Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N107" (далее - Заказчик):
ИП Пахтусова Олега Владимировича (далее - Участник, Поставщик, ИП Пахтусов О.В.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 10252-ЭП/24 от 17.04.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку реагентов для биохимического анализатора ADVIA 2400, Siemens для межрайонной централизованной клинико-диагностической лаборатории Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0372200085224000056),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.02.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку реагентов для биохимического анализатора ADVIA 2400, Siemens для межрайонной централизованной клинико-диагностической лаборатории Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году (извещение N 0372200085224000056) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 109 341,50 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.03.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Пахтусов О.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Пахтусовым О.В. заключен государственный контракт N 03722000852240000560001 от 19.03.2024 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.10 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Пахтусовым О.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку реагентов для биохимического анализатора ADVIA 2400, Siemens для межрайонной централизованной клинико-диагностической лаборатории Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга (далее - Товар) по заявкам Заказчика в период со дня заключения Контракта по 10.12.2024 (п. 3.5 Контракта).
В соответствии с п.п. 4.1.1, 4.1.3 Контракта Заказчик направляет Поставщику заявку, в которой указывает срок поставки Товара, а Поставщик в течение 24-х часов с момента получения заявки подтверждает в письменной форме готовность к осуществлению поставки (приемлемой считается передача средствами факсимильной, компьютерной или иной связи) и указывает наименование Товара, количество Товара, срок (дату) поставки.
Заказчик направил Поставщику заявку N 1 от 20.03.2024 со сроком поставки Товара до 25.03.2024.
В нарушение условий Контракта Поставщик не подтвердил готовность Товара к поставке и не осуществил поставку Товара.
Заказчиком 28.03.2024 направлена с использованием единой информационной системы претензия N 1265 от 27.03.2024 с требованием о поставке Товара до 01.04.2024.
Однако по состоянию на 03.04.2024 Поставщик на претензию не ответил, срок поставки Товара не подтвердил, обязательства по поставке не исполнил.
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу п. 1 ст. 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
В соответствии с ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 ч. 2 ст. 450 ГК РФ). При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (ч. 2 ст. 523 ГК РФ).
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.10. Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.04.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Пахтусовым О.В. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 16.04.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что что внесение сведений об ИП Пахтусове О.В. в реестр недобросовестных поставщиков чрезмерно по отношению к фактическим обстоятельствам исполнения Контракта ввиду следующего.
Предметом Контракта является поставка реагентов для биохимического анализатора ADVIA 2400, Siemens для межрайонной централизованной клинико- диагностической лаборатории Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга в 2024 году.
Контракт вступает в силу со дня его заключения и действует по 31.12.2024.
Согласно п. 3.5 Контракта, сроки поставки Товара: со дня заключения Контракта, и не позднее 10.12.2024, на основании заявок Заказчика Заказчик направляет заявку не чаще, чем четыре раза в месяц, не позднее 5 календарных дней до предполагаемой даты поставки, срок поставки указывается в заявке.
20.03.2024 от Заказчика поступила Заявка N 1 на весь объем Товара по Контракту.
В связи с тем, что Товар имеет ОСГ, а также срок действия Контракта, Товар в полном объеме отсутствовал у Поставщика, и ИП Пахтусов О.В. не рассчитывал на единовременный Заказ всего объема Товара.
22.03.2024 Поставщик согласовал с Заказчиком поставку 5 наборов Товара из имеющегося в наличии.
03.04.2024 данные наборы были поставлены, но не приняты Заказчиком (мотивированный отказ от 12.04.2024).
ИП Пахтусов О.В. считает данный отказ Заказчика незаконным и несоответствующим условиям Контракта, так как п. 5.4 Контракта предусмотрено, что Заказчик должен принять Товар и оформить документы на полученный Товар по наименованию, количеству, комплектности, объему и качеству.
Вместе с тем после получения Заявки на поставку Товара от Заказчика ИП Пахтусов О.В. заказал и оплатил необходимый Товар, о чем неоднократно сообщалось Заказчику, в т.ч. письмом от 15.04.2024 N 218 (Счет на оплату N 143 07.03.2024; Счет на оплату N 152 21.03.2024; ПП от 07.03.2024 N 93; ПП от 21.03.2024 N 114).
После поставки Товара Заказчику так же неоднократно направлялись письма об отзыве Решения (от 15.04.2024 N 216; от 10.04.2024 N 187).
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Пахтусова О.В. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что действия Поставщика были направлены на исполнение Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Пахтусова О.В. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Пахтусова Олега Владимировича (ИНН: 665401997107), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 апреля 2024 г. N РНП-78-626/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2024