Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУСОН "ЦСПСИД Василеостровского района" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Победа" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10360-ЭП/24 от 18.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку картриджей (извещение N 0372200079224000009),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку картриджей (извещение N 0372200079224000009) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта - 310 514,75 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.03.2024 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Победа".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Победа" заключен государственный контракт N 000009 от 21.03.2024 на сумму 176 669,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.04.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Победа".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку картриджей (далее - Товар).
25.03.2024 осуществлена поставка Товара.
27.03.2024 Заказчик в адрес Поставщика направил Мотивированный отказ от подписания акта приемки Товара, в котором указано, что при проведении экспертизы установлено, что Товар является не оригинальным, а совместимым
В соответствии с п. 2.1 Контракта, Заказчик вправе требовать от Поставщика своевременного устранения недостатков, выявленных как в ходе приемки, так и в течение гарантийного периода, Поставщик должен был заменить поставленный Товар, на соответствующий заявке Поставщика и приложению N 2 к Контракту в срок до 01.04.2024 включительно (Письмо исх. N 418/01-23/АП от 27.03.2024).
Однако, по состоянию на 04.04.2024 своих обязанностей Поставщик не исполнил, тем самым нарушил п. 2.4 Контракта.
На основании вышеизложенного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 04.04.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
25.03.2024 Поставщиком осуществлена поставка Товара в соответствии с условиями Контракта. Поставляемый Товар полностью соответствует спецификации Контракта. Закрывающие документы N 28 от 26.03.2024 направлены в ЕИС (вместе с товаром была приложена накладная N28 от 25.03.2024).
27.03.2024 на электронную почту Поставщика от Заказчика получен Мотивированный отказ от подписания акта приемки товара N 418/01-23/АП.
В данном документе Заказчик утверждает, что при проведении экспертизы Заказчиком было проверено качество Товара в части их соответствия условиям контракта, в результате проверки были выявлены разночтения, а именно: поставленный товар не соответствует контракту, Товар является не оригинальным, а совместимым, что Заказчик подтверждает скриншотами с сайта производителя. При этом, Заказчик уточняет, что при заключении Контракта в части описания объекта закупки заявка Поставщика соответствовала требованиям, однако, Заказчик считает, что "наличие или отсутствие на Товаре товарного знака не является качественной, функциональной или технической характеристикой товара".
В контракте, размещенным Заказчиком указаны характеристики с предложенным участником товарным знаком, а также указана совместимость с требуемым Заказчиком оборудованием.
Также, представитель Участника отмечает, что требуемый Заказчиком товарный знак по факту поставки - Pantum, что противоречит заключенному Контракту.
28.03.2024 в адрес Заказчика направлен ответ на претензию N 43, где поясняет, что заявка была подана в соответствии с требованиями технического задания, а именно, с указанием всех необходимых характеристик Товара, в том числе производителя, ресурса, совместимости с оборудованием Заказчика.
29.03.2024 в адрес Поставщика пришел повторный Мотивированный отказ от подписания акта приемки Товара N 435/01-23/АП. В данном отказе Заказчик ссылается на указание в характеристиках Товара значение "Оригинальный", при этом, во внимание не берется наличие в заявке и контракте указанного товарного знака "NVP".
01.04.2024 в адрес Заказчика направлен ответ на претензию N 46, где Поставщик поясняет, что в техническом задании не было указано требование о наличии у предлагаемого Товара конкретного товарного знака, также уточняется, что требование оригинального товара (подразумевающего под собой поставку конкретного товарного знака), должно быть обосновано в закупочной документации при размещении закупки, что сделано не было.
В связи с вышеизложенным, представитель Участника считает Мотивированный отказ от подписания акта приемки товара Заказчика не обоснованным, так как Поставщиком изначально был предложен в заявке товарный знак "NVP", предлагаемый и поставленный Товар соответствует характеристикам заключенного Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Победа" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что принимались меры, необходимые для исполнения обязательств по Контракту.
При этом, в заявке Участника были указаны все фактические и функциональные данные - наименование, товарный знак производителя "NVP" и указание на то, что данный Товар является совместимым с оборудованием Заказчика, а предложенный бренд "NVP" - оригинальным.
Заявка Участника была признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
На основании предложенных Участником характеристик Товара заключен Контракт.
25.03.2024 Участником была осуществлена поставка Товара, который соответствует условиям Контракта.
Вместе с тем ООО "Победа" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "Победа" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Победа" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Победа" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Победа" (ИНН: 7751012806), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 апреля 2024 г. N РНП-78-629/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024