На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576
"Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ. РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 1576 от 01.10.2020), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановой проверки", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция Управления):
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Карачаево-Черкесской Республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации "Колледж индустрии питания, туризма и сервиса" г. Черкесск (далее - Заказчик) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса в электронной форме
N 0179200001924000176 "Капитальный ремонт помещений и фасада Карачаево-Черкесской республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации "Колледж индустрии питания, туризма и сервиса" г. Черкесск,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила информация от ООО "Чомур" о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении закупки
N 0179200001924000176 "Капитальный ремонт помещений и фасада Карачаево-Черкесской республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации "Колледж индустрии питания, туризма и сервиса" г. Черкесск" Заказчиком.
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99, ч. 26 ст. 99 Закона о контрактной системе для всесторонней проверки, Карачаево-Черкесским УФАС России истребованы необходимые документы и сведения от Заказчика.
Изучив материалы дела, Инспекция Управления пришла к следующим выводам. 26.03.2024 в 15:26 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Заказчиком опубликован открытый конкурс в электронной форме N 0179200001924000176 "Капитальный ремонт помещений и фасада Карачаево-Черкесской республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации "Колледж индустрии питания, туризма и сервиса" г. Черкесск" (извещение о проведении электронного аукциона - 26.03.2024 в 15:26 ч.), с начальной (максимальной) ценой
контракта - 26 618 650,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 26.03.2024 в 15:26 ч.; Дата и время окончания срока подачи заявок - 11.04.2024 в 09:00 ч.
1. Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
2) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
3) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта
В силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Такие требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 2571).
Согласно пп. "а" п. 3 Постановления N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения к Постановлению N 2571 применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) требуют наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Исходя из извещения о проведении закупки объектом закупки является - выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования.
Инспекция Управления установила, что Заказчиком в извещении о проведении закупки установлено дополнительное требование согласно п. 4 Постановления
N 2571.
Следовательно, с учетом вышеизложенного Заказчик, должен установить дополнительные требования к участникам в извещение о проведении закупки в соответствии с позицией 10 приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом действия Заказчика, установившего в извещение о проведении закупки дополнительные требования к участника неверно, нарушают ч. 4 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)
2. В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021
N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт
4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии с п. 1 Положения устанавливается порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению N 1 к Положению.
Согласно пп. "а" п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки - цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги.
В силу пп. "е" п. 5 Положения установлено, что при проведении конкурсов документ, предусмотренный приложением N 1 к Положению, формируется в соответствии со следующим требованием: раздел II заполняется в части применяемых критериев оценки, показателей оценки, в том числе предусмотренных подпунктом "а" п. 8 Положения, показателей оценки, детализирующих применяемый показатель оценки, значимости критериев оценки, значимости показателей оценки, а также в части шкалы оценки или формул, предусмотренных Положением.
Пунктами 9, 10 Положения установлены формулы расчета баллов, присваиваемых по критерию "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Инспекцией Управления установлено, что Заказчиком в п. 1 Порядка оценки по Критерию используется формула расчета баллов в соответствии с пп. "а" п. 10 Положения в редакции от 01.01.2022, а именно:
Вместе с тем, Извещение размещено в ЕИС 26.03.2024 в 15:26 ч., при этом постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 N 1946 внесены изменения в Положение, согласно которым в случае, предусмотренном пп. "а" п. 10 Положения, участникам закупки баллы рассчитываются по следующей формуле:
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки по Критерию, нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3. В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе, пп. "г" п. 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. В силу п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" п. 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном п.п. 20 и 21 Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе, исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный а. 3 пп. "в" п. 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Согласно Порядку оценки Заказчиком для расчета баллов по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлена формула, предусмотренная пп. "з" п. 20 Положения.
При этом по Детализирующему показателю N 1 Критерия установлено предельное минимальное значение характеристики (), которое составляет 100 000 000, 00 рублей, а также предельное максимальное значение характеристики
( ), которое составляет 150 000 000, 00 рублей.
Вместе с тем с учетом того, что в рамках Детализирующего показателя N 1 оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров, установление предельного минимального значения характеристики в размере 100 000 000, 00 рублей и предельного максимального значения характеристики в размере 150 000 000, 00 рублей по сути представляет собой требование к минимальной и максимальной стоимости контрактов (договоров), представляемого участником закупки в целях присвоения баллов.
В рамках Детализирующего показателя N 2 оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров, предельное минимальное значение - 10 контрактов (договоров), предельное максимальное значение 15 контрактов (договоров).
При этом, согласно извещению о проведении открытого конкурса НМЦК составляет 26 618 650,00 рублей.
Инспекция Управления, изучив установленный Заказчиком Порядок оценки, приходит к выводу что установление Заказчиком предельного минимального значения характеристики по Детализирующему показателю N 2 Критерия в размере 100 000 000, 00 руб. не соответствует п. 28 Положения и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, имеющих опыт, менее установленного предельного минимального значения, как минимум равного НМЦК.
Кроме того, такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
4. В силу п. 14 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе или требование, установленное в соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона о контрактной системе, с указанием в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В п. 4.5 проекта контракта извещения о проведении Конкурса Заказчиком установлено, что в случае если подрядчик не относится к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации он обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме
50 % (процентов) от цены контракта (объем привлечения устанавливается заказчиком в виде фиксированных процентов и должен составлять не менее 5 процентов от цены контракта).
При этом извещение о проведении закупки не содержит сведений преимущества участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со ст. 30 Закона о контрактной системе, объема привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 14 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Карачаево-Черкесской Республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации
"Колледж индустрии питания, туризма и сервиса" г. Черкесск нарушения ч. 4 ст. 31, п.п. 11, 12, 14 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Карачаево-Черкесской Республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации "Колледж индустрии питания, туризма и сервиса" г. Черкесск, конкурсной Комиссии Карачаево-Черкесской Республиканской государственной бюджетной профессиональной образовательной организации "Колледж индустрии питания, туризма и сервиса" г. Черкесск, Оператору электронной площадки
"ЭТП "Фабрикант" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы дела N 009/06/99-11/2024 от 23.04.2024 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 23 апреля 2024 г. N 009/06/99-11/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024