Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик):
ООО "Магистральные Автомобильные Дороги" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10114-ЭП/24 от 16.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта: "Шушарская дорога от Петербургского шоссе до Новгородского пр." для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200005820000039),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Комитет) 21.09.2020 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта: "Шушарская дорога от Петербургского шоссе до Новгородского пр." для нужд Санкт-Петербурга (извещение N 0172200005820000039) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 662 833,33 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 22.10.2020 N ППИ1 победителем Аукциона признано ООО "Магистральные Автомобильные Дороги".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Магистральные Автомобильные Дороги" заключен государственный контракт N П-28/2020 от 03.11.2020 (далее - Контракт) на сумму 4 662 823,33 рублей, согласно которому Участник обязался выполнить работы по подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта (далее - ППТ ЛО): "Шушарская дорога от Петербургского шоссе до Новгородского пр." для нужд Санкт-Петербурга (далее - Работы) в срок с даты заключения Контракта по 01.11.2021 (п.п. 2.1, 2.2 Контракта).
Согласно п. 4.1 Контракта, местом выполнения Работ (местом объекта проектирования) является город Санкт-Петербург, Шушарская дорога от Петербургского шоссе до Новгородского проспекта (далее - Объект).
Вместе с тем п. 4.2 Контракта установлено, что результатом Работ по настоящему Контракту является:
- документация по проекту планировки и проекту межевания территории для размещения линейного объекта "Шушарская дорога от Петербургского шоссе до Новгородского пр.", выполненная в соответствии с действующими требованиями нормативных документов и условиями Контракта, получившая согласования в Комитете по градостроительству и архитектуре, Комитете по транспорту, Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитете по энергетике и инженерному обеспечению, Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга, СПб ГКУ "Дирекция по организации дорожного движения Санкт-Петербурга", Управление ГИБДД ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также в иных государственных органах и учреждениях (при необходимости), в том числе указанных в задании Комитета по градостроительству и архитектуре на подготовку документации по планировке территории для размещения линейного объекта (далее - Документация);
- постановление Правительства Санкт-Петербурга об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории для размещения линейного объекта "Шушарская дорога от Петербургского шоссе до Новгородского пр.".
Соглашением от 30.01.2024 о перемене лиц в обязательстве по государственному Контракту права и обязанности государственного заказчика перешли от Комитета к Заказчику.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 5.3.3 Контракта установлено право Подрядчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, являющихся предметом настоящего Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 12.03.2024 ООО "Магистральные Автомобильные Дороги" принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с невозможностью его исполнения по следующим причинам.
Выполняя свои обязательства, Подрядчик письмом от 09.08.2022 N 841 направил в адрес Комитета на согласование документацию по планировке территории в составе проекта планировки и проекта межевания территории Объекта в целях обеспечения дальнейшей процедуры утверждения Документации.
В ответ на запрос Заказчик письмом от 01.09.2022 N 01-15-11506/22-0-1 направил в адрес Подрядчика отказ в согласовании ППТ ЛО, указав на необходимость доработать материалы в соответствии с протоколом Комитета от 26.07.2022.
В соответствии с п. 2 Протокола совещания в Комитете от 26.07.2022 по вопросу завершения работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта "Транспортная развязка на КВЦ "Экспофорум" (Этап 2.2) в районе р. Пулковки", в рамках реализации объекта Шушарская дорога необходимо проработать схему подключения Петербургского шоссе от скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург M11 "Нева" со строительством развязки в разных уровнях на пересечении Шушарской дороги и Петербургского шоссе.
На совещании 23.09.2022 в Комитете по вопросам разработки документации по планировке территорий для размещения линейных объектов принято решение ООО "Магистральные Автомобильные Дороги" проработать вариант планировочного решения устройства развязки в разных уровнях на пересечении Шушарской дороги и Петербургского шоссе.
Подрядчик письмом от 05.10.2022 N 885 (вх. N 01-15-14675/22-0-0 от 07.10.2022) направил в адрес Комитета планировочное решение устройства развязки в разных уровнях на пересечении Шушарской дороги и Петербургского шоссе.
Также Подрядчик письмом от 11.11.2022 N 896 (вх. N 01-15-16727/22-0-0 от 15.11.2022) направил в адрес Комитета запрос с просьбой сообщить принятый вариант планировочного решения устройства пересечения Шушарской дороги и Петербургского шоссе. Однако в адрес Подрядчика ответ от Комитета на письмо от 11.11.2022 N 896 не поступил.
Одновременно с ООО "Магистральные Автомобильные Дороги" в границах Объекта АО "Петербург-Дорсервис" по государственному контракту Санкт-Петербурга от 09.11.2022 N П-19/2022 выполняло работы по подготовке предпроектной документации для размещения линейного объекта "Транспортная развязка на КВЦ "Экспофорум" в районе р. Пулковки" для нужд Санкт-Петербурга. При выполнении работ по контракту специалистами АО "Петербург-Дорсервис" выявлены руинированные остатки каменной церкви, попадающей в границы проектируемой транспортной развязки на пересечении Шушарской дороги и Петербургского шоссе.
Подрядчик письмом от 31.10.2023 N 123/23 (вх. N 01-18-6709/23-3 от 02.11.2023) направил в адрес КРТИ запрос с просьбой подтвердить необходимость обязательного использования в качестве исходных данных при выполнении работ по Объекту материалов и согласований предпроектной документации для размещения линейного объекта "Транспортная развязка на КВЦ "Экспофорум" в районе р. Пулковки", разрабатываемой АО "Петербург-Дорсервис".
