Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ИП Дубовик Анжелики Владимировны (далее - Участник, Поставщик, ИП Дубовик А.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10112-ЭП/24 от 16.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0372100048823001437),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.12.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (извещение N 0372100048823001437) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 602 706,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.01.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Дубовик А.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Дубовик А.В. заключен государственный контракт N 0372100048823001437 от 05.02.2024 (далее - Контракт) на сумму 596 678,94 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.2, 9.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Дубовик А.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку дезинфицирующих средств (далее - Товар) партиями по заявкам Заказчика (п. 4.1 Контракта).
В соответствии с п. 4.1 Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 10 (десяти). Срок поставки Товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки Товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку Товара, и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 09.02.2024 N ИС-05-07/839 направлена в адрес Поставщика и получена последним 09.02.2024. Срок исполнения обязательств Поставщика по Контракту истек 19.02.2024, Товар поставлен не был.
Претензией от 01.03.2024 N ИС-05-07/1572 Заказчик уведомил Поставщика о нарушении срока поставки и потребовал незамедлительно выполнить обязательства по Контракту.
21.02.2024 от Поставщика в адрес Заказчика поступил Товар, в ходе приемке которого Заказчиком выявлено несоответствие Товара условиям Контракта в связи с чем на Документ о приемке N б/н от 20.02.2024 Исправление N 1 от 21.02.2024 сформирован мотивированный отказ от приемки товара. Перечень выявленных нарушений отображен в заключении о несоответствии товара (работы, услуги) условиям контракта от 26.02.2024.
01.03.2024 Поставщик повторно осуществил попытку поставить Товар. Однако 06.03.2024 в ходе процедуры приемки Товара Заказчиком было выявлено несоответствие Товара условиям Контракта, в связи с чем на Документ о приемке N б/н от 29.02.2024 Исправление N 1 от 01.03.2024 сформирован мотивированный отказ от приемки товара. Перечень выявленных нарушений отображен в заключении о несоответствии товара (работы, услуги) условиям контракта от 06.03.2024.
Вместе с тем по состоянию на 19.03.2024 Поставщик не устранил выявленные в ходе приемки нарушения и не исполнил обязательства по указанной заявке на поставку Товара.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в том числе, в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (абз. 3 п. 2 ст. 523 ГК РФ).
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.04.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Дубовик А.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает Решение Заказчика необоснованным и неправомерным, так как Заказчик не имел никаких правомерных оснований для отказа от приемки поставленного Товара, а поставленный Товар полностью соответствует условиям заключенного Контракта.
Заказчиком в адрес Поставщика была направлена заявка от 09.02.2024 на поставку дезинфицирующего средства "ЯНИЛИС(час)" в количестве 100 л (45 шт. по 1 л, 11 шт. по 5л). В соответствии с условиями Контракта крайним днём поставки являлось 19.02.2024.
Как следует из накладной от 13.02.2024 N 24-04031043676 Поставщиком был направлен Товар 13.02.2024 с помощью ООО "Деловые линии", осуществляющего деятельность, связанную с грузоперевозками. 18.02.2024 груз прибыл на терминал ООО "Деловые линии" в Санкт-Петербурге. В связи с тем, что 18.02.2024 был не рабочим днем, указанная организация не смогла связаться с Заказчиком, хотя была готова доставить Товар 19.02.2024.
12.02.2024, заблаговременно перед отправкой Товара, Поставщик направил письмо в адрес Заказчика посредством электронной почты для уточнения удобной схемы проезда. Однако Заказчик ответ не предоставил, в связи с чем грузовая машина ООО "Деловые линии" не смогла проехать во двор для разгрузки. Поставка была перенесена на 21.02.2024 с целью доставки Товара на небольшой "Газели". Так, в соответствии с актом выполненных работ N 1043676/0403 от 21.02.2024 необходимый по заявке Заказчика Товар был успешно доставлен.
ИП Дубовик А.В. шесть раз размещал на ЕИС документы о приемке: N б/н от 20.02.2024, N б/н от 20.02.2024 (испр. N 1 от 21.02.2024), N б/н от 29.02.2024, N б/н от 29.02.2024 (испр. N 1 от 01.03.2024), N 2 от 07.03.2024, N 2 от 07.03.2024 (испр. N 1 от 13.03.2024), три из которых не были приняты в связи с неверным, по мнению Заказчика, оформлением, которое в последствии было исправлено, а другие 3 - в связи с выявлением следующих нарушений:
"1. П. 1, 2 УПД - Указанные экспозиции есть не при всех режимах (вирусный, бактериальный, грибковый и плесневый);
2. П. 1, 2 УПД - Предстерилизационная обработка для сложных (каналы, замковые части) и пористых изделий более 5 мин (10 мин);
3. П. 2 УПД - Флаконы объёмом 1 литр не имеют контроль вскрытия".
По выявленным нарушениям Поставщиком неоднократно были даны Заказчику письменные разъяснения с указанием на тот факт, что поставленное ИП Дубовик А.В. дезинфицирующее средство "ЯНИЛИС (час)" производства ООО "Юнитор", Россия соответствует всем характеристикам, указанным в описании объекта закупки и в спецификации к Контракту.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Дубовик А.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем согласно п. 5.6 Контракта, при возникновении разногласий по вопросам качества Товара или несоответствия условиям настоящего Контакта, в случае приемки Товара приемочной комиссией Заказчика, Заказчик вправе привлечь независимую экспертную организацию/эксперта. При наличии заключения независимой экспертной организации (эксперта) о несоответствии качества поставляемого Товара требованиям Контракта и/или нормативно-технической документации, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из изложенных Заказчиком и Участником обстоятельств следует, что между сторонами Контракта возникли разногласия по вопросам качества Товара или несоответствия условиям настоящего Контакта. Для подтверждения своей позиции Заказчик был вправе воспользоваться п. 5.6 Контракта, чего им сделано не было.
Таким образом, Заказчик не представил достаточные и убедительные доказательства о том, что Товар, неоднократно поставленный Участником, не соответствовал требованиям Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Дубовик А.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Дубовик Анжелики Владимировны (ИНН: 231102769627), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 апреля 2024 г. N РНП-78-620/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2024