:
5.2.1. Поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией.
5.2.2. Передать Заказчику товар и относящиеся к нему документы на условиях настоящего Контракта.
5.2.3. За свой счет и собственными силами в установленные Контрактом сроки осуществить поставку товара, погрузо-разгрузочные работы при доставке товара.
5.2.4. Передать товар Заказчику свободным от любых прав третьих лиц.
5.2.5. Устранить недостатки и дефекты, выявленные при приемке товара, и в течение гарантийного срока, если гарантийные обязательства установлены Контрактом, собственными силами и за счет собственных средств.
5.2.6. В случае недопоставки товара, поставки некачественного товара, восполнить недопоставленное количество товара или заменить товар на качественный за свой счет и собственными силами.
5.2.7. Своевременно в письменной форме предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты поставки товара, предусмотренные Контрактом, результаты отдельного этапа исполнения Контракта.
Согласно пункту 5.3. Контракта, Заказчик вправе:
5.3.1. Требовать от Поставщика надлежащего выполнения обязательств на условиях Контракта.
5.3.2. Требовать от Поставщика своевременного устранения выявленных недостатков товара.
5.3.3. Отказаться от приемки и оплаты товара, не соответствующего требованиям Контракта.
5.3.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 10. Контракта, срок действия, порядок изменения и расторжения Контракта:
10.1. Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в ЕИС и действует до 31.12.2024. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона N 44-ФЗ, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
10.2. Истечение срока действия Контракта не освобождает Стороны от исполнения обязательств, в том числе гарантийных, возникших в период действия Контракта, а также от ответственности за его нарушение.
10.3. Любые изменения и дополнения к Контракту имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными представителями Сторон.
10.4. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством
10.5. В случае одностороннего расторжения Контракта по вине Поставщика, Заказчик не несет обязанности по оплате расходов, понесенных Поставщиком в ходе исполнения Контракта.
10.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 463, ст. 464, ч. 2 ст. 475, ч. 2 ст. 480, ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- отказ Поставщика передать Заказчику товар, принадлежности или документы к нему;
- невыполнение Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;
- поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены до окончательного срока поставки товара, указанного в Контракте;
- неоднократного (два и более) нарушения сроков поставки товара, установленных Контрактом;
- в случае если Поставщик не приступил к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом, или осуществляет обязательства так, что в ходе осуществления которых стало очевидно, что они не будут оказаны надлежащим образом в установленный Контрактом срок;
- в случае если отступления при осуществлении обязательств от условий Контракта или иные недостатки результатов обязательств в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
В случае принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС автоматически с использованием ЕИС направляется Поставщику. Датой поступления Поставщику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Поставщик. Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается надлежащим уведомлением Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Заказчик в день вступления в силу его решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, обращение о включении информации о Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы (при наличии). Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Поставщиком условий Контракта.
10.7. Поставщик со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Процедура направления Заказчику уведомления о решении расторгнуть Контракт аналогична процедуре направления такого решения от Заказчика к Поставщику описанной выше.
Согласно Спецификации (Приложение к Контракту), срок поставки:
1 этап с 01.02.2024 по 20.02.2024;
2 этап с 01.03.2024 по 20.03.2024.
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5.3.4 Контракта, 03.04.2024 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 03.04.2024 Заказчик разместил Решение на ЕИС.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Поставщик был уведомлен надлежащим образом 03.04.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 16.04.2024.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что согласно данным размещенным в ЕИС, Контракт исполнен на 2 533 825,90 руб. из 3 077 585,26 руб., Поставщиком не поставлена 1 позиция по 1 этапу.
В ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России Поставщик представил следующие пояснения:
"Единственным поставщиком товара для ООО "Спутник" в рамках партнёрской программы Ассоциации АСТА является ООО "Евротранс" (договор комиссии N К-26 от 19.06.2014 г. между ООО "Евротранс" и ООО "Спутник" прилагается).
С целью поставки шины 400/70R18 ООО "Евротранс" по заявке Поставщика разместило 11.01.2024 г. у ООО "Протектор.ру" в рамках действующего с ним договора (договор N 160/23 от 29.12.2023 г. со Спецификацией N 01 от 11.01.2024 г. прилагаются) соответствующий заказ и произвело его частичную предварительную оплату, предусмотренную в соглашении сторон (счет на оплату N УТ-3 от 11 января 2024 г. и платежное поручение N 917 от 12.01.2024 г. прилагаются).
Данный заказ был направлен в поставку ООО "Йокохама РУС", которое является российским представительством производителя шин Yokohama Rubber Co., Ltd. Заказ был подтвержден к поставке с завода Trelleborg Wheel Systems Serbia D.O. cо сроком доставки шин на склад российского представителя производителя в Московской области в период 10-15.02.2024 г. Указанные факты подтверждены письмом ООО "Протектор.ру" N 09 от 22.02.2024 г. (прилагается).
В этом же письме ООО "Протектор.ру" информирует, что в связи с ужесточением санкций со стороны недружественных государств товар не может быть вывезен с территории Сербии в Россию. Практика поставок товара свидетельствовала, что до февраля 2024 года продукция производителей из Сербии без особых препятствий поставлялась в Россию. К сожалению, принятие очередного пакета санкций со стороны недружественных государств и связанное с этим усиление контроля за поставками в Россию сделало невозможным оформление таможенных документов для перевозки и пересечения границы в отношении групп товаров, включая заказанные Поставщиком шины, для конечных получателей в Российской Федерации. Данное обстоятельство не позволило до настоящего времени вывезти произведённую по заказу Поставщика шину в Россию".
Поставщик обратился к специализированным поставщикам шин, в ответ на запросы Поставщика, получены письменные ответы от АО "ЕМГ Северо-Запад" (от 26.02.2024 N б/н) и ООО "Спецторгшина" (от 01.03.2024 N б/н) из которых следует, что в настоящий момент отсутствует возможность поставки необходимых шин, а также на рынке отсутствую шины с аналогичными характеристиками иных производителей.
04.03.2024 - письмом исх. N 82 от 04.03.2024 Поставщик сообщил Заказчику об отсутствии необходимых шин, а также предложил варианты поставки за сроками или расторжение Контракта по обоюдному согласию по факту исполненного.
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные сторонами материалы, Комиссия приходит к выводу о том, что Поставщиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу о том, что сведения в отношении Поставщика не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Спутник" (197343, г. Санкт-Петербург, ул. Земледельческая, д. 5 к. 2 лит. а, пом. 37-н (16), ИНН: 7811510742) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 апреля 2024 г. N 078/10/104-519/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024