Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "ДГБ N17 Св. Николая Чудотворца" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Севермед" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10103-ЭП/24 от 16.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку ИМН для инфузий (извещение N 0372200066123000148),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку ИМН для инфузий (извещение N 0372200066123000148) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 734 072,48 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.02.2024 N ИЭА2 победителем Аукциона признано ООО "Севермед".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Севермед" заключен государственный контракт N 03722000661230001480001 от 26.02.2024 на сумму 2 173 587,72 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено его расторжение по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Севермед".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить ИМН для инфузий (далее - Товар).
01.03.2024 Заказчиком была направлена заявка Поставщику на поставку Проводников инфузионных однократного применения в количестве 3000 шт. и Линий инфузионных в различных вариантах исполнения: Линии инфузионные Low Pressure Extension Line, варианты исполнения: Линии инфузионные Low Pressure Extension Line (далее - Линии инфузионные) в количестве 3000 шт.
13.03.2024 Поставщик осуществил поставку Линий инфузионных в количестве 3000 шт., однако поставленный Товар не соответствует характеристикам к данному Товару, установленным в Приложении N 2 к Контракту, а именно: по объему заполнения системы (по Контракту 1,86 мл, у поставленного Товара от 2,5 до 2,7 мл), по общей длине изделия (по Контракту 155 см, у поставленного Товара дли изделия составляет от 150 см до 151 см).
15.03.2024 Заказчиком Поставщику был направлен мотивированный отказ от приемки Товара.
Поставщик сообщил Заказчику в ответ на отказ от приемки товара, что объем заполнения системы составляет 2,79 мл на систему, что соответствует требованиям, указанным в технической документации Заказчика. В значениях показателей Товара, предлагаемого участником, допущена техническая ошибка (указан объем заполнения системы 1,86 мл на 1 м).
По состоянию на 01.04.2024, в нарушение п. 3.1.5 Контракта Поставщиком не заменен Товар на Товар соответствующий условиям Контракта.
Поставщиком нарушены также условия Контракта о сроке поставки Товара, обязательства по поставке Товара по заявке Заказчика от 01.03.2024. Товар поставлен с нарушением сроков.
Согласно ч. 2 ст. 475 Гражданского кодекса РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли- продажи.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Положения абз. 2 ч. 2 ст. 523 ГК РФ допускают односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) в случае существенного нарушения договора одной из сторон; к таким существенным нарушениям со стороны поставщика относится, в частности неоднократное нарушение сроков поставки товаров.
На основании вышеизложенного, п. 12.3. Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 01.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 12.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
01.03.2024 Заказчиком была направлена заявка Поставщику на поставку Товара.
13.03.2024 Поставщик осуществил поставку Линий инфузионных в количестве 3000 шт.
Однако, по мнению Заказчика, поставленный Товар не соответствует характеристикам к данному Товару, установленным в Приложении N 2 к Контракту, а именно: по объему заполнения системы (по контракту 1,86 мл, у поставленного товара от 2,5 до 2,7 мл), по общей длине изделия (по контракту 155 см, у поставленного товара длина изделия составляет от 150 см до 151 см).
15.03.2024 Заказчик направил Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара.
Письмом от 20.03.2024 Поставщик сообщил Заказчику в ответ на отказ от приемки Товара, что объем заполнения системы составляет 2,79 мл на систему длиной 150 см, что соответствует требованиям, указанным в технической документации Заказчика. В значениях показателей Товара, предлагаемого участником закупки при формировании заявки на участие в закупке, допущена техническая ошибка (указан объем заполнения системы 1,86 мл на 1 м).
29.03.2024 Поставщик повторно направил письмо Заказчику в ответ на отказ от приемки Товара, в котором дал разъяснения о том, что объем заполнения системы составляет 2,79 мл на систему длиной 150 см, что соответствует требованиям, указанным в технической документации Заказчика. В значениях показателей Товара, предлагаемого участником закупки при формировании заявки на участие в закупке, допущена техническая ошибка (указан объем заполнения системы 1,86 мл на 1 м). В связи с допущенной технической ошибкой, с целью устранения этой технической ошибки, Поставщик предложил Заказчику заключать дополнительное соглашение к Контракту и просил пересмотреть решение об отказе в приёмке Товара.
02.04.2024 Поставщик направил письмо Заказчику в ответ па отказ от приемки товара (исх. N 10 от 02.04.2024).
В данном письме Поставщик указал, что считает действия Заказчика по принятию решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта незаконными, так как, поставляемый по Контракту Товар, полностью соответствует требованиям, указанным в технической документации Заказчика.
05.04.2024 Заказчик направил в адрес Поставщика письмо (исх. N 02- 563/24-0-0) в ответ на письмо Поставщика (исх. N 10 от 02.04.2024).
В этом ответном письме Заказчик указал, что не находит оснований для удовлетворения просьбы Поставщика на исправление технической ошибки, допущенной Поставщиком при подаче заявки, путём заключения дополнительного соглашения к контракту. В обоснование своего отказа Заказчик сослался на то, что Поставщиком была направлена заявка на участие в Аукционе, содержащая конкретные характеристики предлагаемого Поставщиком Товара к поставке и на основании этого предложил Поставщику осуществить поставку Товара, качество и характеристики которого предусмотрены Контрактом.
27.03.2024 Заказчик направил Поставщику требование об уплате неустойки (пени) за период просрочки с 23.03.2024 по 26.03.2024 на сумму 522,56 рублей.
Поставщик 27.03.2024 на основании платёжного поручения N 58 от 27.03.2024, оплатил Заказчику неустойку (пени) в сумме 522,56 рублей.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Севермед" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что что со стороны Поставщика весь комплекс действий был направлен на исполнение Контракта в установленном порядке, а не на уклонение от его исполнения.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Поставщиком исполнены заявки Заказчика на сумму 489 900,00 рублей.
Также, ООО "Севермед" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "Севермед" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Севермед" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Севермед" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Севермед" (ИНН: 7813182279), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 апреля 2024 г. N РНП-78-611/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.04.2024