Подрядчик письмом от 31.10.2023 N 3110/04 получил от ООО "АГ ПОРТАЛ" схему реконструируемой улично-дорожной сети на участке от Петербургского шоссе до трассы М-11 "Нева" в границах Шушарской дороги.
Переданное проектное решение отличалось от планировочного решения, разработанного ООО "Магистральные Автомобильные Дороги" по Объекту и согласованного с ООО "Перспектива" (предшественником ООО "АГ ПОРТАЛ") 22.02.2022.
Подрядчик письмом от 14.11.2023 N 129/23 (вх. N 01-18-6709/23-4 от 15.11.2023) направил в адрес Комитета запрос с просьбой подтвердить необходимость обязательного использования в качестве исходных данных при выполнении работ по Объекту схемы реконструируемой улично-дорожной сети на участке от Петербургского шоссе до трассы М-11 "Нева" в границах Шушарской дороги, переданной ООО "АГ ПОРТАЛ" письмом от 31.10.2023 N 3110/04 в адрес ООО "Магистральные Автомобильные Дороги".
По состоянию на 12.03.2024 в адрес Подрядчика ответы от Комитета на письма от 31.10.2023 N 123/23 и от 14.11.2023 N 129/23 не поступали.
Комитет по государственному контролю и охране памятников истории и культуры правительства Санкт-Петербурга распоряжением N 123-рп от 23.01.2024 включил в перечень выявленных объектов культурного наследия выявленный объект археологического наследия "Руинированные остатки каменной церкви Смоленской иконы Божьей Матери, архитектор Дж. Кваренги, 1785 г.".
Для реализации схемы подключения Петербургского шоссе от скоростной автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург M11 "Нева" со строительством развязки в разных уровнях на пересечении Шушарской дороги и Петербургского шоссе в составе документации по планировке территории Объекта необходимо выполнить следующие работы:
- транспортно-экономические изыскания в связи со значительным объемом изменений заново в полном объеме;
- инженерные изыскания в связи с окончанием срока действия изысканий (п. 5.2 СП II-105-97) и увеличения границ линейного объекта заново в полном объеме;
- документацию по планировке территории в связи со значительным объемом изменений заново в полном объеме.
Стоимость работ на выполнение транспортно-экономических изысканий, согласно прилагаемой смете к письму ИП Смирнова Артема Олеговича от 20.02.2024 N 20102-КП, составляет 700 000,00 рублей, НДС не облагается.
Стоимость работ на разработку проекта планировки и межевания территории, согласно прилагаемой смете, составляет 10 180 561,96 рублей, в том числе НДС 20% - 1 696 760,33 рублей.
Согласно п. 3.1 Контракта, общая стоимость Работ составляет в соответствии с Расчетом цены Контракта 4 662 823,33 рублей, в том числе НДС 20% - 777 137,22 рублей, с учетом применения коэффициента конкурсного снижения по результатам торгов.
Согласно п. 3.2.1 Контракта, Заказчик Санкт-Петербурга по согласованию с Подрядчиком в ходе исполнения Контракта вправе увеличить или уменьшить предусмотренные Контрактом объем Работ не более чем на десять процентов.
Таким образом, Контракт не может быть исполнен ООО "Магистральные Автомобильные Дороги" по следующим причинам:
- превышение фактической стоимости работ над ценой Контракта;
- наличием выявленного объекта культурного (археологического) наследия в границах проектирования Объекта.
Учитывая вышеизложенное, Подрядчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.04.2024 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 16.04.2024.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В соответствии с п.п. 1.1, 5.2 Контракта Подрядчик принял обязательство по выполнению Работ в соответствии с Техническим заданием, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с требованиями технических регламентов, со строительными нормами и правилами, в сроки, установленные Контрактом.
Согласно п. 2.2 Контракта срок окончания Работ: 01.11.2021.
В соответствии с календарным планом выполнения работ, являющегося Приложением N 3 к Контракту (далее - Календарный план), работы по подготовке Документации проводятся в 4 этапа. В рамках 3 этапа Подрядчику необходимо согласовать Документацию и получить заключение Комитета по градостроительству и архитектуре в срок не позднее 02.08.2021. В рамках 4 этапа Подрядчику необходимо утвердить Документацию Правительством Санкт-Петербурга в срок не позднее 01.11.2021.
Вместе с тем Работы по этапам N 3 и N 4 Календарного плана не были завершены Подрядчиком, Документация не согласована и не утверждена.
На основании поступивших в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) сведений, предусмотренных ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" об обнаружении в ходе полевых археологических работ выявленного объекта археологического наследия "Руинированные остатки каменной церкви Смоленской иконы Божьей Матери, архитектор Дж. Кваренги, 1785 г.", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Пушкинский район, КГИОП подготовлено распоряжение "О включении в перечень выявленных объектов культурного наследия выявленного объекта археологического наследия "Руинированные остатки каменной церкви Смоленской иконы Божьей Матери, архитектор Дж. Кваренги, 1785 г." и об утверждении границ выявленного объекта культурного наследия".
Распоряжением КГИОП от 23.01.2024 N 123-рп выявленный объект археологического наследия "Руинированные остатки каменной церкви Смоленской иконы Божьей Матери, архитектор Дж. Кваренги, 1785 г." включен в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Таким образом, на заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика подтвердил факт невозможности исполнения Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу об отсутствии оснований для включения ООО "Магистральные Автомобильные Дороги" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Магистральные Автомобильные Дороги" (ИНН: 7840086239), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 апреля 2024 г. N РНП-78-622/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2024